Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным моментом является установление определенного доверительно делового стиля общения с ребенком, который отличается от системы отношений учитель-ученик, родитель-ребенок равенством партнеров, большей волей творческого самовыражения. Этому может способствовать и ряд чисто технических моментов оборудования кабинета, рабочая поза, время работы и так далее.

Если психологическая коррекция не является частью психодиагностического обследования, то стоит достаточно интенсивно различать (для себя и клиента) ситуации диагностики и коррекции. Это помогает изменить стиль общения и поведения в ходе работы. Диагностическое обследование проводится за рабочим столом психолога; “рабочее место” обследуемого должно быть расположено так, чтобы ему было удобно рассматривать материал предлагаемой методики, читать, писать, рисовать. Для работы из коррекции желаемое размещение ребенка в мягком кресле так, чтобы психологу было хорошо видно вся фигура клиента. Для детей младшего возраста нормой может быть расположение клиенту и психолога, сидя на полу.

В зависимости от вида работы психологической коррекции может понадобиться специальное оборудование кабинета: магнитофон, видеомагнитофон с видеокамерой, специальные игрушки и пособия, мягкое покрытие пола и тому подобное. Длительность одного сеанса психологической коррекции обычно длится около 1 часа, но, в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, сложности проблемы, может варьироваться в достаточно широких пределах. Необходимо, чтобы каждый сеанс был положительно совершенен: клиент справился с проблемой, или какой-то ее частью, научился почему-то новому и тому подобное. Нельзя прекращать сеанс, если ребенок чувствует себя огорченным, растерянным, находится в состоянии гнева или горя, особенно если работа ведется не в стационаре, а в режиме амбулаторных визитов6.

В групповом случае психокоррекции влияние осуществляется на группу людей, как правило, близких по возрасту и которые имеют подобные проблемы. Здесь влияние на конкретного индивида осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников группы, в результате которого и достигается цель коррекции.

Первые шаги в истории становления групповой психологической коррекции связаны, с тридцатыми — сороковыми годами прошлого столетия. Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии (здесь впервые появилась потребность использовать группу) обратился к групповым методам, был американский психиатр, социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и предложил один из самых эффективных методов групповой коррекционной работы, что получил название “психодрама”. Два других американца, С. Славсон и А. Вольф, работая в рамках классического психоанализа, обратили внимание на существенную роль группы в психотерапевтическом процессе. Они установили, что результат использования психоанализа во многих случаях больше при групповой, а не индивидуальной работе.


Как два других источника современных групп психологической коррекции можно назвать работы К. Роджерса и исследование К. Левина. К.Роджерс сформулировал гуманистические принципы обращения с человеком во время групповой работы, и на их основе до сих пор строятся много видов коррекционной и терапевтической работы с людьми в группе. К таким принципам относится недирективное руководство группой, под которым понимается равноправное, почтенное отношение к группе со стороны психолога, который ведет группу, его отказ от использования авторитарного стиля руководства. Другая гуманистическая норма, какую Роджерс ввел в практику групповой работы, называется принципом “центрирования на клиенте”. Суть его выражается в том, что, работая с группой, психолог основное внимание должен обращать на проблемы клиента, волнующие его в данный момент, а не пытаться осуществить собственные, заранее определенные, коррекционные или терапевтические цели, следовать за волей клиента, а не навязывать ему свою волю.

К. Левин, что эмигрировал в США из Германии в годы фашизма, разработал теорию и методы научного исследования малых групп. Он обогатил групповую психокоррекцию знаниями о процессах в малых группах, и предложили ряд методов изменения и управления динамикой малых групп. Он доказал существование особенных социально психологических влияний малой группы на индивида, благодаря которым достигается позитивный групповой психотерапевтический эффект, в частности открыл феномен социальной фасилитации. Он заключается в том, что группа облегчает поведение индивида, успокаивает, поддерживает его. Левин нашел феномен группового конформизма, который выражается в предоставлении группой психологического давления на индивида, которому свободно или непроизвольный подчиняется большинство членов группы.

Групповая психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых, — группы тренинга умений, группы встреч, гештальт-группы, психодрама, группы телесной, танцевальной психологической коррекции и группы коррекции искусством7.

Главное назначение групп тренинга умений (другое их название — Т-группы) заключается в том, чтобы участники лучше осознали себя и правильнее оценили свое поведение среди людей. В этих группах ставятся и развязываются психокоррекционные задачи:

  • улучшение межличностных отношений;

  • выработка и закрепление коммуникативных умений и навыков, откровенности, искренности и доверия, людям;

  • снятие психологических барьеров в сфере общения.


