Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Психокоррекция школьной тревожности

ОГЛАВЛЕНИЕ




Тема: Психокоррекция школьной тревожности 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

Введение 3

Глава 1 Общая характеристика школьной тревожности, оказание психологической помощи тревожным школьникам 5

1.1 Изучение проблем психологической коррекции в отечественной и зарубежной литературе 5

1.2 Особенности психологической коррекции школьной тревожности 15

Глава 2 Исследование критериев оценки эффективности психологической коррекции 32

2.1 Замысел и организация исследования 32

2.2 Обработка, анализ и интерпретация данных 33

2.3 Рекомендации педагогу-психологу по оказанию помощи тревожным школьникам 42

45

Заключение 46

Глоссарий 48

№ 48

Понятия 48

Содержание 48

1 48

2 48

3 48

Список использованной литературы 51

Список сокращений 56

Введение



Актуальность темы. В современное время увеличилось число тревожных людей, которые отличаются повышенной обеспокоенностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Это влияние опосредствуется в подростковом возрасте внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой его личности, которая уже сформировалась на предыдущих этапах развития. К ним относятся психические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидания и предвидения жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания тяжелых для него событий жизни, а также оценка их следствия. Эти механизмы соотнесены с мотивами деятельности и с самооценкой личности.

Изучение тревожности у детей и подростков носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (проблема готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства единичны (А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей).

Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивность в поведении подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодолевание важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.


Под школьной тревожностью исследователи имеют ввиду сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия ребенка, которая выражается в волнении, повышенной обеспокоенности, в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны педагогов, ровесников.

Однако следует отметить, что до настоящего времени не разработана комплексная программа коррекции школьной тревожности личности ребенка, который базируется на многостороннем исследовании, на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Объектом исследования – психологическая коррекция.

Предметом исследования – критерий эффективности психологической коррекции школьника.

Гипотеза – критерием эффективности психологической коррекции может быть показатель снижения школьной тревожности.

Цель выпускной квалификационной работы – на основе изучения тревожности подготовить и оценить эффективность психологической программы коррекции тревожных школьников.

Задачи:

- теоретический анализ подходов к пониманию состояния тревожности;

- изучение психологической коррекции школьной тревожности;

- оценка психокоррекционной помощи тревожным школьникам.


Глава 1 Общая характеристика школьной тревожности, оказание психологической помощи тревожным школьникам


1.1 Изучение проблем психологической коррекции в отечественной и зарубежной литературе



Слово “коррекция” буквально означает “исправление”. Под психологической коррекцией понимают - целесообразно организованную систему психологического влияния, направленного на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, признаков) психики, которые играют важную роль в проявлении болезней, в их патогенезе. Эти патологические состояния повышают вероятность рецидивов и заострений болезни, а также влияют на инвалидизацию и социально трудовую адаптацию людей, которые перенесли те или другие заболевания.

Применению психологической коррекции должна предшествовать системная, комплексно организованная, психологическая диагностика. Она должна быть направленная на выявление психических особенностей и сторон личности, которые тесно связаны с проблемой социальной и трудовой реабилитации. Программы психодиагностического и психокоррекционного комплекса и его методов должны быть отобраны и адаптированы с учетом возрастной специфики контингента исследуемых, а также их патопсихологических характеристик

1.

Психологическая коррекция - это направленное психологическое влияние на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Этот термин появился в СССР в 70-х годах, когда психологи в нашей стране стали активно работать в области психотерапии. Но психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование.

Сегодня настолько строгого ограничения на занятие психотерапией не существует: дипломированный психолог может пройти специальную подготовку по психотерапии на базе медицинского образовательного учреждения и полностью официально получить квалификацию психотерапевта.

В медицинской психотерапии под психологической коррекцией понимают деятельность психотерапевта, который решает задание психологической профилактики. В последние годы наибольшее распространение, особенно в системе образования, получило трактовку понятие психологической коррекции как системы психологического влияния для предупреждения или устранения отклонений в развитии и поведении человека.

Психокоррекция на практике может применяться в двух формах: индивидуальной или групповой2.

В первом случае происходит непосредственное влияние на конкретного человека со стороны психолога, который использует для этого разные методы работы.

При индивидуальной психологической коррекции психолог работает с клиентом один на один - при отсутствии посторонних лиц. Для предоставления профессиональной психологической помощи необходимо знать причины психологических недостатков, а также то, что происходит в психике и поведении человека, особенно в процессе коррекции. Этот процесс необходимо контролировать и уметь предусматривать его результаты. Для этого нужны разнообразные и глубокие психологические знания, которые, как правило, можно получить только в специальных высших учебных заведениях на факультетах психологии. Если за работу по предоставлению индивидуальной психокоррекционной помощи берется некомпетентный человек, она способна нанести клиенту весьма существенный вред.

