ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 625
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
(5.34)
(5.35)
(5.36)
В этих формулах Hф — коэффициент совокупного действия всех неценовых факторов, определяемый по формуле 5.13. Если сравнить между собой формулы для определения оптимальной цены товара при различных критериях, а именно формулы 5.20, 5.34 и 5.25, то легко установить, что самая большая цена товара имеет место при использовании критерия максимума прибыли (5.20), самая малая цена — при критерии максимума выручки (5.25), а при максимизации вновь созданной стоимости (5.34) цена товара будет иметь промежуточное значение между двумя указанными критериями — максимумом прибыли и максимумом выручки.
Если использовать исходные данные сквозного примера, используемого при оптимизации решения, то можно наблюдать закономерность изменения важнейших оптимизационных параметров при различных критериях. Напомним эти исходные данные: p = 1,15; r= 0,6; f= 0,0; Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; Uф = 0,4; a = 1,2; Кн = 1,0. Кроме того, дополнительно примем Кз = 1,0 и s = 0,3.
Расчеты, произведенные по исходным данным, по соответствующим для каждого критерия формулам позволили составить для сравнения результатов табл. 5.9.
Таблица 5.9
Значения оптимизационных параметров при использовании различных критериев оптимизации
Из табл. 5.9 видно, что важнейшие показатели деятельности (выручка, прибыль, объем производства, цена товара) по критерию максимума вновь созданной стоимости занимают как бы промежуточное положение между критериями по максимуму прибыли и выручки. И хотя положение фирмы в рыночной ситуации не очень благоприятное, ибо снижаются и прибыль, и вновь созданная стоимость, все же можно по приведенным цифрам отдать предпочтение работе фирмы по критерию максимума вновь созданной стоимости. Конечный результат деятельности фирмы здесь самый высокий, и чтобы лучше это понять, переведем относительные цифровые показатели деятельности фирмы в абсолютные. При этом будем использовать данные все того же сквозного примера, но с учетом условных денежных единиц.
Допустим, что выручка в базовом периоде составляет 1150; суммарные затраты — 1000; прибыль — 150; заработная плата (со всеми начислениями) — 300; прочие затраты — 700; вновь созданная стоимость (прибыль + заработная плата) — 450.
Тогда данные табл. 5.9 можно пересчитать в абсолютные цифры и привести их в табл. 5.10.
Нам представляется, что цифры, приведенные в табл. 5.10, в комментариях не нуждаются. Они подтверждают, что решение, принятое по критерию максимума вновь созданной стоимости, действительно наилучшее. Но чтобы предприятия на практике принимали свои планово-управленческие решения по данному критерию, необходимо пересмотреть налоговое законодательство. Оно должно быть построено с таким расчетом, чтобы предприятия были заинтересованы в максимизации вновь созданной стоимости. В этом видится существенное совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий и налоговой политики.
Таблица 5.10
Значения результатов деятельности предприятия при работе по различным критериям оптимизации
5.8. Выработка планово-управленческого решения
и управление фирмой при его реализации
Любая действующая фирма стремится в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности не только избежать риска убыточности результатов и банкротства, но и иметь возможность постоянно получать прибыль, обеспечить стабильность и надежность функционирования. При этом фирма не должна рассчитывать на положительную случайность и всю свою деятельность пускать на самотек. Ей необходимо постоянно следить за тем, чтобы волей обстоятельств не выйти на самые худшие значения прибылеобразующих параметров, всячески избегать рискованных действий, контролировать собственное поведение.
Следовательно, прибыльность производства в огромной степени зависит от самого предприятия, от его рыночной стратегии и тактики ее реализации. Иначе говоря, для успеха в достижении цели производства нужно управлять деятельностью предприятия.
При этом управление должно осуществляться не только на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения, но и в процессе его реализации, т.е. путем оперативного контроля за ходом выполнения намеченных рубежей и активного вмешательства в случае негативного отклонения от плана.
Как правило, на экономике предприятия отражается отрицательное совокупное влияние многочисленных внешних факторов. Это различные поставщики производственных ресурсов, потребители готовой продукции, конкуренты предприятия. Кроме того, большое влияние на положение любой фирмы оказывают федеральное и местное законодательство, состояние экономики государства в целом, темпы инфляции, обесценение национальной валюты, конъюнктура рынка и т.д. Бороться с этими многочисленными негативными факторами каждому конкретному предприятию приходится самостоятельно.
