ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 580

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• ценовая эластичность товара;

• эластичность спроса товара по доходу потребителей;

• прогноз изменения платежеспособности потребителей продукции;

• перекрестная эластичность товара по цене взаимозаменяе­мых и взаимодополняемых товаров;

• прогноз изменения качества выпускаемого товара;

• эластичность спроса товара по качеству;

• рыночная доля фирмы по общему объему продаж товара;

• прогноз изменения поставок товара конкурентами данной фирмы.

К внешней законодательной информации относятся данные о действующих налогах и возможных изменениях налоговой системы как по составу налоговых платежей, так и по нормам этих платежей. Составляющими системы налогообложения яв­ляются налоги, выплачиваемые:

• предприятием;

• членами трудового коллектива фирмы;

• потребителями продукции.

В процессе использования информации в управленческой деятельности особое значение имеет прогноз изменения факти­ческой информации прошлого периода. Именно прогнозная информация позволяет предвидеть, как изменится состояние конкретного предприятия в будущем, если те или иные пара­метры его деятельности, а также параметры внешние по отно­шению к фирме, претерпят изменения. Это свойство прогноз­ной информации играет чрезвычайно важную роль, — ибо она, будучи обработанной особым образом, позволяет предвидеть, какая ситуация может возникнуть на рынке в будущем и как на­до предприятию к ней подготовиться, а также к каким послед­ствиям для бизнеса может привести внесение изменений в законодательства России и местных органов самоуправления.

Поэтому к информационному обеспечению принятая управ­ленческих решений надо относиться особенно серьезно, ибо от этого в будущем в огромной степени будет зависеть положение конкретной фирмы на рынке: будет ли она рентабельной или убыточной, стабильной и устойчивой или положение ее будет непредсказуемым.
2.2. Анализ информации о бизнесе

Собранная и обработанная соответствующим образом ин­формация нуждается в анализе для выявления тенденций разви­тия бизнеса, определения закономерностей рынка, а также уста­новления направлений изменения цен на используемые ре­сурсы, темпов инфляции национальной валюты в прошлом.


Методы анализа информации хорошо известны из экономи­ческих курсов по анализу хозяйственной деятельности предпри­ятий. В данной работе они не рассматриваются. Заметим лишь, что все доступные методы анализа производственной, рыночной и законодательной информации безо всяких ограничений могут быть использованы при оценке бизнеса. Это методы группировок, сравнения, цепных подстановок, индексный метод и др.

Целью проведения анализа информации для принятия пла­ново-управленческих решений является, прежде всего, опреде­ление тех параметров и показателей, которые не изменятся в будущем плановом периоде, и, следовательно, не смогут повли­ять ни качественно, ни количественно на будущие результаты деятельности фирмы. Задача в этом случае при принятии реше­ния существенно упростится, ибо останется выяснить только изменяемые в будущем периоде параметры и показатели по сравнению с базисом, с тем чтобы учесть их влияние на конеч­ный результат деятельности предприятия и отразить его при вы­работке планового решения.

Перечислим некоторые параметры и показатели в деятельно­сти предприятий, которые почти всегда претерпевают измене­ния во времени как под действием собственных усилий, так и под влиянием внешней среды.

К числу параметров и показателей, изменяемых под влияни­ем самого предприятия, относятся:

• рентабельность производства;

• объем производства продукции;

• уровень использования производственной мощности;

• величина затрат на производство продукции, структура за­трат по экономическим элементам;

• удельный вес переменных и постоянных затрат на произ­водство;

• изменение расхода производственных ресурсов на выпуск продукции под влиянием внедрения мероприятий научно-технического прогресса;

• изменение качества производимой продукции. К параметрам и показателям, изменяющимся под воздейст­вием внешней рыночной и законодательной среды, относятся:

• темпы инфляции национальной валюты;

• изменение цен на используемые производственные ресурсы;

• изменение себестоимости производимой продукции;

• изменение эластичности спроса товара по доходу потребите­лей (только в долгосрочном периоде, ибо в краткосрочном периоде в пределах полугода этот параметр практически не изменится);

• изменение платежеспособности потребителей;

• изменение рыночной доли продаж товара

;

• политика конкурентов в области объема производства то­вара и изменение его поставок на рынок;

• политика конкурентов в области цен на товар;

• изменения законодательной базы в области налогообло­жения (действует только в долгосрочном периоде, ибо каждые месяц-два или квартал законы не меняются).

При анализе всей этой информации очень важно проследить динамику изменений всех показателей во времени, установить сложившиеся тенденции и закономерности. Соответствующие службы предприятия (в основном службы маркетинга) должны постоянно собирать соответствующую информацию по периодам, конкурентам, рыночным товарным нишам, ассортименту продукции и пр. Это создает возможность превратить анализ в действенный инструмент прогнозирования, поиска резервов производства и повышения его эффективности.
2.3. Выявление резервов повышения эффективности бизнеса

Проведенный анализ функционирования бизнеса в прошлом позволяет выявить резервы повышения его эффективности, которые в будущем периоде следует использовать и реализовать с целью обеспечения максимума установленного критерия дея­тельности предприятия.

С точки зрения направленности реализуемых резервов их можно подразделить на резервы интенсификации конечного ре­зультата производства и его отдельных элементов и резервы лучшего экстенсивного использования всех факторов производственного процесса.

