Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.




Заключение


Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет утверждать, что психологическая коррекция - это направленное психологическое влияние на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Психокоррекция на практике может применяться в двух формах: индивидуальной или групповой. При индивидуальной психологической коррекции психолог работает с клиентом один на один - при отсутствии посторонних лиц. В групповом случае психокоррекции влияние осуществляется на группу людей, как правило, близких по возрасту и которые имеют подобные проблемами. Групповая психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых, — группы тренинга умений, группы встреч, гештальт-группы, психодрама, группы телесной, танцевальной психологической коррекции и группы коррекции искусством.

Разные авторы дают разные определения понятию «тревожность». В данной исследовании под тревожностью понимается субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грядущей опасности, и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.

Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность из разных точек зрения, которые допускают утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффектных и поведенческих реакций, провоцируемых при влиянии на человека разными стрессами.

Психокоррекция школьной тревожности подразумевает прохождение следующих этапов:

  • психологического тестирования тревожности с целью выявления учащихся «группы риска» с повышенной тревожностью;

  • диагностика особенностей школьной тревожности этих детей;

  • разработка и проведение коррекционной работы направленной на снижение уровня школьной тревожности;

  • проведение консультационной работы с педагогами и родителями учеников, а также профилактическая работа как с детьми с высоким уровнем школьной тревожности, так и учащимися не входящими в данную группу.


Мы провели исследование коррекционных мероприятий тревожности в школе, которое проводилось в три этапа.

Нами также были разработаны рекомендации коррекционных приемом работы с лицами, отличающимися тревожностью как личностным образованием, а так же для родителей тревожных детей.

Глоссарий

Понятия

Содержание

1

2

3


1

Гиперстезические реакции

выражается в том, что ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается недифференцированное реагирование, характеризуемое как раздражительность.

2

Копинг-поведение

(coping behavior — совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу (1987). Понятие "coping" происходит от англ. "to соре" (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса.

3

Методические подходы в психотерапии

средства и способы (техники) системного влияния на личность пациента (клиента) с лечебной или адаптогенной целью.

4

Невротическое расстройство

состояние эмоционального неблагополучия, проявляющееся многообразными психоэмоциональными, соматическими и поведенческими симптомами. В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности.

5

Ощущение внутренней напряженности

характеризуется наименьшей интенсивностью тревоги и имеет наибольшее адаптивное значение. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

6

Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы

выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемости катастрофы, ужасе, связанном не с содержанием страха, а с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызывать и неопределенная, но очень сильная тревога.

7

Психодиагностика

(греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека.

8

Психологическая коррекция

это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

9

Рефлексия

(лaт. reflexio - oбрaщeниe нaзaд) - прoцecc caмoпoзнaния cубъeктoм внутрeнних пcихичecких aктoв и cocтoяний.

10

Страх

негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

11

Стресс

понятие , введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

12

Тревожно-боязливое возбуждение

выражается в потребности в двигательной разрядке, паническом поиске помощи.

13

Тревожность

личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например между родителями и детьми.

14

Тренинг (психологический)

(от англ. train — тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения.

15

Фрустрация

(oт лaт. frustratio - oбмaн, рaccтрoйcтвo, рaзрушeниe плaнoв) - пcихичecкoe cocтoяниe, вырaжaющeecя в хaрaктeрных ocoбeннocтях пeрeживaний и пoвeдeния, вызывaeмых oбъeктивнo нeпрeoдoлимыми (или cубъeктивнo тaк пoнимaeмыми) труднocтями, вoзникaющими нa пути к дocтижeнию цeли или рeшeнию зaдaчи.







Список использованной литературы





  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 366с.

  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 1999 -с. 18.

  3. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проспект, 1997.

  4. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал – 1997 № 2, с. 34-38.

  5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 № 5, с. 13.

  6. Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. — СПб. : РЕСПЕКС, 1995. — 432с.

  7. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учеб. пособие для студ. старш. курсов психол. фак. и отд-ний ун-тов. — К. : Укртехпрес, 1997. — 215с.

  8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 1993, № 1, с. 104-113.

  9. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве.: Норма и отношение. М.: Педагогика, 1990 – 1с. 141

  10. Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.

  11. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

  12. Веселое Я. Г. Социальная педиатрия. СПб., 1996.