Возникает вопрос: а может ли предприятие добиться положительного успеха в такой неравной схватке? Как показывает международный опыт, не всем фирмам это удается. Одни из них разоряются, другие хотя и выживают, но влачат жалкое существование. Есть и такие фирмы, которые добиваются больших успехов в своей деятельности и их немало. Видимо, многое зависит от того
, какие планово-управленческие решения фирма принимает, и как затем они реализуются.
Имея информацию о состоянии рынка в базовом периоде, информацию о деятельности фирмы в прошлом, проведя необходимые маркетинговые исследования и сделав объективный прогноз конъюнктуры рынка на плановый период, фирма может оптимизировать свою деятельность в будущем. В этом и есть смысл управления фирмой на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения.
Но на этой стадии оптимизационный прогноз может оказаться для фирмы неблагоприятным. Поэтому надо уметь его выправить, создать условия перехода к такому плановому решению, при котором, в случае его выполнения, фирма способна добиться успеха.
Если перейти на параметрический уровень, то можно четко сформулировать основные направления управленческих решений для обеспечения рентабельного, а еще лучше — высокорентабельного ведения хозяйства:
• управление затратами (переменными и постоянными);
• управление доходами потребителей продукции;
• управление поведением конкурентов;
• управление нормативными параметрами эластичности спроса товара;
• управление качеством выпускаемой продукции;
• управление долей рынка при продаже товаров;
• управление оперативным регулированием производства;
• управление информационным обеспечением производства.
Рассмотрим механизм действия каждого направления.
Управление затратами. Из богатой предпринимательской практики, а также на основе математической модели типа 4.5 или 4.6 легко установить, что худшие результаты прибыли при прочих равных условиях будут тогда, когда затраты максимальные, а лучшие — наоборот, когда затраты минимальны.
Следовательно, стремление предприятий по возможности снизить затраты обеспечит им существенную положительную отдачу. Другими словами, данный фактор имеет большое влияние на величину прибыли, и каждое предприятие должно стремиться его использовать в наибольшей степени, т.е. управлять целенаправленно величиной затрат как переменных, так и постоянных.
Затраты предприятия обусловлены ценами на используемые производственные ресурсы и рабочую силу, а также расходом этих ресурсов на выпуск продукции. Воздействовать положительно на цены ресурсов у предприятия обычно возможностей нет. Цены постоянно растут из-за имеющейся практически во всех странах инфляции. Ее влияние на удорожание ресурсов очень значительно, поскольку природное сырье приходится добывать все дальше и глубже под землей, в необжитых районах.
Но есть и другой фактор, на который любое предприятие не только может, но и должно воздействовать в собственных интересах. Речь идет о сокращении расхода используемых ресурсов на выпуск продукции. Для снижения таких затрат предприятия должны шире применять в производстве достижения научно-технического прогресса, современную прогрессивную технологию производства, создавать менее материалоемкие конструкции, использовать современные высокопрочные материалы и т.п.
За счет использования этого фактора, который обеспечивает значительное ресурсосбережение, можно существенно сократить негативное влияние роста цен на используемые ресурсы и сдерживать таким образом нежелательное повышение затрат на производство.
Управление доходами потребителей. Анализ модели цены товара (формула 5.18) позволяет сделать вывод о том, что доходы потребителей как фактор управления прибылью играют чрезвычайно важную роль. Повышение таких доходов увеличивает покупательную способность и содействует росту спроса на продукцию. Это, пожалуй, самый действенный фактор.
(5.35)
(5.36)
В этих формулах Hф — коэффициент совокупного действия всех неценовых факторов, определяемый по формуле 5.13. Если сравнить между собой формулы для определения оптимальной цены товара при различных критериях, а именно формулы 5.20, 5.34 и 5.25, то легко установить, что самая большая цена товара имеет место при использовании критерия максимума прибыли (5.20), самая малая цена — при критерии максимума выручки (5.25), а при максимизации вновь созданной стоимости (5.34) цена товара будет иметь промежуточное значение между двумя указанными критериями — максимумом прибыли и максимумом выручки.
