Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (РПУД) ДИСЦИПЛИНЫ
Приверженность к организации и факторы ее формирования
Типы приверженности организации
Формальные и неформальные группы внутри организации
Понятие и роль коммуникаций в управлении
Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
Власть авторитета - один из каналов власти. При его использовании руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности.
Власть влияния - один из каналов власти, основанный на взаимодействии лидера с влиятельными лицами, что дает ему косвенную силу власти.
Власть должностного положения - один из каналов власти. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей.
Власть информации – один из каналов власти, основанный на том, что исполнители постоянно испытывают потребность в информации, лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям.
Власть компетенции - один из каналов власти, базирующийся на том, что профессионально подготовленный лидер оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам.
Власть награждать – один из каналов власти, основанный на том, что люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможности награждать и миловать.
Власть принуждения - традиционный канал власти, базирующийся на побуждении людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием.
Влияние - процесс, при котором поведение или характеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других.
Внешние мотиваторы - внешние поощрения, которые имеют место независимо от природы труда, не обеспечивающие прямого удовлетворения в ходе выполнения рабочего задания.
Внешняя маркетинговая среда организации - совокупность действующих за пределами организации сил и лиц, с которыми она сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности и кото¬рые влияют на развитие и поддержание выгодных взаимоотношений с целевы¬ми клиентами.
Внутренние мотиваторы - внутренние поощрения, ко¬торые человек ощущает в процессе труда, т.е. между трудом и поощрением су¬ществует прямая и часто непосредственная связь,
Внутренняя среда организации - совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы жизнедеятельности ор¬ганизации.
Внутриличностный конфликт - результат того, что в каждой личности обычно сочетаются конкурирующие потребности и роли; различные способы выражения побудительных мотивов; разного рода барьеры, возникающие между побудительным мотивом и целью; положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью.
Внутиролевой конфликт - один из видов внутриличностного конфликта, вызванный невыполнимыми ожиданиями внутри конкретного человека.
Вознаграждение - завершает цикл мотивации. Призвано приглушить потребность и снизить побуждение. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя.
Воспринимаемый контроль - уровень контроля над процессом труда и условиями работы, каким его ощущают сотрудники.
Воспринимающий тип личности - психологический тип личности, который фактически не может принимать решения. Люди воспринимающего типа предпочитают в большинстве случаев позицию «поживем—увидим».
Восприятие - уникальное видение мира индивидом. Восприятие является процессом создания внутреннего представления о внешнем мире. Восприятие - это динамичный процесс, поиск наилучшей и правильной интерпретации человеком имеющихся данных.
Вспомогательная деятельность - включает закупки, управление людскими ресурсами, развитие исследований и разработок продукции, технологий и систем, а также деятельность, относящуюся к общему руководству, управлению финансами, юридическим вопросам, безопасности и охране конфиденциальности, информационной системе управления и другим функциям высшего руководства.
Вторичные потребности – социальные и психологические потребности людей.
Вторичные стратегии - один из элементов многоуровневой модели организационной культуры. Призваны обеспечить воплощение ценностей компании в ее политике в различных областях. К ним относятся стратегии, касающиеся функций более низкого уровня управления, в компетенцию которого входит решение вопросов, связанных с выбором рынков сбыта, методов конкуренции, организации контроля и т.д.
Выборочное восприятие - склонность уделять внимание тем особенностям рабочего окружения, которые совпадают с собственными ожиданиями работника или подкрепляют их.
Выражение ценностей - функция отношений. Демонстрация ценностей человека через проявление отношения. Позволяет делиться ценностями с другими и влиять на окружающий мир.
Геоцентрические организации - организации, стремящиеся к интеграции различных культур, в которых попытки формирования чувства общности сочетаются с поощрительным подходом к эффективной реализации способностей всех сотрудников.
Геоцентрические отношения - отношения между головной компанией и дочерними компаниями, когда все решения принимаются при непосредственном участии, как головной, так и дочерних компаний.
Гибкий график работы - практика управления, предлагающая значительную автономию работников в установлении графика работы, который наилучшим образом соответствует их стилю жизни.
Гигиенические факторы - условия, удовлетворяющие работника, если они присутствуют, и вызывающие чувство неудовлетворения в случае их отсутствия. Однако их роль как фактора мотивации весьма незначительна. Используется также термин «поддерживающие факторы» или «необходимые условия труда».
Глобальная корпоративная культура - единая корпоративная культура, разрабатываемая материнской компанией и внедряемая в зарубежные дочерние компании и подразделения.
Глобальная фирма - фирма, которая действует более чем в одной стране, трансформируя получаемые ею преимущества в области исследований и разработок, производства, финансов, маркетинга в разных странах в . более низкие издержки и более высокую свою репутацию, что недоступно конкурентам, действующим только на внутреннем рынке. Такая фирма рассматривает рынки различных стран как единое целое и осуществляет глобальную стратегию на мировом рынке. Видение глобальной фирмы является геоцентрическим,
Гомогенность - характеризует однородность группы, исходя из заданных параметров.
Горизонтальный конфликт - возникает между равными по занимаемому положению участниками.
Группа - двое и более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга.
Групповая динамика - социальный процесс взаимодействий индивидов в малых группах.
Групповое мышление - как правило, тесно связанные между собой члены небольших групп не рискуют высказывать противоречащие воззрениям большинства мнения либо с готовностью присоединяются к точке зрения наиболее влиятельных (пользующихся авторитетом, доверием или просто упорно отстаивающих свои доводы) ее участников.
Двухфакторная модель мотивации - мотивационная модель Ф. Герцберга, основное положение которой состоит в том, что определенный набор (адекватный комплекс), условий труда (мотивирующие факторы) мотивирует работника и приносит ему удовлетворение в то время, как другой набор (гигиенические факторы) определяет уровень неудовлетворенности.
Делегирование полномочий - передача руководителем своих полномочии и обязанностей сотрудникам организаций. Делегирование — один из стилей лидерства, применяемый согласно модели П. Херши и К. Бланшарда при высокой степени готовности подчиненных к делу (они способны и желают действовать).
Дельфийский метод решений - предполагает, что для решения проблемы формируется группа из экспертов по конкретному вопросу или имеющих необходимую информацию сотрудников, руководитель которой распространяет среди участников заранее подготовленные анкеты, собирает и обобщает информацию.
Деловая стратегия - концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение ус¬пешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность дело¬вой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции.
Дерево решений - схематичное представление сложного про¬цесса принятия решения по какой-либо задаче.
Дерево целей - древообразная ветвящаяся структура разбиения целей по понижающимся уровням. В основе дерева целей лежит согласование целей между собой.
Деспотичное лидерство (автократия) - в ситуации деспотичного лидерства лидер принимает все решения и не позволяет подчиненным влиять на процесс принятия решения.
Деструктивный результат - неблагоприятные последствия действий или изменений для системы в целом.
Дефицит доверия - возникает в результате разрыва между словами и делами одной или обеих сторон в парах «руководитель — подчиненный» или «сотрудник — сотрудник».
Децентрализованная организация - организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.
Диада - группа, состоящая из двух человек.
Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах крупных компаний, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.
Директивное консультирование - предполагает обязательное ознакомление руководителя с проблемами работника, принятие совместного решения о предстоящих действиях, побуждение и мотивацию сотрудника к поступкам.
Дисциплинарные воздействия - управленческие мероприятия, направленные на поддержание принятых в организации стандартов.
Дискриминация - пристрастное отношение к индивидам или группам людей.
Долгосрочная ориентация - акцент на подготовку к будущему на проведение преобразований, когда особое значение придается стратегическим целям.
Доминирующая коалиция - группа менеджеров высшего эшелона власти, являющаяся определяющей в организационной культуре компании. Эта группа людей вырабатывает стратегические решения по основным направлениям деятельности фирмы.
Доносительство (стукачество), информаторство - раскрытие неблаговидных действий организации и ее сотрудников внешним или внутренним должностным лицам.
Единичная петля обучения - процесс разрешения текущих проблем и адаптации к изменениям.
Жестко структурированная среда