Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Ритуал окончания занятия.

После блока знакомства были проведены блоки основных занятий тренинга коррекции тревоги.

Первый – основной этап тренинга – модель будущего является актуальной жизненной ситуацией, которая принимается человеком. Необходимым условием удовлетворенности ею является проработка стрессогенных событий прошлого.

Индивид осознает и принимает сильные и слабые стороны своей личности, имеет интернальный фокус контроля.

Личность юношеского возраста способна построить субъективные модели “Я-реальное” и “Я – в будущем”, соотношение между которыми характеризуется непрерывностью образа “Я”, осознанием ответственности за события будущего.

Жизненные перспективы характеризуются определенностью, содержат представление о разных видах деятельности (работе, учебе, общении, семье).

Жизненный прогноз включает, как отдаленные, так и близкие цели, которые имеют свою иерархию за степенью значимости, молодой человек умеет прогнозировать этапы достижения цели.

Основная часть программы включает 3 раздела:

1) Процедуры, нацеленные на осмысление “образа Я” участников, осознания своих возможностей.

2) Психодраматическая техника, работа со временным пространством ее личности.

3) Работа с постановкой цели.

Следовательно, второй раздел программы нацелен на построение адекватного “образа Я” участников тренинга, развитие способности к самопознанию. Выполнение процедур второго раздела является необходимым подготовительным этапом в работе по прогнозированию жизненных перспектив.

Критерием отбора процедур для реализации обозначенных целей появилась теоретическая модель раскрытия Джозефа Лафта и Гарри Инграма, который имеет название “Окно Джохари”.

В соответствии с этой моделью в человеке выделены четыре «пространства» личности:

1. “Арена” – пространство личности, известное для меня и для других, то есть это те знания о своем Я, которые известны человеку и которые она предъявляет другим.

2. «видимость» – пространство личности, открытое для меня, но закрытый для других, это знание о своем Я, которые известны человеку, но которые она не показывает другим через страхи, нежелания или возможности, которая еще не предоставилась.

3. “Слепое пятно” – пространство личности, закрытое для меня, но открытый для других, это та информация о человеке, которую она не осознает в результате действия психологических защит или что существует в связи с особенностями восприятия других людей.


4.”Неизвестно” – пространство личности, закрытое для меня и для других людей, включает скрытые потенциальные возможности развития.

Представлена модель личного пространства показывает, что в условиях групповой тренинговой работы адекватными процедурами, которые позволяют расширять осознаваемое пространство личности, является техника, которая учит:

а) представлению себя другим;

б) умению получать и давать обратную связь.

Третий раздел программы с использованием психодраматичной техники в работе по оптимизации образа будущего основан на том, что психодрама позволяет работать с тремя временными измерениями: прошлым, настоящим и будущим, как разными аспектами единственной универсалии времени. Именно психодрама позволяет прожить значимые события прошлого и предполагаемого будущего “здесь и теперь” и тем самым проработать события, которые травмировали, из прошлой жизни и экспериментировать с ожидаемым будущим. Решению этой задачи могут служить три базовых психодраматических техники: “шаг в будущее”, что позволяет заглянуть в будущее, “возвращение во времени” – в прошлое и “тест на спонтанность”, сфокусированный главным образом на настоящем.

Техника “Шаг в будущее” предназначенная для описания ожидаемых событий. Она позволяет просветить элементы неизвестности в прогнозируемых событиях, позволяет устранить или существенно ослабить тревоги, которые предусматриваются, на основе чего формируется уверенность в себе, готовность к более эффективному поведению в будущем.

Техника “Возвращения во времени” дает возможность протагонисту воспроизвести значимые события прошлого. Техника является эффективным приемом проработки травмирующих или неприятных воспоминаний, которые оказывают влияние на настоящее, на прогнозирование жизненных перспектив.

Техника “Раскодировавшего будущего” позволяет пережить три измерения времени в одной ситуации, помогает осознать непрерывность времени.

Техника “Тест на спонтанность” сфокусированная на настоящем. Под спонтанностью понимается состояние ума, который характеризует готовность действовать, как можно более непринужденно. Она отображает способность человека к экспромту, импровизации, учит преодолевать тревожные состояния, верить у себя, более спонтанно реагировать на ситуацию.

Вариантами “Теста на спонтанность” могут быть:


а) выражение ощущений радости, горя;

б) примеры поведения протагониста с членами семьи в необычной обстановке;

в) фантазии.

Как подготовительный шаг до психодраматичной работы с будущим был использован социодрамму “Будущее”, которая позволяет решить две задачи:

1) диагностировать содержание жизненных перспектив участников группы

Основная цель четвертой части программы заключалась в развитии способностей участников группы осознавать свои жизненные прогнозы, наполнять их конкретным содержанием, достигать намеченного.

В основу работы положены принципы и технические приемы динамической техники силы ума (Джини Г. Скотт), которые позволяют учить ребят и девушек ставить перед собой конкретные цели, устанавливать приоритеты среди них, планировать и достигать желаемого.

Работа с постановкой цели включает несколько этапов.

Первый этап. Осознание жизненных принципов.

Цель: осознания своих ценностей и потребностей.

Второй этап. Осознание своих позитивных качеств.

Цель: одобрения себя, своих ценностей и потребностей, как в настоящий момент, так и в будущем; научить анализировать свои возможности.

Третий этап. Характеристика целей и условий их достижения.