Если использовать исходные данные сквозного примера, используемого при оптимизации решения, то можно наблюдать закономерность изменения важнейших оптимизационных параметров при различных критериях. Напомним эти исходные данные: p = 1,15; r= 0,6; f= 0,0; Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; Uф = 0,4; a = 1,2; Кн = 1,0. Кроме того, дополнительно примем Кз = 1,0 и s = 0,3.
Расчеты, произведенные по исходным данным, по соответствующим для каждого критерия формулам позволили составить для сравнения результатов табл. 5.9.
Таблица 5.9
Значения оптимизационных параметров при использовании различных критериев оптимизации
Критерий оптимизации | Максимум прибыли | Максимум стоимости | Максимум выручки |
Оптимальная цена, dоп | 0,998 | 0,920 | 0,737 |
Оптимальный объем производства, bоп | 0,953 | 1,109 | 1,475 |
Индекс прибыли Ip | 0,817 | 0,722 | − 0,226 |
Индекс вновь созданной стоимости IR | 0,92 | 0,951 | 0,781 |
Индекс выручки IB | 0,951 | 1,021 | 1,087 |
Из табл. 5.9 видно, что важнейшие показатели деятельности (выручка, прибыль, объем производства, цена товара) по критерию максимума вновь созданной стоимости занимают как бы промежуточное положение между критериями по максимуму прибыли и выручки. И хотя положение фирмы в рыночной ситуации не очень благоприятное, ибо снижаются и прибыль, и вновь созданная стоимость, все же можно по приведенным цифрам отдать предпочтение работе фирмы по критерию максимума вновь созданной стоимости. Конечный результат деятельности фирмы здесь самый высокий, и чтобы лучше это понять, переведем относительные цифровые показатели деятельности фирмы в абсолютные. При этом будем использовать данные все того же сквозного примера, но с учетом условных денежных единиц.
Допустим, что выручка в базовом периоде составляет 1150; суммарные затраты — 1000; прибыль — 150; заработная плата (со всеми начислениями) — 300; прочие затраты — 700; вновь созданная стоимость (прибыль + заработная плата) — 450.
Тогда данные табл. 5.9 можно пересчитать в абсолютные цифры и привести их в табл. 5.10.
Нам представляется, что цифры, приведенные в табл. 5.10, в комментариях не нуждаются. Они подтверждают, что решение, принятое по критерию максимума вновь созданной стоимости, действительно наилучшее. Но чтобы предприятия на практике принимали свои планово-управленческие решения по данному критерию, необходимо пересмотреть налоговое законодательство. Оно должно быть построено с таким расчетом, чтобы предприятия были заинтересованы в максимизации вновь созданной стоимости. В этом видится существенное совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий и налоговой политики.
Таблица 5.10
Значения результатов деятельности предприятия при работе по различным критериям оптимизации
Важнейшие показатели деятельности предприятия | Максимум прибыли | Максимум вновь созданной стоимости | Максимум выручки |
Выручка | 1094,45 | 1174,26 | 1250,97 |
Суммарные затраты | 971,92 | 1065,84 | 1284,99 |
Прибыль | 122,55 | 108,42 | − 34,02 |
Заработная плата | 291,58 | 319,75 | 385,49 |
Прочие затраты | 680,34 | 746,09 | 899,49 |
Вновь созданная стоимость | 414,13 | 428,17 | 351,48 |
Индекс прибыли | 0,817 | 0,722 | − 0,226 |
Индекс заработной платы | 0,971 | 1,065 | 1,285 |
Индекс вновь созданной стоимости | 0,92 | 0,951 | 0,781 |
5.8. Выработка планово-управленческого решения
и управление фирмой при его реализации
Любая действующая фирма стремится в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности не только избежать риска убыточности результатов и банкротства, но и иметь возможность постоянно получать прибыль, обеспечить стабильность и надежность функционирования. При этом фирма не должна рассчитывать на положительную случайность и всю свою деятельность пускать на самотек. Ей необходимо постоянно следить за тем, чтобы волей обстоятельств не выйти на самые худшие значения прибылеобразующих параметров, всячески избегать рискованных действий, контролировать собственное поведение.
Следовательно, прибыльность производства в огромной степени зависит от самого предприятия, от его рыночной стратегии и тактики ее реализации. Иначе говоря, для успеха в достижении цели производства нужно управлять деятельностью предприятия.
При этом управление должно осуществляться не только на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения, но и в процессе его реализации, т.е. путем оперативного контроля за ходом выполнения намеченных рубежей и активного вмешательства в случае негативного отклонения от плана.
Как правило, на экономике предприятия отражается отрицательное совокупное влияние многочисленных внешних факторов. Это различные поставщики производственных ресурсов, потребители готовой продукции, конкуренты предприятия. Кроме того, большое влияние на положение любой фирмы оказывают федеральное и местное законодательство, состояние экономики государства в целом, темпы инфляции, обесценение национальной валюты, конъюнктура рынка и т.д. Бороться с этими многочисленными негативными факторами каждому конкретному предприятию приходится самостоятельно.
Возникает вопрос: а может ли предприятие добиться положительного успеха в такой неравной схватке? Как показывает международный опыт, не всем фирмам это удается. Одни из них разоряются, другие хотя и выживают, но влачат жалкое существование. Есть и такие фирмы, которые добиваются больших успехов в своей деятельности и их немало. Видимо, многое зависит от того
, какие планово-управленческие решения фирма принимает, и как затем они реализуются.
Имея информацию о состоянии рынка в базовом периоде, информацию о деятельности фирмы в прошлом, проведя необходимые маркетинговые исследования и сделав объективный прогноз конъюнктуры рынка на плановый период, фирма может оптимизировать свою деятельность в будущем. В этом и есть смысл управления фирмой на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения.
Но на этой стадии оптимизационный прогноз может оказаться для фирмы неблагоприятным. Поэтому надо уметь его выправить, создать условия перехода к такому плановому решению, при котором, в случае его выполнения, фирма способна добиться успеха.
Если перейти на параметрический уровень, то можно четко сформулировать основные направления управленческих решений для обеспечения рентабельного, а еще лучше — высокорентабельного ведения хозяйства:
• управление затратами (переменными и постоянными);
• управление доходами потребителей продукции;
• управление поведением конкурентов;
• управление нормативными параметрами эластичности спроса товара;
• управление качеством выпускаемой продукции;
• управление долей рынка при продаже товаров;
• управление оперативным регулированием производства;
• управление информационным обеспечением производства.
Рассмотрим механизм действия каждого направления.
Управление затратами. Из богатой предпринимательской практики, а также на основе математической модели типа 4.5 или 4.6 легко установить, что худшие результаты прибыли при прочих равных условиях будут тогда, когда затраты максимальные, а лучшие — наоборот, когда затраты минимальны.
Следовательно, стремление предприятий по возможности снизить затраты обеспечит им существенную положительную отдачу. Другими словами, данный фактор имеет большое влияние на величину прибыли, и каждое предприятие должно стремиться его использовать в наибольшей степени, т.е. управлять целенаправленно величиной затрат как переменных, так и постоянных.
Затраты предприятия обусловлены ценами на используемые производственные ресурсы и рабочую силу, а также расходом этих ресурсов на выпуск продукции. Воздействовать положительно на цены ресурсов у предприятия обычно возможностей нет. Цены постоянно растут из-за имеющейся практически во всех странах инфляции. Ее влияние на удорожание ресурсов очень значительно, поскольку природное сырье приходится добывать все дальше и глубже под землей, в необжитых районах.
Но есть и другой фактор, на который любое предприятие не только может, но и должно воздействовать в собственных интересах. Речь идет о сокращении расхода используемых ресурсов на выпуск продукции. Для снижения таких затрат предприятия должны шире применять в производстве достижения научно-технического прогресса, современную прогрессивную технологию производства, создавать менее материалоемкие конструкции, использовать современные высокопрочные материалы и т.п.
За счет использования этого фактора, который обеспечивает значительное ресурсосбережение, можно существенно сократить негативное влияние роста цен на используемые ресурсы и сдерживать таким образом нежелательное повышение затрат на производство.
Управление доходами потребителей. Анализ модели цены товара (формула 5.18) позволяет сделать вывод о том, что доходы потребителей как фактор управления прибылью играют чрезвычайно важную роль. Повышение таких доходов увеличивает покупательную способность и содействует росту спроса на продукцию. Это, пожалуй, самый действенный фактор.