Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По Ф.Б. Березину, тревожность оказывается ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности, “немотивированная, что свободно плавает тревога”10. Как уже отмечалось, характерный признак тревоги – невозможность определить характер угрозы и предсказывать время ее возникновения.

По определению Р.С. Неязык: "Тревожность – постоянное или ситуативное свойство человека, который оказывается, приходить в состояние повышенной обеспокоенности, чувствовать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях"11.

Личности, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в большом диапазоне ситуаций и реагировать очень напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные реагируют на сообщение о неудаче;

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Этот страх у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

4. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой владеет сообщение об успехе, чем о неудаче;

5. Личностная тревожность привлекает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

По определению В.Г.Степанова: "тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи"12.

В.К. Вилюнас в своей работе "Психология эмоциональных явлений" определяет тревожность как "склонность индивида к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных расхождений"13. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые переживают последствия психотравмы, у многих групп лиц с субъективным проявлением неблагополучия.

Г.Г. Аракелов, Н.Э. Лисенко, Э.К. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначительный психологический срок, что описывают как определено состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и стойкое свойство любого человека
14.

Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность из разных точек зрения, которые допускают утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффектных и поведенческих реакций, провоцируемых при влиянии на человека разными стрессами.

Как стойкая черта личности - это повышена склонность испытать тревогу по поводу реальных или представляющих опасностей 15. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога генерализована, диффузна.

Поведенческое проявление тревожности может заключаться в общей дезорганизации деятельности, которая нарушает ее направленность и производительность. Однако тревожность не является исконно отрицательной чертой личности. Оптимальный ее уровень — естественное и необходимое условие личностной активности.

Тревожность - черта личности, которая характеризует ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности - это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность чувствовать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротичным конфликтом, эмоциональными и невротичными срывами, психосоматическими заболеваниями. Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижа, самооценке, самоуважению человека 16.

Изучение тревожности важно и для понимания вековых закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель "преневротичного состояния", ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивне поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления, важно при подготовке детей и взрослых к тяжелым жизненным ситуациям.

Проблема тревожности имеет и другой, психо-физиологический аспект. Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологичных особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, потом у возбудительного типа и менее всего подданные срывам животного с сильным уравновешенным типом с красивой подвижностью.


Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы17. Выражены им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небилицина18. Он делает предположение о высшем уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

Школьная тревожность – это сравнено мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенной обеспокоенности, в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны педагогов, ровесников. Ребенок чувствует собственную неполноценность. Однако это как правило не вызывает сильную обеспокоенность со стороны взрослых. Однако тревожность – это один из предсказателей невроза и робота из его преодоления – это работа по психопрофилактике невроза.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе негативных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, беспокойство, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

Для многих детей время, проведённое в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в школе реализуется возможности для непосредственного и тёплого общения ребёнка с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.

Опыт работы в школе подсказывает, что нельзя упустить благоприятный период (обучения в начальной школе) в развитии и становлении эмоциональной сферы ребёнка. Следовательно, необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребёнка.

Что касается эмоциональных расстройств ребенка, то в данном случае эффективность методов коррекции будет зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.

Схема психологической работы со школьной тревожностью может быть описана следующим образом (см. рис. 1)


Рис. 1. Схема психологической работы со школьной тревожностью
Научным основанием концепции психологической службы в школе являют­ся фундаментальные теоретические положения, разрабаты­ваемые в отечественной психологии, о развитии и соци­альной природе психики человека: психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие про­исходит в процессе присвоения социального опыта, накоп­ленного человечеством. Согласно этим представлениям личность – целостная психоло­гическая структура, формирующаяся в процессе жизни че­ловека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.


По мнению Г.С. Абрамовой, в основе эффективной психо­коррекции лежат:

1) общепсихологические знания о строении разных видов активности человека — деятельности и основ­ных единиц деятельности — действий;

2) знания о закономер­ностях и механизмах психического развития человека19.

Основным условием психического развития ребенка яв­ляется его собственная деятельность. Имен­но в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это фор­мирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе индивидуального развития ребенка является ведущей. Ведущая деятельность – деятельность, обусловливающая основные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка. Такой деятельностью могут быть общение, игра, учение, труд.

Проблема преодоления тревожности, во-первых – овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и, во-вторых – устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1) обучение приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2) расширение функциональных и операциональных возможностей ребенка (взрослого), формирование у него необходимых навыков умений, знаний т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, создание "запаса прочности";

3) перестройка особенностей личности, прежде всего, его самооценки и мотивации.

Многолетняя практическая психологическая работа с тревожными детьми и подростками позволили А.М.Прихожан (1998) выделить некоторые принципы ее профилактики и преодоления. При этом главным из них, как и для других личностных образований, остается ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения ведущих для каждой возрастной группы социогенных потребностей детей20.

Как известно, все принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Не исследуя подробно первые две группы, достаточно общие для большинства отечественных психологов, придерживающихся гуманистических традиций психологической работы, остановимся лишь на тех, которые специфичны именно для тревожности.


Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности ребенка и подростка. Однако при этом она должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте становятся специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут стать ее прямой или косвенной причиной.

Как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа с тревожностью подразумевает пять взаимосвязанных направлений.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. А между тем тревожность, в том числе и школьная, - это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению – это и работа по психопрофилактике невроза.

Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до тех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.

Рассмотрим диагностико-методический косплекс для изучения специфики эмоциональной сферы и школьной тревожности учащихся, отвечающий описанным выше требованиям. Диагностический комплекс состоит из 3-х блоков:

1 блок. Методы психодиагностической работы с учащимися

  1. Исследование эмоционального состояния детского коллектива осуществляется с помощью диагностических методик c целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, самочувствия личности.

  2. Для выявления особенностей отношения учащихся к школе, позиций учащихся, самоопределения, личностных особенностей в период адаптации используются рисуночные методики: «Я в школе», «Школа зверей», «Сказка о том, как Мурлыка пошел в школу».

  3. Исследование мотивационной направленности учащихся, отношение к школе, сверстникам, педагогам с помощью бесед, анкетирования.

  4. Изучение особенностей здоровья учащихся, пропусков школы по болезни