Цель: рассмотреть ресурсы каждого участника для достижения поставленной им цели и произвести индивидуальную стратегию преодоления трудностей и достижения успеха.

Способ реализации этого этапа – групповая дискуссия. Для ее проведения используется материал предыдущего этапа занятий. Тема обсуждения: “Что помогает мне достигать желаемого?”.

По окончании обсуждения ведущий сделал вывод, что для того, чтобы достичь желаемого, важно:

а) иметь ясную цель, четкую картину того, что ты хочешь;

б) цель должна быть реалистичная и досягаемая, а не быть пустой фантазией;

в) совмещать поставленную цель с готовностью сделать все, что нужно для ее достижения, быть убежденным в том, что ты хочешь ее достичь, что тебе очень нужно добиться намеченного;

г) определить шаги достижения поставленной цели, иметь четкий план того, что нужно сделать;

д) действовать с твердой решительностью и уверенностью.

Пятый этап. Постановка целей.

Цель: установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями участника тренинга, его личными представлениями о счастье (о полноценной жизни).


Работа над постановкой целей начиналась с информации ведущего о том, которое мешает человеку иметь четкое представление о своих целях. Многие люди не могут начать действовать потому, что они не знают, чего они хотят или же хотят так много, что не могут ничего добиться, потому, что им не хватает сосредоточенности. Некоторые люди также ставят себе нереалистичные, невозможны цели, которые в действительности напоминают неисполнимый бред, – этого можно хотеть, но не принимать серьезно.

Другая проблема, которая существует у многих людей, – неопределенность, очень неопределенные желания, очень неопределенные цели.

Другое препятствие на пути реализации целей – отсутствие твердой уверенности в том, что они действительно чего-то хотят, непонимание того, зачем им это нужно. Некоторые люди не могут определиться с тем, что для них наиболее важно, и растрачивают свою энергию на пустяке, не умея определиться с приоритетами.

Проведенное обсуждение позволило участникам группы определиться со своими целями, сосредоточиться на тех, какие реальные, необходимые, досягаемые и, тем самым, создать основу для перехода к следующему этапу работы над постановкой целей.

Шестой этап. Определение приоритетов целей.

Цель: дать участникам группы возможность привести в соответствие их личные ценности и цели; установить приоритеты среди своих целей и выяснить относительную ценность каждой из них; согласовывать ближних и дальних перспективы.

Седьмой этап. Приобретение уверенности в достижении цели.

Цель: преодоление страха перед любой целью, в связи с тем, что участники тренинга имеют опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу “не очень-то и хотелось”; приобретение уверенности в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свой выбор; визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни.

Для достижения цели важна убежденность в том, что человек ее может достичь. Существуют разные способы достичь уверенности в достижении желаемого. В группе использовалась визуализация или психодраматизация главной цели.

Психодраматизацию целей реализовали желающие члены группы.

Восьмой этап. Определение шагов до цели.

Цель: помочь участникам тренинга определить, какие шаги следует предпринять и в какой последовательности для достижения поставленной цели, и как устанавливать приоритеты для этих планов, чтобы действовать в направлении целей эффективнее всего.


Девятый этап. Подбивание итогов.

Цель: дать возможность почувствовать ответственность за свой выбор, уверенность в своих силах и увидеть будущее как естественное продолжение настоящего и прошлого.

1. Ритуал начала занятий. Минута встреч.

2. В общем кругу – итоговое обсуждение: что я получил от занятий, что мне удалось изменить, чего достичь.

3. Проведение исследования (диагностические методики, которые использовались нами в первичном диагностическом исследовании).

4. Перерыв.

5. “Открыт стул”. Высказывание впечатлений и отношение группы к каждому участнику. Подчеркивалось изменение этого отношения в процессе занятий.

6. Завершающая медитация “Что дальше?”

7. Ритуал окончания занятия проходил с большой теплотой и откровенностью по отношению друг к другу.

В процессе занятия участниками подчеркивалось, что благодаря участию в тренинге они учились откровенности, доверию, умению проявлять теплые ощущения, беспокойство по отношению к окружающим. Отмечалась большая роль атмосферы группы, ее совместимость.

Рассматривалась информация, которую составил каждый участник на предыдущем этапе, работая над постановкой цели.

Задание на завершающем этапе – обобщить мету, какая наиболее важна и определить шаги, то есть действия по ее достижению.


1 Осипова Алла Анатольевна. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. спец. вузов. — М. : Творческий Центр "Сфера", 2001. — с. 28-29.

2 Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.


3 Мамайчук И И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб. : Речь, 2001. — с. 104.

4 Тутушкина М. К., Булгакова Е. Г., Гулина М. А., Елохина Т. П., Карандашева Э. А. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М.К. Тутушкина (ред.). — 3. изд. — СПб. : Дидактика Плюс, 2001. — с. 66-68.

5 Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: Материалы всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 25-27 апреля 2001 г.) / Курский гос. педагогический ун-т ; Российское психологическое общество. Курское региональное отделение / А.С. Чернышев (отв.ред.редкол.) — Курск, 2001. — с. 138-141.

6 Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. — СПб. : РЕСПЕКС, 1995. — с. 49-52.

7 Рeaн, A.A. Coциaльнaя пeдaгoгичecкaя пcихoлoгия / A.A. Рeaн, Я.Л. Кoлoминcкий – CПб.: Питeр Кoм., 1999.


8 Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 1999 -с. 18.