Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим психокоррекция школьной тревожности подразумевает прохождение следующих этапов: психологического тестирования тревожности с целью выявления учащихся «группы риска» с повышенной тревожностью; диагностика особенностей школьной тревожности этих детей; разработка и проведение коррекционной работы направленной на снижение уровня школьной тревожности; проведение консультационной работы с педагогами и родителями учеников, а так же профилактическая работа как с детьми с высоким уровнем школьной тревожности, так и учащимися не входящими в данную группу.

Глава 2 Исследование критериев оценки эффективности психологической коррекции


2.1 Замысел и организация исследования



В период с декабря 2008 г. по апрель 2009 г. на базе средне общеобразовательной школы № 221 г. Москва планировалось провести исследование тревожности у подростков 13 лет. С этой целью образовано две группы подростков: экспериментальная и констатирующая.

Экспериментальная группа состояла из десяти подростков (см. табл. 1):
Таблица 1 - Экспериментальная группа



Ф.И.О.

Возраст

1.

Карякин Игорь Денисович

13 лет

2.

Маматказина Инна Игоревна

13 лет

3.

Михайлов Алексей Алексеевич

13 лет

4.

Иванов Александр Юрьевич

13 лет

5.

Мельникова Елена Андреевна

13 лет

6.

Антонов Иван Алексеевич

13 лет

7.

Галкина Татьяна Александровна

13 лет

8.

Семак Наталья Вячеславовна

13 лет

9.

Безруков Андрей Анатольевич

13 лет

10.

Гуськова Александра Евгеньевна

13 лет


Констатирующая группа состояла из пяти подростков. С этой группой проводились мероприятия обычного плана в рамках работы общеобразовательного учреждения.
Таблица 2 - Констатирующая группа



Ф.И.О.

Возраст

1.

Тарасов Юрий Андреевич

13 лет

2.

Карханина Ольга Юрьевна

13 лет

3.

Кирдина Ольга Николаевна

13 лет

4.

Кондратьева Татьяна Алексеевна

13 лет

5.

Доронкин Евгений Евгеньевич

13 лет


Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из трех этапов.

Первый этап – подготовительный. В ходе этого этапа были подобраны диагностические методики, которые подходят для измерения тревожности у детей подросткового возраста. В качестве диагностического приема был избран опросник Спилбергера-Ханина (см. Приложение 1)

Второй этап – получения психологической информации и осуществления мероприятий психологической коррекции. На этом этапе исполнена коррекционная программа тревожности с подростками, которые в этом нуждаются. Тревожные дети были выявлены в ходе психологической диагностики.

Третий этап – заключительный (оценочный). Проведено повторное диагностическое обследование детей и сравнение характеристик тревожности до и после коррекционной программы. Повторное диагностирование проводилось через неделю после проведения тренинга.

По итогам этого этапа, определялось – может ли показатель тревожности использоваться как критерий психологической коррекции.


2.2 Обработка, анализ и интерпретация данных



В результате проведенного исследования по тесту Спилбергера-Ханина между группами подростков, одна из которых проходила психокоррекционную работу (первая группа), а другая нет (вторая группа). Исследовался критерии эффективности психокоррекционной работы с тревожными подростками по показателям тревожности.

Термин «эксперимент» лучше вообще убрать, чтобы у комиссии не было лишних вопросов по нему.

Затем для определения различий в группах был применён U- критерий Мани-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по показателям тревожности.

Эмпирическое значение U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Подсчет ранговых сумм тревожности первой группы подростков, т.е. тех, проходил психокоррекционную работу (см. табл. 3). И констатирующей группы, которая не проходил психокоррекционную работу (см. табл. 4).
Таблица 3 – Обработка данных тревожности по критерию Мани-Уитни

1 Группа до психологической коррекции

1 Группа после психологической коррекции

Ф.И.О

Показатели Т

Ранг

Показатели Т

Ранг

Карякин Игорь Денисович

79

15


55

4,5

Маматказина Инна Игоревна

81

11


70

4,5

Михайлов Алексей Алексеевич

64

20



51

9

Иванов Александр Юрьевич

86

11



68

4,5

Мельникова Елена Андреевна

101

18,5



81

13

Антонов Иван Алексеевич

58

7,5


57

1,5

Галкина Татьяна Александровна

89

17



75

15

Семак Наталья Вячеславовна

77

18,5


42

15

Безруков Андрей Анатольевич

60

4,5



53

1,5

Гуськова Александра Евгеньевна

61

11



38

7,5




Сумма

134

Сумма

76



Общая сумма рангов равна 210

Расчетная сумма равно 210
Сформулируем статистические гипотезы:

Hо: уровень тревожности подростков до и после психокоррекционной работы не отличается

Н1: уровень тревожности подростков до и после психокоррекционной работы снизился и значимо отличается
Определим эмпирическую величину U:
nx*(nx +1)

U = (n1*n2) + - Tk

2

Uэмп =155- 134 = 21

Uэмп= 155- 76 = 79
Определим критическое значение для соответствующих n по таблицам (критическое значение критерия U Манна-Уитни для уровней статистической значимости p < 0,05 и p > 0,01).
27 (p < 0,05)

Uкр ==

19 (p < 0,01)

Ось значимости:
21



19 27


Таким образом, статистическая гипотеза Н0 подтвердилась.

Статистическая обработка данных по уровню тревожности дает основание говорить о том, что положение основной гипотезы о возможности использования тревожности как критерия эффективности психокоррекционной работы не подтверждается.
Таблица 4 - Обработка данных тревожности по критерию Мани-Уитни

2 Группа до психологической коррекции

2 Группа после психологической коррекции

Ф.И.О

Показатели Т

Ранг

Показатели Т

Ранг

Тарасов Юрий Андреевич

99

10


87

8,5

Карханина Ольга Юрьевна

78

4


55

3

Кирдина Ольга Николаевна

80

1,5


64

1,5

Кондратьева Татьяна Алексеевна

91

6



72

6

Доронкин Евгений Евгеньевич

59

8,5



55

6




Сумма

30

Сумма

25