ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 622
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
b = 0,886, а цену товара — d = 1,031. Тогда коэффициент рентабельности производства несколько понизится и составит 98,16% от базовой величины (т.е. окажется равным 1,15 · 0,981 = 1,128).
Резко будут отличаться результаты планово-управленческого решения, принятого по максимуму выручки. В данном случае надо будет значительно снижать цены товара и существенно увеличивать объем производства и продаж. Так, расчеты рекомендуют увеличить объем товара, поставляемого на рынок, до b= 1,475, а цену установить на уровне всего d= 0,7375 (т.е. резко снизить). Тогда индекс выручки составит наибольшую величину— 1,087. При принятии подобного управленческого решения для ускорения продажи товара резко снижается цена на него.
При принятии решений по разным критериям важно знать, какие значения будут принимать другие критериальные показатели. Приведем их значения для рассмотренного сквозного примера. Так, при работе по максимуму прибыли показатель выручки составит 0,95, а показатель рентабельности — 0,979. При работе по максимуму рентабельности показатель прибыли окажется 0,799, а показатель выручки — 0,914. При работе по максимуму выручки прибыль окажется даже отрицательной и составит (0,226), а показатель рентабельности — (0,84).
Особенно хорошо видны смещения значений критериальных показателей, когда в качестве критерия принят другой показатель, представленный на рис. 5.10.
На рисунке по оси ординат располагается шкала индексов рассматриваемых критериальных показателей — прибыли, рентабельности и выручки. По оси абсцисс — значения показателей объема производства bи цены товара d. Максимум каждого критерия отражается на соответствующей кривой при фиксированных координатах объема производства и цены товара. Точки, отражающие максимум каждого критерия, изображены в виде крестиков. Точки в виде кружков — значения других критериальных показателей при достижении максимума исследуемого критерия.
Очень хорошо видно, что и критерии, и значения показателей прибыли и рентабельности отличаются друг от друга незначительно.
Особняком стоит критерий максимума выручки. При его достижении значительно снижается рентабельность производства (ниже нулевой рентабельности), а прибыль имеет отрицательное значение и на графике не показана (ее координата выходит далеко вниз за пределы графика).
Рис. 5.10. Выбор решения по разным критериям оптимизации
Надо подчеркнуть, что рассматриваемый график построен для условий конкретного примера, для других условий он изменится. Однако одно несомненно: максимальные значения прибыли и рентабельности по своим управленческим решениям будут близки между собой (координаты объемов производства и цен товаров соседствуют друг с другом) и достаточно далеко будут находиться от максимума выручки. Это как бы два полярно противоположных критерия, достижения каждого из которых будет исключать возможность нормальной работы по другому критерию.
Вопрос о выборе критерия оптимальности при выработке лучшего планово-управленческого решения в условиях функционирования конкретной фирмы приобретает важнейшее значение. Ошибка в выборе может нанести предприятию огромный экономический ущерб, поэтому требуется тщательное экономическое обоснование принимаемого решения с позиций конкретных задач, стоящих перед фирмой в тактическом и стратегическом планах.
Обоснование планово-управленческого решения по максимуму вновь созданной стоимости. Рассмотренные выше критерии оптимизации планово-управленческих решений (максимум прибыли, выручки и рентабельности производства) определяют выбор такого варианта плана, который отвечает интересам предприятия в тот или иной период деловой рыночной активности.
Для решения той же задачи можно предложить и другие критерии оптимизации, например минимум издержек производства, максимум производительности труда, максимум фондоотдачи и др. Однако все они не соответствуют показателю конечного экономического результата деятельности предприятия, а отражают лишь какие-то частные стороны его функционирования. И в этом смысле подобные критерии особого научного и хозяйственного интереса не представляют.
Но можно ли считать, что все рассмотренные и указанные дополнительные критерии в совокупности полностью исчерпали другие возможные предложения и особенно в части, характеризующей конечный производственно-экономический и народнохозяйственный результат деятельности предприятия?
Со всей ответственностью можно утверждать, что это далеко не так, хотя решение задачи о получении критерия, отражающего одновременно интересы как государства, так и предприятий, которые полностью совпадают, не является очевидным. В плановой экономике многие отечественные ученые-экономисты пытались на протяжении многих десятилетий решить эту задачу. Предлагалось множество различных критериев, но все они не выдерживали научной критики или испытания хозяйственной практикой. Поэтому плановая экономика пошла по пути использования для оценки деятельности социалистических предприятий многих производственных, экономических и финансовых показателей, которые были весьма противоречивы и не отражали конечных результатов деятельности и предприятия, и народного хозяйства. Можно с уверенностью констатировать, что плановая экономика именно поэтому проиграла соревнование с капиталистическим миром, для которого показатель прибыли был достаточно надежным компасом для принятия управленческих решений на уровне предприятия.
Справедливости ради следует отметить, что «под занавес» существования СССР такой критериальный показатель был обоснован и получил название
народнохозяйственная прибыль4. Однако применять его было уже поздно. С 1 января 1992 г. Россия и другие страны бывшего СССР взяли курс на формирование рыночной экономики.
Но вернемся к рынку. Для частного бизнеса главным показателем и основным критерием деятельности фирмы являете прибыль. Ее увеличение есть основной экономический закон капиталистического хозяйствования. Каждый частник, каждым хозяин или трудовой коллектив — собственник средств производства будут стремиться нарастить получаемую прибыль.
Вместе с тем возникает вопрос: а отражает ли прибыль на все 100% конечный результат производства? Ответ на этот вопрос однозначен: нет, прибыль конечного результата производства не характеризует, а является лишь частью этого результата. Другую его часть составляет оплата труда всех участников производственного процесса.
Таким образом, совокупность или простая сумма фонда оплаты труда членов трудового коллектива, включая оплату труда хозяина фирмы и прибыли предприятия, составляет конечный результат его деятельности, то, что создано трудовым коллективом за определенный период. И чем эта сумма больше, тем лучше сработало предприятие, тем больший конечный продукт оно создало. Такой показатель известен экономической науке и получил название вновь созданная стоимость, суммарная величина которой по всем функционирующим предприятиям и составит конечный народнохозяйственный (национальный) результат.
Следовательно, в рыночной экономике именно вновь созданная стоимость и есть тот искомый критерий, который полностью отражает конечный результат производства на уровне предприятия. Каждой фирме надо научиться определять такое планово-управленческое решение, которое позволит максимизировать вновь созданную стоимость.
В обоснование высказанной мысли о необходимости смены критерия оптимальности деятельности предприятий в условиях рынка можно рассмотреть следующую ситуацию (рис.5.11).
Рис. 5.11. Оптимизация национального результата
В верхней части рисунка условно представлены результаты деятельности трех предприятий, которые в совокупности отражают как бы весь конечный национальный результат. В качестве такового в рамках рыночного хозяйства выступает показатель валового внутреннего (национального) продукта (ВВП). Естественно стремление любого государства максимизировать величину этого важного национального критерия
, но для этого необходимо, чтобы все работающие предприятия использовали для оценки своей деятельности такой критерий, который был бы производным от национального критерия, т.е. ВВП.
Однако на самом деле они применяют в качестве критерия максимум прибыли, нарушает согласованность интересов национальной экономики в целом и интересов действующих предприятий.
Как видно из верхней части рисунка, сумма оптимальных значений результатов деятельности предприятий не обеспечит максимизации ВВП, произойдет его недобор только потому, что экономические интересы государства и предприятий частично не совпадают. Чтобы эти интересы полностью совместить, надо изменить критерий оценки функционирующих предприятий, т.е. перейти к показателю вновь созданной стоимости. Это единственный критерий, способный совместить интересы всех хозяйствующих субъектов, включая интересы национальной экономики (нижняя часть рис. 5.10). Работая по такому критерию, все действующие фирмы будут автоматически обеспечивать лучший конечный национальный результат. Необходимо всячески разъяснять и пропагандировать введение в хозяйственный механизм рыночной экономики в качестве основного критерия деятельности предприятий максимума вновь созданной стоимости. Разумеется, большая роль в этом процессе принадлежит государству.
Если использовать модель типа 4.5 для исчисления индекса прибыли и несколько ее преобразовать, то можно получить формулу для определения индекса вновь созданной стоимости. Она будет выглядеть следующим образом:
(5.33)
где R— индекс показателя вновь созданной стоимости;
b, p, d, Kн, r, f — те же параметры по своему экономическому смыслу, которые использовались в модели типа 4.5;
s — удельный вес заработной платы (со всеми начислениями) в себестоимости продукции базового периода;
Кз — коэффициент изменения удельного веса заработной платы в себестоимости продукции в анализируемом периоде.