  13. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. Власова А. М. Методы психотерапии детей в возрасте от 2 до 5 лет. Методическое письмо (под ред. В. Е. Рожнова). М., 1974.

  14. Вилюнас Витис. Психология эмоциональных явлений: Современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры. — СПб. : Речь, 2006. — с. 68

  15. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов

  16. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Сборник научных трудов. Л.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1988.

  17. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  18. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. // лисология и марксизм. М., 1924.

  19. Гарбузов В. Я, Захаров А. Я, Исаев Д. Я. Неврозы у детей и их лече-де.Л., 1977.

  20. Гарбузов В. Я. Практическая психотерапия. СПб.: Сфера, 1994.

  21. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.

  22. Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в ус-ювиях полной депривации. Дисс. Канд., СПб., 1998.

  23. Гроос К. Душевная жизнь ребёнка / Пер. с нем. Киев, 1916.

  24. Дети в кризисных ситуациях: профилактика негативных явлений и социально- психологическая помощь / И.Д. Зверева (отв.ред.). — К. : Науковий світ, 2001. — 63с.

  25. Заморев С. И. с соавт. Коррекция и профилактика школьной дезадаптации при эмоциональных нарушениях у детей и подростков. Мат. конф. М., 1994.

  26. Заморев С. Я, Кудрявцева С. В. От игры - к развитию личности (Оздоровление детей в организованных коллективах, практическое руководство). СПб.: Центр общественного здоровья, 1995.

  27. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.

  28. Исаев Д. Н. Психология больного ребёнка (лекции). СПб., 1993.

  29. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. (Серия Современная медицина).

  30. Исаев Д. Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. Вып. 2.

  31. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

  32. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986.

  33. Каплан Г.И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.1. пер.с англ. – М.: Медицина, 1994.

  34. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997. с. 62.

  35. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.,расш.,испр.и доп. – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.

  36. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944. 89.

  37. Леонтьев Л. Я. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. М., 1965. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Докт. дис. М., 1974.

  38. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей. В кн. Принцип разви-гия в психологии. М., 1978.

  39. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1985.

  40. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия, искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

  41. Мамайчук Ирина Ивановна. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб. : Речь, 2001. — 220с.

  42. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. Мустакас Кларк. Игровая терапия / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1968.

  43. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – С.95.

  44. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения., Л., 1983.

  45. Осипова Алла Анатольевна. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. спец. вузов. — М. : Творческий Центр "Сфера", 2001. — 508с.

  46. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образования. 1998. - №2. – С.11-18.

  47. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образования. 1998. - №2. – С.11-18.

  48. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990, с. 165.

  49. Прихожан А.М. Школьная тревожность Под гнетом школьных требований / http://altai.fio.ru/projects/group2/potok20/site/advice/sovet-gnet.htm / 2001.

  50. Протасова Наталья Ивановна. Психологическая помощь детям с девиантным поведением: Метод. рек. / НИИ гуманитарных проблем Астраханского гос. педагогического ун-та / Б.В. Кайгородов (науч.ред.), В.А. Пятин (науч.ред.). — Астрахань : Издательство АГПУ, 2000. — 19с.

  51. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

  52. Рeaн, A.A. Coциaльнaя пeдaгoгичecкaя пcихoлoгия / A.A. Рeaн, Я.Л. Кoлoминcкий – CПб.: Питeр Кoм., 1999.

  53. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. : англ. М.: Прогресс, Универс, 1994.

  54. Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ. М.: Бшь-Эс--ель, 1993.

  55. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4, с. 11-14.

  56. Cидoрeнкo, E.В. Мeтoды мaтeмaтичecкoй oбрaбoтки в пcихoлoгии / E.В. Cидoрeнкo – C.Пб.: Рeчь, 2000.

  57. Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: Материалы всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 25-27 апреля 2001 г.) / Курский гос. педагогический ун-т ; Российское психологическое общество. Курское региональное отделение / А.С. Чернышев (отв.ред.редкол.) — Курск, 2001. — 278 с.

  58. Степанов В.Г. Психология трудных школьников., М., 1996. – с. 138

  59. Тутушкина М. К., Булгакова Е. Г., Гулина М. А., Елохина Т. П., Карандашева Э. А. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М.К. Тутушкина (ред.). — 3. изд. — СПб. : Дидактика Плюс, 2001. — 348с.