ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 616
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
По сути дела доходы потребителей в экономическом смысле есть их платежеспособность. Следовательно, управление доходами потребителей надо перевести в плоскость управления их платежеспособностью, что в каком-то смысле выглядит абсурдным и малореальным. И здесь каждое предприятие должно предпринять определенные эффективные действия.
Мировой рыночный опыт позволяет использовать в отечественной экономике различные методы, приемы и средства, направленные на повышение платежеспособности потребителей, такие как:
• продажа товаров в кредит;
• лизинговые платежи потребителей за аренду и использование товаров;
• получение производителями за свой товар определенных товарно-материальных ценностей, имеющихся у потребителей;
• получение предприятием за свой товар некоторой доли имущества потребителей или участия в распоряжении их доходами.
Все эти меры так или иначе увеличивают платежеспособность потребителей, но использование их должно быть тщательно экономически и финансово обосновано. Следовательно, в определенном смысле и доходами потребителей тоже можно управлять на уровне данного предприятия.
Управление поведением конкурентов. В рынке, как известно, много факторов неопределенности, и фирма — производитель продукции должна как можно точнее их прогнозировать. Причем особенно важно предвидеть поведение конкурентных фирм, влияние которых на рыночную ситуацию весьма ощутимо.
Поведение конкурентов может проявляться во множестве используемых факторов, методов, средств, инструментов. Здесь к таким факторам можно отнести действия конкурентов, связанные с изменениями в области организации и управления производством, с постановкой на производство новых моделей продукции, с повышением ее качества, изменениями объема выпускаемой продукции и т.д.
Все это так или иначе будет влиять на рыночную ситуацию и, следовательно, на состояние конкретной фирмы, если она будет проявлять пассивность.
Чтобы не оказаться в незавидной ситуации, фирма должна постоянно следить за рынком и особенно — за поведением конкурентов. Зная о намерениях конкурентов, фирма сможет предпринять определенные меры, направленные на нейтрализацию их действий.
Любые действия конкурентов в конечном счете находят отражение в многопараметрической модели прибыли типа 4.5 или 4.6 и проявляются там через количественные изменения отдельных параметров или их совокупности. Поэтому можно с достаточной точностью прогнозировать рыночную ситуацию при различных действиях конкурентов и предусматривать изменение собственного поведения согласно принятому оптимальному планово-управленческому решению.
Рассмотрим, как должна вести себя фирма в конкретной рыночной ситуации, возникающей вследствие изменения конкурентами объема производства и поставки на рынок совокупной товарной массы. Для этой цели достаточно использовать формулы 5.20, 5.21 и 5.22, задав количественные значения постоянным параметрам и изменяя величину прогнозируемого параметра. В качестве постоянных параметров примем:
p=1,2; r=0,6; Кэц = Кэд = 1,2; Д = 1,15; Кн = 1,25; f= 0,14.
Для исследования взят случай, когда в условиях инфляции в анализируемом периоде возрастают переменные затраты фирмы на 25% и постоянные затраты — на 14%. Это, как уже было ранее установлено, вызовет увеличение себестоимости продукции на 20,6%. Кроме того, исходным условием принято увеличение доходов потребителей на 15%.
Проанализируем, как должна вести себя фирма при различных моделях рынка (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенно конкурентный рынок), если конкуренты будут менять объем товарной массы, поставляемой на рынок.
Первый параметр математической модели задается величиной Uф, второй — величиной а.
Расчеты, произведенные по указанным выше формулам, дали следующие результаты (табл. 5.11).
Начнем анализ представленной в табл. 5.11 информации с совершенно конкурентного рынка, где доля фирмы составляет Uф = 0,01 и менее.
Если рассматривать этот вариант в чисто теоретическом плане, то табличная информация свидетельствует, что даже незначительные изменения в рыночной массе, которые осуществят все конкуренты в совокупности, оказывает резкое влияние на величину оптимального объема производства. Так, изменения рыночной массы а в диапазоне 0,7—1,3 ведут к колебаниям оптимального объема производства продукции bоп от 47 до 17, при этом индекс прибыли изменится от 107 до 12,4. Однако при этом колебания в оптимальных ценахdоп не очень значительны: от 1,015 до 0,77.