Для того чтобы оптимизировать планово-управленческое решение по максимуму показателя вновь созданной стоимости, известным методом определим оптимальную цену товара и оптимальный объем его производства. Формулы для их исчисления имеют следующий вид:
Резко будут отличаться результаты планово-управленческого решения, принятого по максимуму выручки. В данном случае надо будет значительно снижать цены товара и существенно увеличивать объем производства и продаж. Так, расчеты рекомендуют увеличить объем товара, поставляемого на рынок, до b= 1,475, а цену установить на уровне всего d= 0,7375 (т.е. резко снизить). Тогда индекс выручки составит наибольшую величину— 1,087. При принятии подобного управленческого решения для ускорения продажи товара резко снижается цена на него.
При принятии решений по разным критериям важно знать, какие значения будут принимать другие критериальные показатели. Приведем их значения для рассмотренного сквозного примера. Так, при работе по максимуму прибыли показатель выручки составит 0,95, а показатель рентабельности — 0,979. При работе по максимуму рентабельности показатель прибыли окажется 0,799, а показатель выручки — 0,914. При работе по максимуму выручки прибыль окажется даже отрицательной и составит (0,226), а показатель рентабельности — (0,84).
Особенно хорошо видны смещения значений критериальных показателей, когда в качестве критерия принят другой показатель, представленный на рис. 5.10.
На рисунке по оси ординат располагается шкала индексов рассматриваемых критериальных показателей — прибыли, рентабельности и выручки. По оси абсцисс — значения показателей объема производства bи цены товара d. Максимум каждого критерия отражается на соответствующей кривой при фиксированных координатах объема производства и цены товара. Точки, отражающие максимум каждого критерия, изображены в виде крестиков. Точки в виде кружков — значения других критериальных показателей при достижении максимума исследуемого критерия.
Очень хорошо видно, что и критерии, и значения показателей прибыли и рентабельности отличаются друг от друга незначительно.
Особняком стоит критерий максимума выручки. При его достижении значительно снижается рентабельность производства (ниже нулевой рентабельности), а прибыль имеет отрицательное значение и на графике не показана (ее координата выходит далеко вниз за пределы графика).
Рис. 5.10. Выбор решения по разным критериям оптимизации
Надо подчеркнуть, что рассматриваемый график построен для условий конкретного примера, для других условий он изменится. Однако одно несомненно: максимальные значения прибыли и рентабельности по своим управленческим решениям будут близки между собой (координаты объемов производства и цен товаров соседствуют друг с другом) и достаточно далеко будут находиться от максимума выручки. Это как бы два полярно противоположных критерия, достижения каждого из которых будет исключать возможность нормальной работы по другому критерию.
Вопрос о выборе критерия оптимальности при выработке лучшего планово-управленческого решения в условиях функционирования конкретной фирмы приобретает важнейшее значение. Ошибка в выборе может нанести предприятию огромный экономический ущерб, поэтому требуется тщательное экономическое обоснование принимаемого решения с позиций конкретных задач, стоящих перед фирмой в тактическом и стратегическом планах.
Обоснование планово-управленческого решения по максимуму вновь созданной стоимости. Рассмотренные выше критерии оптимизации планово-управленческих решений (максимум прибыли, выручки и рентабельности производства) определяют выбор такого варианта плана, который отвечает интересам предприятия в тот или иной период деловой рыночной активности.
Для решения той же задачи можно предложить и другие критерии оптимизации, например минимум издержек производства, максимум производительности труда, максимум фондоотдачи и др. Однако все они не соответствуют показателю конечного экономического результата деятельности предприятия, а отражают лишь какие-то частные стороны его функционирования. И в этом смысле подобные критерии особого научного и хозяйственного интереса не представляют.
Но можно ли считать, что все рассмотренные и указанные дополнительные критерии в совокупности полностью исчерпали другие возможные предложения и особенно в части, характеризующей конечный производственно-экономический и народнохозяйственный результат деятельности предприятия?
Со всей ответственностью можно утверждать, что это далеко не так, хотя решение задачи о получении критерия, отражающего одновременно интересы как государства, так и предприятий, которые полностью совпадают, не является очевидным. В плановой экономике многие отечественные ученые-экономисты пытались на протяжении многих десятилетий решить эту задачу. Предлагалось множество различных критериев, но все они не выдерживали научной критики или испытания хозяйственной практикой. Поэтому плановая экономика пошла по пути использования для оценки деятельности социалистических предприятий многих производственных, экономических и финансовых показателей, которые были весьма противоречивы и не отражали конечных результатов деятельности и предприятия, и народного хозяйства. Можно с уверенностью констатировать, что плановая экономика именно поэтому проиграла соревнование с капиталистическим миром, для которого показатель прибыли был достаточно надежным компасом для принятия управленческих решений на уровне предприятия.
