ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 625

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(5.34)
(5.35)

(5.36)

В этих формулах Hф — коэффициент совокупного дейст­вия всех неценовых факторов, определяемый по формуле 5.13. Если сравнить между собой формулы для определения оп­тимальной цены товара при различных критериях, а именно формулы 5.20, 5.34 и 5.25, то легко установить, что самая большая цена товара имеет место при использовании крите­рия максимума прибыли (5.20), самая малая цена — при кри­терии максимума выручки (5.25), а при максимизации вновь созданной стоимости (5.34) цена товара будет иметь промежу­точное значение между двумя указанными критериями — максимумом прибыли и максимумом выручки.

Если использовать исходные данные сквозного примера, используемого при оптимизации решения, то можно наблю­дать закономерность изменения важнейших оптимизационных параметров при различных критериях. Напомним эти исходные данные: p = 1,15; r= 0,6; f= 0,0; Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; Uф = 0,4; a = 1,2; Кн = 1,0. Кроме того, дополнительно примем Кз = 1,0 и s = 0,3.

Расчеты, произведенные по исходным данным, по соответст­вующим для каждого критерия формулам позволили составить для сравнения результатов табл. 5.9.

Таблица 5.9

Значения оптимизационных параметров при использовании различных критериев оптимизации



Критерий оптимизации

Максимум прибыли

Максимум стоимости

Максимум

выручки

Оптимальная цена, dоп

0,998

0,920

0,737

Оптимальный

объем производства, bоп

0,953


1,109


1,475


Индекс прибыли Ip

0,817

0,722

− 0,226

Индекс вновь созданной стоимости IR

0,92


0,951


0,781


Индекс выручки IB

0,951

1,021

1,087



Из табл. 5.9 видно, что важнейшие показатели деятельности (выручка, прибыль, объем производства, цена товара) по крите­рию максимума вновь созданной стоимости занимают как бы промежуточное положение между критериями по максимуму прибыли и выручки. И хотя положение фирмы в рыночной си­туации не очень благоприятное, ибо снижаются и прибыль, и вновь созданная стоимость, все же можно по приведенным циф­рам отдать предпочтение работе фирмы по критерию максимума вновь созданной стоимости. Конечный результат деятельности фирмы здесь самый высокий, и чтобы лучше это понять, переве­дем относительные цифровые показатели деятельности фирмы в абсолютные. При этом будем использовать данные все того же сквозного примера, но с учетом условных денежных единиц.

Допустим, что выручка в базовом периоде составляет 1150; суммарные затраты — 1000; прибыль — 150; заработная плата (со всеми начислениями) — 300; прочие затраты — 700; вновь созданная стоимость (прибыль + заработная плата) — 450.

Тогда данные табл. 5.9 можно пересчитать в абсолютные цифры и привести их в табл. 5.10.

Нам представляется, что цифры, приведенные в табл. 5.10, в комментариях не нуждаются. Они подтверждают, что решение, принятое по критерию максимума вновь созданной стоимости, действительно наилучшее. Но чтобы предприятия на практике принимали свои планово-управленческие решения по данному критерию, необходимо пересмотреть налоговое законодательство. Оно должно быть построено с таким расчетом, чтобы предприятия были заинтересованы в максимизации вновь созданной стоимости. В этом видится существенное совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий и налоговой политики.

Таблица 5.10

Значения результатов деятельности предприятия при работе по различным критериям оптимизации


Важнейшие показатели

дея­тельности предприятия

Максимум прибыли

Максимум

вновь созданной стоимости

Максимум выручки

Выручка

1094,45

1174,26

1250,97

Суммарные затраты

971,92

1065,84

1284,99

Прибыль

122,55

108,42

− 34,02

Заработная плата

291,58

319,75

385,49

Прочие затраты

680,34

746,09

899,49

Вновь созданная стоимость

414,13

428,17

351,48

Индекс прибыли

0,817

0,722

− 0,226

Индекс заработной платы

0,971

1,065

1,285

Индекс вновь созданной стоимости

0,92


0,951


0,781




5.8. Выработка планово-управленческого решения

и управление фирмой при его реализации

Любая действующая фирма стремится в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности не только избежать риска убыточности результатов и банкротства, но и иметь воз­можность постоянно получать прибыль, обеспечить стабильность и надежность функционирования. При этом фирма не должна рассчитывать на положительную случайность и всю свою дея­тельность пускать на самотек. Ей необходимо постоянно следить за тем, чтобы волей обстоятельств не выйти на самые худшие значения прибылеобразующих параметров, всячески избегать рискованных действий, контролировать собственное поведение.