Логически здесь все понятно и предсказуемо. Действительно, если конкуренты, на долю которых приходилось в базовом периоде 99% товарной массы рынка, снизят прибыль на 30%, то это позволит фирме в анализируемом периоде заполнить образовавшуюся пустоту, увеличив объем своего производства в 107 раз. При этом цена товара возрастет незначительно — всего на 1,5%.
С увеличением товарных поставок на рынок от 0,7 и далее рыночная ниша постепенно заполнится конкурентами, а оптимальные показатели фирмы соответственно будут ухудшаться. Оптимальная цена упадет, снизится оптимальный объем производства, уменьшится прибыль.
Таблица 5.11
Параметры оптимального поведения фирмы при изменении действий конкурентов
Рыночная доля фирмы Uф | Показатели оптимального решения | Количественные значения параметров оптимального решения фирмы | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
0,01 | Коэффициент а Ценаdоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,01 47 107 | 0,8 0,97 42 86 | 0,9 0,93 37 66 | 1,0 0,89 32 49 | 1,1 0,85 27 34,3 | 1,2 0,81 22 22 | 1,3 0,77 17 12,4 |
0,1 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,04 5,0 10,2 | 0,8 1,00 4,5 8,1 | 0,9 0,97 4,1 6,1 | 1,0 0,93 3,65 4,4 | 1,1 0,893,2 2,84 | 1,2 0,85 2,75 1,5 | 1,3 0,82 2,3 0,36 |
0,2 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,07 2,67 4,87 | 0,8 1,04 2,47 3,84 | 0,9 1,0 2,27 2,89 | 1,0 0,97 2,07 2,02 | 1,1 0,941,87 1,23 | 1,2 0,9 1,67 0,526 | 1,3 0,87 1,47 − 0,1 |
0,3 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,1 1,88 3,13 | 0,8 1,07 1,78 2,49 | 0,9 1,04 1,66 1,89 | 1,0 1,01 1,55 1,32 | 1,1 0,98 1,43 0,82 | 1,2 0,9 1,67 0,526 | 1,3 0,93 1,19 − 0,12 |
0,4 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,13 1,51 2,29 | 0,8 1,1 1,44 1,85 | 0,9 1,08 1,36 1,43 | 1,0 1,05 1,29 1,03 | 1,1 1,03 1,21 0,66 | 1,2 1,0 1,14 0,31 | 1,3 0,98 1,06 − 0,02 |
0,5 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,16 1,28 1,82 | 0,8 1,13 1,24 1,50 | 0,9 1,11 1,19 1,2 | 1,0 1,09 1,14 0,91 | 1,1 1,08, 1,07 0,64 | 1,2 1,06 1,02 0,37 | 1,3 1,03 0,97 0,12 |
0,6 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,19 1,13 1,52 | 0,8 1,17 1,09 1,29 | 0,9 1,15 1,06 1,08 | 1,0, 1,14 1,03 0,87 | 1,1 1,12 0,990,67 | 1,2 1,1 0,96 0,47 | 1,3 1,07 0,93 0,29 |
0,8 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 1,25 0,93 1,19 | 0,8 1,23 0,92 1,09 | 0,9 1, 22 0,9 1,0 | 1,0 1,21 0,89 0,91 | 1,1 1,21 0,88 0,83 | 1,2 1,2 0,86 0,74 | 1,3 1,19 0,85 0,65 |
1,0 | Коэффициент а Цена dоп Объем bоп Индекс прибыли Iоп | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 1,304 0,815 1,041 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
Однако посмотрим на эту гипотетическую ситуацию с практической точки зрения. Во-первых, могут ли при чистой конкуренции все конкуренты, численность которых может достигать сотен и даже тысяч единиц, разом либо резко снизить объем производства продукции, либо, наоборот, резко увеличить его? Если рассматриваемая ситуация не выходит за рамки каких-то чрезвычайных обстоятельств, то подобная ситуация невозможна, ибо она предполагает наличие сговора между всеми конкурентными фирмами. Это вряд ли возможно при таком количестве действующих на рынке предприятий. Следовательно, коэффициент а может практически изменяться в пределах примерно от 0,9 до 1,1.