Группы встреч создаются для того, чтобы помочь людям самостоятельно справиться со своими социально психологическими проблемами. В таких группах с помощью специальных приемов порождается и поддерживается атмосфера межличностного доверия, свободы выражения мыслей и ощущений, безусловно хорошие отношения к каждому человеку независимо от его индивидуальных особенностей, персональной безопасности каждого. Участники групп-встреч вместе проходят ряд этапов межличностного взаимодействия, во время которого они психологически раскрываются друг перед другом, выясняют отношения, преодолевают трудности в установлении межличностных контактов, строят доверительные отношения, изучают себя и свои конфликты.

Название “гештальт-группы” происходит от немецкого слова “гештальт”, которое помечает некоторую целостность, структуру, которая определяет восприятие человеком окружающего мира и его взаимоотношения с людьми. Работа в гештальт-группы позволяет клиенту лучше приспособиться к реальной жизни, глубже понять себя, свои отношения с другими. Психотерапевт или психолог в такой группе обычно работает только с одним из ее членов, который в данный момент находится в центре внимания его и остальных участников группы. Они наблюдают за его работой и за поведением клиента, сопереживают ему, на его примере учатся анализировать и решать собственные проблемы.

Психодрама является воссозданием, которое драматизируется, в виде жизненно правдивых, импровизированных спектаклей, проигрывания ситуаций, которые волнуют клиентов. У них они и остальные участники группы берут на себя и исполняют естественные жизненные роли, стремясь в ходе драматичной импровизации лучше разобраться в сути возникшей проблемы, понять свое поведение и поступки других участников. Работа группы-психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая является реальной проблемой кого-нибудь из участников. Роли в психодрамы задаются и выполняются так, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблем. Социодрама – это метод социальной психологической коррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности.

Группы телесной психологической коррекции основаны на связи между органическими процессами и психологическими состояниями людей, на предположении о том, что, влияя на организм человека, можно повлиять и на его психологию и поведение.


Группы танцевальной психологической коррекции отличаются от групп телесной психологической коррекции тем, что в них как психокоррекционные упражнения используются танцевальные движения.

Группы психологической коррекции искусством как приемы нормализации психической жизни людей используют разные виды творчества: рисование, лепка, изготовление изделий.

Таким образом, в общем виде можно выделить две общих модели психологической коррекции. Первая из них соблюдает медицинскую модель взаимодействия психотерапевта и клиента (пациента). Психологическая коррекция в этом случае направлена на помощи клиенту избавиться болезненных симптомов, с помощью специальных процедур. Психотерапевт выступает здесь как авторитетный эксперт, которой полностью контролирует процесс психотерапии и который несет всю полноту ответственность за результат своих действий. Сюда можно отнести когнитивные и поведенческие модели психологической коррекции, например рационально-эмотивную терапию А.Эллиса, нейролингвистическое программирование, патогенетическую психотерапию и др.

Вторая модель допускает увеличение ответственности пациента за процесс и результат психологической коррекции; цель терапии - не столько лишения больного от симптомов, сколько личностное изменение и развитие пациента под воздействием психотерапевтического опыта. Специалист по психологической коррекции выступает здесь как равноправный собеседник, живая независимая личность, которая помогает другой личности отыскать в себе и своем ближайшем окружении ресурсы для изменения и развития своей психики. Ответственность за процесс и результат психотерапии в большей степени здесь переходит к пациенту. Такая модель реализует себя в рамках клиент-центрированной терапии К. Роджерса, гештальт-подхода Ф. Перлза, экзистенциальной психотерапии и др.


1.2 Особенности психологической коррекции школьной тревожности



Теоретический анализ проблемы нашего исследования требует уточнения понятий: “тревожность”, “школьная тревожность”,“коррекция тревожности”.

В современной психологии выделяют два понятия: тревогу - как эмоциональное состояние, субъективное ощущение напряжения, ожидания неблагополучного развития событий; и тревожность - как стойкое образование - черту личности, связанную из генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, который обусловливает постоянно повышенный уровень эмоционального нарушения, которое оказывается в относительно стойкой склонности человека беспричинно воспринимать угрозу своему "Я" в разных ситуациях и реагировать на них усилениям состояния тревоги 8.

Разные авторы дают разные определения понятию "тревожность".

В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутренней обеспокоенности, неуравновешенности, и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, которые добывают значение в контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к негативному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологичный аспект.

А.М.Прихожан указывает, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием опасности, которая грозит"9. А.М. Прихожан определяет тревожность, как стойкое личностное образование, которое сохраняется в течение достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и константные формы реализации обращения с преимуществом компенсаторных проявлений. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным зданием, которое включает когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грядущей опасности, и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность рассматривается как личностное образование, как ли свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.