Следовательно, прибыльность производства в огромной сте­пени зависит от самого предприятия, от его рыночной стратегии и тактики ее реализации. Иначе говоря, для успеха в достижении цели производства нужно управлять деятельностью предприятия.

При этом управление должно осуществляться не только на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения, но и в процессе его реализации, т.е. путем оперативного контро­ля за ходом выполнения намеченных рубежей и активного вме­шательства в случае негативного отклонения от плана.

Как правило, на экономике предприятия отражается отрица­тельное совокупное влияние многочисленных внешних факторов. Это различные поставщики производственных ресурсов, потреби­тели готовой продукции, конкуренты предприятия. Кроме того, большое влияние на положение любой фирмы оказывают феде­ральное и местное законодательство, состояние экономики госу­дарства в целом, темпы инфляции, обесценение национальной валюты, конъюнктура рынка и т.д. Бороться с этими многочис­ленными негативными факторами каждому конкретному предприятию приходится самостоятельно.

Возникает вопрос: а может ли предприятие добиться положи­тельного успеха в такой неравной схватке? Как показывает меж­дународный опыт, не всем фирмам это удается. Одни из них ра­зоряются, другие хотя и выживают, но влачат жалкое существо­вание. Есть и такие фирмы, которые добиваются больших успехов в своей деятельности и их немало. Видимо, многое зависит от того
, какие планово-управленческие решения фирма принимает, и как затем они реализуются.

Имея информацию о состоянии рынка в базовом периоде, информацию о деятельности фирмы в прошлом, проведя необхо­димые маркетинговые исследования и сделав объективный про­гноз конъюнктуры рынка на плановый период, фирма может оп­тимизировать свою деятельность в будущем. В этом и есть смысл управления фирмой на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения.

Но на этой стадии оптимизационный прогноз может оказать­ся для фирмы неблагоприятным. Поэтому надо уметь его выпра­вить, создать условия перехода к такому плановому решению, при котором, в случае его выполнения, фирма способна добить­ся успеха.

Если перейти на параметрический уровень, то можно четко сформулировать основные направления управленческих реше­ний для обеспечения рентабельного, а еще лучше — высокорен­табельного ведения хозяйства:

• управление затратами (переменными и постоянными);

• управление доходами потребителей продукции;

• управление поведением конкурентов;

• управление нормативными параметрами эластичности спроса товара;

• управление качеством выпускаемой продукции;

• управление долей рынка при продаже товаров;

• управление оперативным регулированием производства;

• управление информационным обеспечением производства.

Рассмотрим механизм действия каждого направления.


Управление затратами. Из богатой предпринимательской практики, а также на основе математической модели типа 4.5 или 4.6 легко установить, что худшие результаты прибыли при прочих равных условиях будут тогда, когда затраты максималь­ные, а лучшие — наоборот, когда затраты минимальны.

Следовательно, стремление предприятий по возможности снизить затраты обеспечит им существенную положительную от­дачу. Другими словами, данный фактор имеет большое влияние на величину прибыли, и каждое предприятие должно стремиться его использовать в наибольшей степени, т.е. управлять целена­правленно величиной затрат как переменных, так и постоянных.

Затраты предприятия обусловлены ценами на используемые производственные ресурсы и рабочую силу, а также расходом этих ресурсов на выпуск продукции. Воздействовать положи­тельно на цены ресурсов у предприятия обычно возможностей нет. Цены постоянно растут из-за имеющейся практически во всех странах инфляции. Ее влияние на удорожание ресурсов очень значительно, поскольку природное сырье приходится до­бывать все дальше и глубже под землей, в необжитых районах.

Но есть и другой фактор, на который любое предприятие не только может, но и должно воздействовать в собственных интере­сах. Речь идет о сокращении расхода используемых ресурсов на выпуск продукции. Для снижения таких затрат предприятия должны шире применять в производстве достижения научно-технического прогресса, современную прогрессивную технологию производства, создавать менее материалоемкие конструкции, ис­пользовать современные высокопрочные материалы и т.п.

За счет использования этого фактора, который обеспечивает значительное ресурсосбережение, можно существенно сократить негативное влияние роста цен на используемые ресурсы и сдер­живать таким образом нежелательное повышение затрат на про­изводство.

Управление доходами потребителей. Анализ модели цены то­вара (формула 5.18) позволяет сделать вывод о том, что доходы потребителей как фактор управления прибылью играют чрезвы­чайно важную роль. Повышение таких доходов увеличивает по­купательную способность и содействует росту спроса на продук­цию. Это, пожалуй, самый действенный фактор.