Во-вторых, ни одна фирма увеличить объем производства товаров в десятки раз практически не имеет возможности. В данном случае речь может идти, самое большее, о нескольких десятков процентов, например о 20, 50 или 100 процентах. Поэтому в условиях чистой конкуренции говорить об оптимальном решении практически невозможно. Можно иметь в виду лишь увеличение объема производства продукции данной фирмой, использующей собственные свободные мощности. За счет этого можно получить очень большой прирост прибыли, ибо в таком случае цена товара останется примерно на том же уровне.
Проанализируем рыночную ситуацию при монополистической конкуренции. Рассмотрим варианты, у которых рыночная доля фирмы Uф будет в пределах примерно 0,1—0,2. Количество действующих на рынке фирм колеблется от 5 до 10 и даже до 20. В этих условиях возможности использования цен на товары в качестве регулятора рыночных отношений хоть и несколько выше, чем при чистой конкуренции, но все еще недостаточны. Основным регулятором остается объем производства товаров всеми конкурентными фирмами. При этом надо учитывать маловероятность возможного сговора между ними.
Одновременно надо учитывать и то обстоятельство, что фирмы вряд ли могут как по команде либо резко увеличить объем производства, либо, наоборот, резко его уменьшить. Наиболее вероятны колебания объема товарной массы, поставляемой на рынок всеми конкурентами, в пределах 0,9—1,1. Но поскольку данная фирма не сможет резко увеличить объем производства товара (мощности у каждого предприятия ограничены), то и прибыль заметно не возрастет. Однако раза в полтора-два можно ожидать увеличения индекса прибыли у конкретной фирмы за счет включения в работу свободной производственной мощности. Это ее основной резерв повышения доходности.
В ситуации олигополии действуют одновременно 3—4 конкурентные фирмы. Их доли на рынке, включая и нашу фирму, составляют более 0,2 и примерно до 0,6. При этом надо учитывать, что в таких рыночных условиях возможен сговор между отдельными фирмами-конкурентами. Объединившись, они смогут проводить единую ценовую и структурную политику. Тогда нашей фирме придется туго: бороться как бы с одним мощным конкурентом.
Для примера возьмем фирму, доля которой на рынке в базовом периоде составляла Uф = 0,4; остальные 0,6 емкости рынка принадлежали двум фирмам, доли каждой из которых составляли по 0,3. Эти фирмы вступили в сговор и стали действовать как одно предприятие с намерением разорить данную фирму. С этой целью они увеличили объем товарной массы, поставляемой на рынок, на 30—40% (т.е. коэффициент а = 1,3 или 1,4). Из табл. 5.11 видно, что данная фирма даже при оптимальном планово-управленческом решении получит отрицательную прибыль, т.е. станет убыточной. При этом ей придется снизить цену на свой товар до 0,979 или 0,954, а объем производства сохранить примерно на том же уровне (либо чуть снизить).
Однако посмотрим, что будет, если фирмы-конкуренты не вступят между собой в сговор, и будут действовать на рынке независимо друг от друга. Тогда возможен и спад производства товаров, и его удержание на стабильном уровне, и, наконец, рост объема товаров, поставляемых фирмами-конкурентами на рынок.
В каждой из этих ситуаций данная фирма имеет свое оптимальное планово-управленческое решение, которое приведет ее к положению, когда возможен и рост прибыли, и ее падение, и ее сохранение по сравнению с базовым периодом.
Особая рыночная ситуация возникает в условиях дуополии. К ней относятся варианты с рыночной долей фирмы Uф от 0,5 до 0,9. Остальную часть рыночной ниши занимает еще одна фирма. Если эти фирмы объединятся, то их совместная политика будет аналогичной той, что возникает при монопольном рынке. Поэтому рассмотрим вариант, когда обе действующие фирмы выступают как конкуренты. Для анализа возьмем рыночную ситуацию, при которой доля данной фирмы Uф, составляет 0,8. Следовательно, на долю другой фирмы будет приходиться 20% товарной массы рыночной ниши.
Из табл. 5.11 видно, что в этом случае данная фирма должна учитывать объем товарной массы, поставляемой на рынок конкурентом. Если конкурент будет сокращать объем производства, то данная фирма должна повышать цену на свой товар с небольшими изменениями объема производства относительно базовой величины в ту или иную сторону согласно рекомендациям анализируемой таблицы. При этом можно ожидать небольшое увеличение индекса прибыли.