Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разрабатывая данный тренинг мы выходили с того, что эффективность тренинговых упражнений во многом зависит от четкости, ясность, лаконичность инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. В инструктаже на нашем тренинге мы не перегружала инструкцию деталями, лишними объяснениями.

Тренинговая программа выполняет учебные и терапевтические функции. В нашей работе мы не описываем все сценарии занятий, предлагаемые процедуры могут быть использованы в качестве основная часть отдельных занятий. Расположение материала имеет свою внутреннюю логику, потому целесообразно вводить задание в той последовательности, в которой они представлены в данном разделе дипломной работы.

Установление доверительных отношений между участниками группы и тренером происходило с помощью целого блока занятий.

Проведенный цикл состоял из 8 занятий следующей тематики:

Занятие 1. (вводное). Знакомство.

Занятие 2. Моя и твоя уникальность.

Занятие 3. Контакт.

Занятие 4. Я доверяю тебе?

Занятие 5. Какие мы? Формулируем проблемы.

Занятие 6. Учимся строить отношения.

Занятие 7. Теплота, откровенность и доверие.

Занятие 8. (итоговое). Что дальше?

Занятия данного блока проводились один раз на неделю и длились 4 часа с перерывом 30-40 минут. Длительность занятий обусловливалась "принципом погружения", согласно которому наибольший эффект достигается при работе большими временными блоками, поскольку много времени тратится на подведение участников к условиям тренинга, их вхождения, в групповые процессы после недельного перерыва. Во время перерыва и силами самих участников готовилось и проводилось чаепитие, которое способствовало неформальному общению, созданию теплой дружественной атмосферы и объединению группы, позволяло участникам проявить реальное беспокойство друг о друге и тому подобное.

Общая схема проведения занятий была следующей:

1. Ритуал приветствия, настройки, на занятие;

2. Основная часть занятия:

- постановка и обсуждение проблемы в ходе групповой дискуссии;

- задание и упражнения, в процессе выполнения которых обсуждались разные аспекты поставленной проблемы, участники получали опыт группового взаимодействия и переживания "здесь и в настоящий момент";

- анализ и рефлексия полученного опыта, обмен переживаниями, и обратной связь;


- короткое подбивание итогов и выводы участников в форме общего обмена впечатлениями.

3. Перерыв.

4. Игровая часть занятия, направленная на активизацию взаимодействия участников, получения, ими обратной связи в прямой или метафорической форме, создание атмосферы безопасности и принятия, в группе.

5. Подбивание итогов и ритуал окончания занятия.

Такая структура позволила эффективно использовать время занятий, поддерживать высокую работоспособность, дисциплину, интерес участников, их привлечения, до того, которое происходит.

Организационную роль сыграли также принятые во время тренинга ритуалы:

1. Ритуал начала занятий проходил в общем кругу, под красивую музыку (Е. Морриконне “Chi Mai”). Ведущим говорились теплые слова приветствия, которые настраивали группу на будущее занятие. Потом у участников было несколько минут, во время которых они могли свободно передвигаться по тренинговому пространству, встречаясь и общаясь друг с другом с максимальной откровенностью, искренностью и теплотой. Такой ритуал был необходим для “расслабления” участников, погружения в атмосферу группы, в ситуацию “здесь и в настоящий момент” на занятии. По окончании “встречи” участники опять собирались в общий круг.

2. Ритуал окончания занятий проходил по той же схеме. Ведущий подводил итог, говорил слова благодарности группе, а затем участники, в свою очередь, должны были возможность отблагодарить друг другу, выразить недосказанное и так далее. Это упражнение, как и предыдущая, имеет аналогию в практике группы встреч и выводит участников из ситуации занятия с ощущением удовольствия, сознанием обогащения новым опытом группового взаимодействия.

Занятия не случайно начинаются и заканчиваются круговым общением, где все уровни и каждый может видеть и слышать другого, что способствует объединению группы, появлению у участников ощущения принадлежности, к ней.

3. Каждое выступление, значимое высказывание или удачное действие, сопровождалось аплодисментами группы, в которых оказывалась поддержка и поощрение активности участника, своего рода “позитивное подкрепление”, которое было важным фактором воспитательного действия группы.

Во время участия в тренинге был признан определенный уровень общения и взаимоотношений, который отображен в “Уставе группового общения”. Соблюдение этого устава принималось участниками как повод для домашней работы над собой и способствовало оптимизации психологического климата группы, значительному снижению уровня конфликтности.


Исходя из этого, можно допустить, что активное общение на уровне настоящего в атмосфере человеческой общности, основанной на таких принципах, должны благотворно влиять на личность, повышать ее коммуникативную, психологическую и этическую культуру, способствовать проявлению и развитию лучших человеческих качеств, что и было нами потом подтверждено в ходе экспериментальных исследований на эффективности проведенной коррекционной работы.

Содержание занятий блока знакомства и комментарии к их проведению

Занятие 1 (вводное). Знакомство.

Цель: формирование группы, принятия клубных порядков и правил, создания первого позитивного опыта общения, в группе.

Содержание:

1. Рассказ ведущего о тренинге и будущем цикле занятий. Эта предыдущая беседа не только проинформировала участников, но и помогла снять лишнее напряжение, создала позитивное эмоциональное настроение, помогла установлению первичного контакта в группе.

2. Знакомство с участниками: их короткое представление, несколько неформальных слов о себе, о мотивах прихода в клуб, ожидание и так далее. Это небольшое упражнение оказалось своеобразным тренингом самой презентации для участников, их первым испытанием; с другой стороны, позволила участникам присмотреться друг к другу, создала доброжелательную атмосферу, настроила на активное участие в будущих занятиях, стимулировала процессы рефлексии.

3. Знакомство участников с групповыми порядками, ритуалами и нормами общения, разъяснения непонятных моментов, договоренность о соблюдении этих правил дисциплинировало участников из первых шагов в группе, способствовало созданию конструктивной, рабочей атмосферы, психологической совместимости, благоприятного психологического климата, групповой сплоченности.

4. Во время ритуала приветствия, минуты встреч, внимание акцентировалось на откровенности в общении, искренности ощущений участников, их телесных ощущениях, принципе “здесь и в настоящий момент”. Участники настраивались на теплоту, одобрение, доброжелательный интерес, к окружающим.

5. Обмен участников впечатлениями (по желанию) помог разрядить напряжение, вызванное упражнением, осознать полученный участниками опыт, настроил на будущую серьезную работу по самопознанию и самому изменению.


6. Методика “проблемных вопросов”: участники получали вопросник, где в графе напротив каждого вопроса отмечали свое отношение к проблеме. Потом организовывалось общение в парах на основе новых вопросов: участникам предлагалось обсудить проблемы, которые интересовали их, и на основании этого попробовать почувствовать собеседника, найти в нем единомышленника. Организовано таким образом общение, которое коснулось актуальных для участников проблем, заставило их поразмышлять о своем отношении к ним, помогло углубить контакт с некоторыми участниками, почувствовать на собственном опыте фразу “сколько людей, столько и мыслей”, способствовало раскованности, переходу на более свободный, неформальный уровень общения.

7. По желанию – обмен впечатлениями.

8. Поскольку позволило время и участники занятия были активны, мы организовали подвижные игры (“Третий лишний”, “Пустое место”), которые окончательно "растопили" группу, вызывали массу позитивных эмоций и сближали участников.

9. Ритуал завершения занятия помог подвести итог полученному опыту, настроил на позитивное ожидание следующего занятия.

Дано занятие имело предыдущий настроечный характер, окунуло участников в атмосферу клуба и сформировало первое впечатление о нем, потому важную роль сыграло получение позитивного опыта общения в группе, общее доброжелательное и рабочее настроение. Это еще раз подчеркивает, что в клубе сложилась благоприятная атмосфера, и большую роль в ее создании сыграли разные методы работы с группой во время занятий.
Занятие 2. Моя и твоя уникальность.

Цель: продлить знакомство участников, активизировать процессы самопознания, настроить на последующее формирование благоприятного социально психологического климата в группе.

Содержание:

1. Ритуал начала занятий. Минута встреч.

2. Медитация “Моя уникальность” помогла участникам сосредоточиться для выполнения последующих упражнений.

3. Письменное размышление “Моя уникальность” позволил обобщить предыдущий жизненный опыт, подготовил участников к последующей работе.

4. Упражнение “Интервью” в парах. Задание для участников: в течение ограниченного времени получить как можно больше информации друг о друге. Эта стрессовая ситуация сняла барьеры перед незнакомым собеседником, активизировала общение. Кроме того, ситуация выбора пары для работы демонстрировала привычную для участников позицию в общении: кто-то активно шел на контакт, сам избирал, с кем ему общаться, а кто-то очутился в стороне, пассивно выжидая. Эти моменты были отображены в последующем обсуждении, послужили пищей для размышлений участников, что способствовало в дальнейшем изменению коммуникативных установок некоторых из них.


5. Упражнение “Этот замечательный загадочный человек”. В микрогруппах с 2-3 пар участники рассказывали о партнере по предыдущему заданию, причем не столько факты, сколько свое впечатление, от лица (по принципу перцептивно-ориентированного тренинга). Это способствовало расширению и углублению контактов участников, их взаимопониманию, получению, ими первых обратных связей -- информации о том, как их воспринимают те, кто окружают, развитию интереса к лицу другого человека. По завершении в микрогруппах организовывался обмен переживаниями: кто как себя чувствовал, когда рассказывали о нем, что заставило задуматься и так далее. Это развивало навык самоанализа, способность замечать свои ощущения и рассказывать о них, способствовало раскрытию участников.

6. Игра или “Могу я представить, или Наши социальные роли” (в тех же микрогруппах). Ведущий предлагал короткую настройку, чтобы присмотреться к окружающим, отметить характерные для них черты лица, потом перечислял ряд ярких образов, а участниками в микрогруппах избирался человек, который наиболее отвечал этому образу. Упражнение вызывало массу впечатлений и эмоций, дало участникам ценную информацию о том, как их воспринимают, подвела к осознанию своих “ролей-по-жизни”, содействовала развитию социальной перцепции, помогла осознать свое отношение к окружающим.

7. Демонстрационное упражнение “В центре внимания”: опытный участник показывал пример самораскрытия, рассказывая о себе так, чтобы другие могли его почувствовать, отвечал на вопрос. Это позволило остальным участникам убедиться в безопасности самораскрытия в группе, “примерять” этот опыт на себя, попробовать себя в диагностике внутреннего состояния человека за внешним проявлением. Для самого же “демонстратора” это был хороший тренинг уверенности в себе, способности к самораскрытию, а так же – способ получения обратной связи.

8. Перерыв.

9. Медитация “Что мне нужно для счастья?” повернула участников к ситуации занятия, вызывала позитивные эмоции, что способствовало успешному проведению последующих упражнений.

10. Карусель “Даруем подарки”. Парные встречи в общем кругу под музыку с размышлением: что бы могло сделать этого человека счастливым? После нескольких таких встреч – инструкция: даруем друг другу подарки. Упражнение проходило на высоком эмоциональном подъеме, создало в группе теплу, доброжелательную атмосферу.