Если рассматривать резервы по источникам их существова­ния, то можно выделить резервы: лучшего использования всех производственных ресурсов, применяющихся на предприятии при изготовлении продукции; повышения качества готового то­вара; увеличения объема производства и продаж товара; по­вышения рыночной доли продаж и конкурентоспособности продукции; увеличения платежеспособности потребителей про­дукции; формирования прогрессивной номенклатурно-ассортиментной структуры выпускаемой продукции; снижения рисков производства.

Выявление и реализация всех резервов повышения эффек­тивности деятельности предприятия, которые могут быть вскры­ты и научно обоснованы только в результате проведенного эко­номического анализа, как показывает многолетний передовой производственный опыт развитых стран и длительно действую­щих фирм, является обязательным условием успешного функ­ционирования бизнеса. Поэтому необходимо тщательно отсле­живать рыночную информацию по всем направлениям, подвергать ее периодическому анализу и на этой основе получать всестороннюю картину о том, как и по каким направлени­ям можно существенно улучшить экономическое положение бизнеса.

2.4. Прогноз рыночного состояния бизнеса

Для принятия окончательного планово-управленческого ре­шения на очередной временной интервал стратегического пе­риода необходимо иметь достаточно достоверный прогноз ры­ночного состояния данного бизнеса.

Хорошо известно, что общественная жизнь (а производство вообще есть часть общественной жизни) невозможна без прогно­зирования перспектив ее развития. Общество и общественное производство должны знать, к чему они должны быть подготов­лены. Именно с этой целью и осуществляется прогнозирование.

В основе процесса прогнозирования лежит разработка эко­номического прогноза. Он представляет собой научно обосно­ванное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состоя­ний. Иначе говоря, это есть попытка заглянуть в будущее, пред­сказать его, предвидеть состояние исследуемого объекта через определенный промежуток времени.

Прогнозирование тесно связано с планированием. В научных кругах достаточно распространен афоризм: «Прогноз без плана — литературное начинание, план без прогноза — административная акция». Таким образом, если планирование направлено на при­нятие и реализацию управляющих решений, то цель прогнозирования — создать научные предпосылки для их принятия. Эти предпосылки включают:

• научный анализ тенденций развития производства и рынка;

• вариантное предвидение предстоящего развития производства;

• оценку возможных последствий принимаемых решений.

Типы прогнозов разнообразны и зависят от целей, задач, объектов, методов организации прогнозирования и т.п. Поэтому типология прогнозов строится по ряду важнейших признаков. К ним относятся масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта, функции прогноза, способ прогнозирования.

Экономический прогноз, являясь важнейшим элементом предплановой работы, должен определять основные направления развития экономики предприятия, отражать всю совокупность сложных внешних и внутренних связей между звеньями произ­водственных подразделений и рынком, а также между звеньями хозяйственного комплекса. Для этого экономическое прогнози­рование должно основываться на таких принципах, как:

• единство политики и экономики;

• системность прогнозирования;


• научная обоснованность прогнозирования;

• адекватность прогнозов объективным закономерностям развития;

• альтернативность прогнозирования.

Соблюдение всех этих принципов в процессе прогнозирова­ния — залог получения достаточно надежного и точного прогноза развития объекта, без чего принятие достоверного планово-управленческого решения практически невозможно.
2.5. Многовариантное планирование бизнеса

В любой сфере человеческой деятельности, как правило, пре­жде чем принять какое-либо решение, рассматривается множест­во вариантов, отличающихся между собой рядом признаков. К ним можно отнести признак минимизации затрат (денежных средств, времени, используемых ресурсов и т.д.) при достижении поставленной цели или признак выбора предпочтительной цели из некоторого их множества. Не является в этом смысле исклю­чением и производственная деятельность, в которой особенно важно рассмотреть несколько вариантов планово-управленческих решений. Ведь совершенно очевидно, что все эти варианты будут существенно отличаться друг от друга по разным направлениям.

Во-первых, в рамках заранее установленного критерия требу­ется: минимизировать общие затраты на производство и реализа­цию продукции или минимизировать расход какого-либо произ­водственного ресурса; достичь определенного уровня оплаты труда или сохранить кадровый потенциал предприятия; миними­зировать брак производства; увеличить уровень использования производственной мощности предприятия путем модернизации и технического перевооружения производства; существенно по­высить качество выпускаемой продукции или расширить ее функциональные возможности; изменить структуру выпускаемой продукции или коренным образом пересмотреть ассортиментную политику в области производства; пересмотреть ценовую полити­ку фирмы; наконец, сочетать все эти направления в определен­ной пропорции, разработав вариант плана, который будет со­держать элементы каждого из указанных направлений.

Во-вторых, используя заранее установленную и желательную величину принятого критерия, можно разработать множество ва­риантов плана, в которых следует руководствоваться такими дей­ствиями: минимизировать риск производства или возможные по­тери, связанные с перепроизводством и затовариванием готовой продукцией; достичь наиболее благоприятной доли фирмы в ка­ждой рыночной нише; вступив в договорные отношения со своими конкурентами, проводить определенную ценовую по­литику; проводя определенную инвестиционную политику, внедрять в производство новейшие достижения научно-технического прогресса, которые впоследствии обеспечат рывок в области по­вышения эффективности работы данной фирмы, и т.д.