Психокоррекция мало что может дать тем людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Она может, конечно, и на них предоставить временное позитивное действие, которое облегчает общее физическое и психологическое состояние, но из-за того, что психокоррекция сама по себе не в состоянии устранить органический дефект, после нее возможны
психологические и поведенческие рецидивы, то есть возобновление соответствующих отклонений. В данном случае рекомендуется параллельно с психокоррекцией заниматься серьезным лечением соответствующей органической болезни под наблюдением врача.

Полученный эффект психокоррекционного воздействия необходимо закреплять практически. Если клиент вместе с психологом справился со своей проблемой, то это еще не значит, что он сможет самостоятельно полностью избавиться ее без постоянной помощи психолога. Под наблюдением психолога ему необходимо находиться достаточно длительный период времени даже после того, как появились позитивные результаты психокоррекционного действия: их нужно закрепить, чтобы предупредить возможные рецидивы3.

Существуют следующие показания для индивидуальной (а не групповой) работы по психологической коррекции:

• дошкольный возраст ребенка;

• наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;

• ситуации “скорой помощи” (если в ходе обследования оказываются интенсивные агрессивные и аутоагрессивные тенденции);

• интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и тому подобное);

• кризисы потери смысла жизни;

• шизоидная акцентуация и психопатия.

Если подросток страдает психическим заболеванием, то проводить мероприятия по психологической коррекции должен высококвалифицированный специалист в тесном контакте с лечащим врачом больного, при постоянном обсуждении результатов. Попытки психологической коррекции таких состояний, как бред, глубокая депрессия, не мотивированная агрессия, сексуальные девиации, в условиях работы школьного психолога является недопустимыми. При неврозах и психопатиях желаемое соединение лечения и наблюдение вместе с психиатром. Если нарушение поведения, проблемы общения, кризиса, и тому подобное возникают в рамках акцентуации личности - это прямое показание для психологической коррекции4.

Индивидуальная психокоррекция может проводиться в рамках разных теоретических подходов: игровой терапии, психодрамы, когнитивной терапии, логотерапии, нейролингвистического программирования (НЛП) и так далее. Применения психоанализа и холотропного дыхания, а также некоторых видов телесно-ориентированной терапии, нецелесообразно в работе с детьми и подростками, потому что они могут привести к очень негативным психологическим последствиям. Такого рода методы требуют высокой квалификации психолога.


Невзирая на разнообразность формулировок, можно сказать, что психологическая коррекция как вид психологической практики – является деятельностью психотерапевта, которая направлена на устранение у человека разных психологических и соматических проблем с помощью психологических методов.

Работа по психологической коррекции - неминуемый элемент деятельности практикующего психолога. Она может быть успешной и плодотворной при наличии точных представлений как у клиента, так и у терапевта о целях и сущности проведенной работы.

В отличие от классической ситуации клиент - терапевт, многократно описанной в литературе, в ситуации реального взаимодействия обычно включается некоторое третье лицо - заказчик. Это отец, педагог, завуч, врач, которой лечит, а иногда и представитель правоохранительных органов. Каждый из них выдвигает свои требования к человеку и психологу: “Сделайте, чтобы он...” Для психолога в этой ситуации важно сохранить собственные цели, представление о результатах и методах своего труда.

Первый шаг - определиться, какая работа должна быть:

• консультативная

• психокоррекционная

• психотерапевтическая.

Консультативная работа психолога направлена на то, чтобы с помощью специально организованного процесса общения актуализировать у клиента дополнительные психологические ресурсы и способности, которые могут обеспечить ему нахождение выхода из тяжелой жизненной ситуации. Внимание при этом типе предоставления помощи уделяется не столько имеющимся проблемам и нарушениям, сколько ресурсам личности клиента, его возможностям.

Психологическая коррекция - метод комплексного психологического влияния на цели, мотивы и структуру поведения клиента, а также развитие его, некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления. Основной задачей является учеба и тренинг новых навыков поведения, общения и так далее5

Психологу, который работает в системе образования, консультативных службах, больницах, часто приходится проводить работу из психологической коррекции. В зависимости от опыта психолога, места и условий труда, контингента, психолог применяет разные методы и методики психологической коррекции.

Одним из важнейших принципов работы из психологической коррекции является конфиденциальность: все, что рассказывает ребенок психологу в ходе беседы, не может быть поставлено в известность педагогам и даже родителям ребенка. Исключением из этого правила могут быть только те крайне редкие случаи, когда информация имеет угрожающий характер для жизни и здоровья окружающих, например, подросток сообщает об убийстве, которое готовится, и тому подобное. Если информация касается здоровья самого обследуемого подростка (беременность, венерическое заболевание, употребление наркотиков, стремления, к самоубийству), необходимо вместе с подростком прийти на консультацию к врачу соответствующего профиля и (по возможности) убедить его рассказать о том, что случилось родителям.