Справедливости ради следует отметить, что «под занавес» существования СССР такой критериальный показатель был обоснован и получил название
народнохозяйственная прибыль4. Однако применять его было уже поздно. С 1 января 1992 г. Россия и другие страны бывшего СССР взяли курс на формирование рыночной экономики.
Но вернемся к рынку. Для частного бизнеса главным показателем и основным критерием деятельности фирмы являете прибыль. Ее увеличение есть основной экономический закон капиталистического хозяйствования. Каждый частник, каждым хозяин или трудовой коллектив — собственник средств производства будут стремиться нарастить получаемую прибыль.
Вместе с тем возникает вопрос: а отражает ли прибыль на все 100% конечный результат производства? Ответ на этот вопрос однозначен: нет, прибыль конечного результата производства не характеризует, а является лишь частью этого результата. Другую его часть составляет оплата труда всех участников производственного процесса.
Таким образом, совокупность или простая сумма фонда оплаты труда членов трудового коллектива, включая оплату труда хозяина фирмы и прибыли предприятия, составляет конечный результат его деятельности, то, что создано трудовым коллективом за определенный период. И чем эта сумма больше, тем лучше сработало предприятие, тем больший конечный продукт оно создало. Такой показатель известен экономической науке и получил название вновь созданная стоимость, суммарная величина которой по всем функционирующим предприятиям и составит конечный народнохозяйственный (национальный) результат.
Следовательно, в рыночной экономике именно вновь созданная стоимость и есть тот искомый критерий, который полностью отражает конечный результат производства на уровне предприятия. Каждой фирме надо научиться определять такое планово-управленческое решение, которое позволит максимизировать вновь созданную стоимость.
В обоснование высказанной мысли о необходимости смены критерия оптимальности деятельности предприятий в условиях рынка можно рассмотреть следующую ситуацию (рис.5.11).
Рис. 5.11. Оптимизация национального результата
В верхней части рисунка условно представлены результаты деятельности трех предприятий, которые в совокупности отражают как бы весь конечный национальный результат. В качестве такового в рамках рыночного хозяйства выступает показатель валового внутреннего (национального) продукта (ВВП). Естественно стремление любого государства максимизировать величину этого важного национального критерия
, но для этого необходимо, чтобы все работающие предприятия использовали для оценки своей деятельности такой критерий, который был бы производным от национального критерия, т.е. ВВП.
Однако на самом деле они применяют в качестве критерия максимум прибыли, нарушает согласованность интересов национальной экономики в целом и интересов действующих предприятий.
Как видно из верхней части рисунка, сумма оптимальных значений результатов деятельности предприятий не обеспечит максимизации ВВП, произойдет его недобор только потому, что экономические интересы государства и предприятий частично не совпадают. Чтобы эти интересы полностью совместить, надо изменить критерий оценки функционирующих предприятий, т.е. перейти к показателю вновь созданной стоимости. Это единственный критерий, способный совместить интересы всех хозяйствующих субъектов, включая интересы национальной экономики (нижняя часть рис. 5.10). Работая по такому критерию, все действующие фирмы будут автоматически обеспечивать лучший конечный национальный результат. Необходимо всячески разъяснять и пропагандировать введение в хозяйственный механизм рыночной экономики в качестве основного критерия деятельности предприятий максимума вновь созданной стоимости. Разумеется, большая роль в этом процессе принадлежит государству.
Если использовать модель типа 4.5 для исчисления индекса прибыли и несколько ее преобразовать, то можно получить формулу для определения индекса вновь созданной стоимости. Она будет выглядеть следующим образом:
(5.33)
где R— индекс показателя вновь созданной стоимости;
b, p, d, Kн, r, f — те же параметры по своему экономическому смыслу, которые использовались в модели типа 4.5;
s — удельный вес заработной платы (со всеми начислениями) в себестоимости продукции базового периода;
Кз — коэффициент изменения удельного веса заработной платы в себестоимости продукции в анализируемом периоде.
Для того чтобы оптимизировать планово-управленческое решение по максимуму показателя вновь созданной стоимости, известным методом определим оптимальную цену товара и оптимальный объем его производства. Формулы для их исчисления имеют следующий вид: