Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- среда, в которой поведение индивидуума ограничено правилами, заданиями, требованиями и другими рамками. Влияние личности в такой среде менее очевидно и значительно.

Жизненная позиция - преобладающий способ построения отношений с людьми, как правило, сохраняющийся на протяжении всей человеческой жизни, за исключением случаев, когда индивид приобретает исключительный опыт, корректирующий его жизненную позицию.

Жизненный цикл системы - последовательность качественно различающихся стадий развития, через которые проходит система за время своей жизни, выделяют стадии рождения, детства, юности, зрелости, упадка.

Закон индивидуальных особенностей (различий) - основан на положении о том, что каждый человек отличен от всех других людей, что в значительной степени определяет его поведение.

Закрытая система - имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. В этом случае можно принять, что входы и выходы у нее отсутствуют либо их состояние неизменно во времени. На поведение системы влияют только результаты внутренних изменений. В качестве закрытой системы может рассматриваться фирма в ситуации, когда ее деятельность лишь в незначительной степени зависит от влияния факторов внешней среды (политических, экономических, демографических и т.д.).

Закрытые вопросы - вопросы, предлагающие респонденту возможные варианты ответов и предполагающие получение конкретного однозначного ответа.

Заменители лидерства - факторы, обусловливающие ограничение значения действий лидера. К источникам заменителей лидерства относятся характеристики сотрудников (способности, опыт, умение и навыки, профессиональная ориентация, безразличие к вознаграждению со стороны организации); характеристики задачи (отработанность и рутинность, четкость постановки, удовлетворение внутренних потребностей работника при ее выполнении); характеристики организации (формализованность, доступность руководства, сплоченность рабочих групп, изоляция лидера от группы).

Заработная плата в соответствии с квалификацией - система оплаты труда, предполагающая, что ее размер определяется уровнем знаний сотрудников о том, как следует выполнять различные рабочие задания, широтой, глубиной и разнообразием их профессиональных навыков.


Защитные стратегии - способы, с помощью которых человек борется против стрессовых факторов.

Идеология организации - система взглядов, убеждений и идей, сплачивающих людей, оценивающих и объясняющих отношение людей к действительности с точки зрения причинно-следственных связей.

Иерархическая структура - организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным числом управленческих задач на каждом уровне.

Иерархические субкультуры - существуют на различных уровнях управления компании и проявляются через различия в статусе, полномочиях, власти, символах, присущих руководителям и подчиненным.

Иерархия потребностей - подразделение человеческих потребностей на пять групп, которые располагаются в определенном иерархическом порядке приоритетов таким образом, что одна группа потребностей превосходит другую по значимости. Лежит в основе теории иерархии потребностей А. Маслоу.

Избегающая организационная культура - основывается на стремлении доминирующей коалиции избежать любых изменений. Руководство таких компаний пассивно, фирма не имеет четкой цели развития, менеджеры стараются не принимать решений. Руководители компании склонны к депрессии из-за чувства беспомощности и зависимости от других. Личность с депрессивными наклонностями чувствует себя неспособной как-либо изменить текущие события и остро нуждается в любви и поддержке окружающих. Такие фирмы чаще всего работают в условиях стабильных рынков и технологий, им присущи многие характерные черты механистических организаций.

Избыток участия в управлении - ситуация, когда степень участия работников в процессе управления превышает требуемый уровень. Как правило, это происходит в ситуациях, когда у руководителя преобладает демократическая направленность в принятии решений.

Имитация - процесс разработки модели реальной ситуации и проведения экспериментов с целью выявления возможных альтернатив изменения данной ситуации.

Индивидуализация - направленные на изменение культуры организации, активные действия сотрудников.

Индивидуализм - культурный акцент, направленный на индивидуальные права и свободы, чувство собственного достоинства, отстаивание своих позиций.

Индивидуальное отождествление с карьерой - уникальный процесс, посредством которого человек оценивает свое место в обществе. Характер работы, положение в организации оказывают влияние на процесс отождествления.


Индивиды типа A - более сильные, агрессивные, склонные к конкуренции, нетерпеливые по отношению к себе и другим люди, комфортно чувствующие себя в условиях жестких временных рамок. Предъявляют повышенные требования к себе даже на отдыхе. Не осознают, что многие из сил давления создают они сами, а не внешняя среда. Медленно восстанавливаются после стресса.

Индивиды типа В - расслабленные и покладистые, не склонные к конкуренции сотрудники, которые скорее принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней, нежели пытаются «плыть против течения». Быстро восстанавливаются после стресса.

Индифферент - человек, работающий из-за зарплаты, причем работа не играет важной роли в системе его жизненных ценностей. Он может хорошо выполнять свою работу, но никогда не бывает привязан к работе или организации.

Инновационная культура - в фирмах с инновационной культурой высшее руководство ценит логический подход к анализу и рациональный – к процессу, стремится выявить сильные и слабые стороны компании и оценить ее конкурентные позиции. Менеджеры осознают необходимость реформ и считают себя ответственными за их проведение.

Инструктирование - один из стилей лидерства, применяемый согласно модели П. Херши и К. Бланшарда при отсутствии способности у подчиненных к данной деятельности и при нежелании их действовать.

Инструментальность - степень убежденности работника в том, что назначенное вознаграждение будет получено немедленно по выполнении задачи.

Инструментальные стратегии - вторичные стратегии в многоуровневой модели организационной культуры. Отражают, каким образом ценности организации реализуются в том, что и как она делает.

Интроверт - психологический тип личности, которому свойственны замкнутость, задумчивость, сосредоточенность. Такой человек сначала думает, потом говорит, предпочитает решать проблемы самостоятельно, у него ограниченный круг общения.

Интуитивный тип личности - психологический тип личности, для которого все относительно: все должно иметь смысл. Если человек интуитивного типа ищет что-то конкретное, он может пройти мимо и не заметить того, что ищет. Люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда «скачками».

Иррациональный конфликт - любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих перед ней.


Исследования Г. Хофстеда - касались изучения схожести и различий культур в разных регионах. Полученные результаты дали возможность оценивать межкультурные различия, базируясь на четырех параметрах: индивидуализм/коллективизм, дистанции власти, мужественность /женственность, неприятие неопределенности.

Источник контроля (локус контроля) - человек, который считает, что важнейшие его действия управляются другими людьми, — это личность с внешним источником контроля. Если он полагает, что сам контролирует свои действия, то это означает личность с внутренним источником контроля. Источник контроля имеет значение для отбора, тренинга и распределения сотрудников на руководящие роли или в иных ответственных ситуациях.

Кабинетные исследования - предполагают изучение вторичных данных, т.е. уже существующей в определенной форме информации, полученной ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

Каналы власти - определенная система коммуникаций, через которую осуществляется проявление власти.

Карьера - индивидуально воспринимаемая последовательность отношений и образов поведения, связанных с познаниями в сфере выполняемой работы, а также видов деятельности в течение жизни человека.

Качество решения - объективная характеристика, которая может быть определена посредством применения некоторого стандарта.

Качество условий труда - общая характеристика уровня рабочего окружения организация.

Классическая школа управления - сторонники административного управления (классической школы управления) акцентировали внимание на необходимости формулирования целей организации, они описали такие функции менеджмента, как планирование, организация и контроль. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Создание школы административного управления прежде всего связывают с именами А. Файоля, Л. Урвика, Д. Myни, А. Рейли, А. Слоуна,

Классовые различия - определяются статусом и установленными отношениями между различными группами сотрудников.

Коллегиальная модель организационного поведения - представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели. Основана на утверждении, что командная работа побуждает сотрудников организации к принятию на себя ответственности за осуществление процесса труда. В качестве ключевого элемента данная модель включает группу,
стремящихся к обшей цели людей, предполагает формирование у работников чувства партнерства, ощущения своей необходимости и полезности.

Коллективизм - предполагает гармоничные отношения между членами конкретной группы.

Команда - группа, в которой обеспечено единство ее членов и уровень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне.

Командная работа - состояние, которое достигается, когда каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия коллег.

Командное строительство - процесс создания команды и повышения ее эффективности, предполагающий стремление ее членов к тщательному анализу результатов совместной деятельности, определению слабых сторон и поиску новых форм сотрудничества.

Коммуникативная перегрузка - ситуация, когда объем информации существенно превышает возможности ее обработки или реальные потребности в ней.