Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая сумма рангов равна 55

Расчетная сумма равно 55
Сформулированы статистические гипотезы:

Hо: уровень тревожности подростков до и после психокоррекционной работы не отличается

Н1: уровень тревожности подростков до и после психокоррекционной работы снизился и значимо отличается

Определена эмпирическая величина U:

nx*(nx +1)

U = (n1*n2) + - Tk

2

Uэмп = 40- 30 = 10

Uэмп= 40- 25 = 15
Определено критическое значение для соответствующих n по таблицам (критическое значение критерия U Манна-Уитни для уровней статистической значимости p < 0,05 и p > 0,01).24
4 (p<0,05)

Uкр ==

1 (p> 0,01)
Ось значимости:

10



1 4
Таким образом, статистическая гипотеза Н0 подтвердилась.

Статистическая обработка данных по уровню тревожности дает основание говорить о том, что положение основной гипотезы о возможности использования тревожности как критерия эффективности психокоррекционной работы не подтверждается и среди тех подростков, которые не участвовали в программе психологической подготовки.

Следовательно, уровень тревожности не имеет значимые различия в первой и второй группах. Это говорит о том, что уровень тревожности не может быть критерием эффективности психокоррекционной работы с подростками, как это предполагается в основной гипотезе.


Первая__группа:__(_(65)_(61)_(73)_(61)_(69)_(54)_(68)_(69)_(51)_(61)'>Первая группа:

( (65) (61) (73) (61) (69) (54) (68) (69) (51) (61)

Вторая группа:

(72) (61) (55) (69) (70)


Диаграмма 1 - Результаты обработки тревожности до психокоррекционной работы (опросник Спилбергера-Ханина)


Первая группа:


(51) (51) (55) (51) (64) (49) (65) (65) (49) (54)

Вторая группа:

(70) (59) (55) (69) (69)

Диаграмма 2 - Результаты обработки тревожности после психокоррекционной работы (опросник Спилбергера-Ханина)









Диаграмма 3 - Анализ результатов (до):

а) Экспериментальная группа (100% подростков) б) Констатирующая группа (50% подростков)







Диаграмма 4 - Анализ результатов (после):

1. Экспериментальная группа (100% подростков)

2. Констатирующая группа(50% подростков)
На втором этапе исследования в течение пяти недель применена программа коррекции «Преодоление школьной тревожности у детей подросткового возраста» (см. приложение 3). Материалы представлены в диаграмме после апробации психокоррекционной программы.



Диаграмма 5 - Анализ результатов после апробации психокоррекционной программы.
На третьем этапе работы в апреле 2009г. проводилась повторная диагностика состояния тревожности по избранной ранее методике.

После проведения повторной диагностики, были получены такие результаты:

Данные тревожности подростков после психокоррекционной работы:


Диаграмма 6 - Данные по уровню тревожности:

после психокоррекционной работы
Выводы по организации исследования: Внимательней! Ведь ваши выводы противоречат вычислениям!!??

  • Уровень тревожности подростков первой группы после психокоррекционной работы уменьшился незначительно, это можно проследить в сравнительных диаграммах, указанных выше.

  • У подростков второй группы изменения тревожности не зарегитрированы.

  • Проведенные мероприятия позволяют сравнить уровень тревожности подростков первой и второй групп для оценки адекватности критерия оценки эффективности психологической коррекции




Э кспериментальная группа

(100% подростков)

К онстатирующая группа

(50% подростков )



Диаграмма 7 - Сравнительный анализ уровня тревожности
Из вышеуказанных процентов видно, что у 90% подростков из экспериментальной группы – умеренный диапазон, у 10% - экстенсивный диапазон, что же касается констатирующей группы у 30% - умеренный диапазон, у 20% - экстенсивный диапазон. Отсюда можно сделать вывод: что при первичном исследовании двух групп подростков состояние тревожности практически одинаковое.

Впоследствии выяснится, что эффективность психодиагностических методик, очень высока, исходя из заключительного проведения опросника Спилбергера-Ханина.
Вывод: тревожность как критерий эффективности психологической коррекции не может использоваться в практической деятельности психолога. Следовательно, наша гипотеза доказана. По всей вероятности тревожность обладает высокой динамичностью, как эмоциональное состояние, трудно регистрируется и следует опираться на другие показатели оценки эффективности психологической коррекции.


2.3 Рекомендации педагогу-психологу по оказанию помощи тревожным школьникам



Рекомендации коррекционные приемы работы с лицами, отличающимися тревожностью как личностным образованием:

  • "Переинтерпретация" симптомов тревожности. Часто детей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают выступить, ответить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь ребенку "выбраться из чертова колеса".

  • "Настройка на определенное эмоциональное состояние". Предложите ребенку мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией (или цветом, или пейзажем, или каким – либо характерным жестом); спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, "побеждающее" - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

  • "Приятное воспоминание". Предложите представить ситуацию, в которой ребенок испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

  • "Использование роли". В трудной ситуации предложите ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы "в его образе". Этот прим оказывается особенно эффективным для юношей.

  • Контроль голоса и жестов. Объясните, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Расскажите, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Укажите на необходимость тренировки перед зеркалом и "зрителями".

  • "Улыбка". Объясните значение улыбки как упражнения для обучения целенаправленному управлению мышцами лица для снятия нервно-мышечного напряжения.

  • "Дыхание". Расскажите о значении ритмичного дыхания, предложите способы использования дыхания для снятия напряжения (например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд).

  • "Мысленная тренировка". Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение (мысленно проговорить каким уверенным, спокойным, сосредоточенным буду в данной ситуации).

  • "Репетиция". Проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую у него тревогу.

  • "Доведение до абсурда". В процессе беседы с ребенком или в некоторых других, априорно "спокойных" ситуациях, предложите играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась, преувеличивая негативные эмоции и ощущения.

  • "Переформулировка задачи". Известно, что одним из моментов, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя (например, "Я выполню прыжок" вместо "Я должен победить во чтобы то ни стало". Необходимо обучать умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение "победы" и "поражения"


Эти приемы достаточно эффективны в работе с детьми, испытывающими так называемую "открытую тревогу".

Рекомендации психолога для родителей

1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации.

4.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании.

9.Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10.Не унижайте ребенка, наказывая его.

11.Используйте наказание лишь в крайних случаях.

12.Хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, хомячка, собаку или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

13.Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми, способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Профилактика тревожности

1.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей

Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай".

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не смогут выполнить.

Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него студию, кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка