Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


11. Ритуал окончания занятия. Минута благодарности проходила очень бойко, количество контактов в группе выросли.

Данное занятие опиралось на концепцию встречи и обратной связи, способствовало наработке позитивного группового опыта, развития социальной перцепции, межличностных отношений, в группе, ее объединению и созданию благоприятного психологического климата. Кроме того, оно активизировало восприятие себя и окружающих как уникальных, самоценных лиц, способствовало самоанализу.

Занятие 3. Контакт.

Цель: расширить представление о себе как психофизическое единство, продлить формирование доверительной атмосферы, безопасности и ощущения защищенности, в тренинговом пространстве участников.

Содержание:

1. Ритуал начала занятия. Минута встреч.

2. Обсуждение, кто как себя проявил. Выяснилось, что в ситуации встреч многие участники чувствуют страх перед самим раскрытием, начинают играть в "светскую беседу". Поднялась тема, связанная с недоверием к людям, что позволило перейти к следующей части занятия.

3. Тренинг релаксации. Эта разновидность тренинга умений использовалась для получения участниками опыта релаксации, снижения ситуативной тревожности. Кроме того, он обеспечил погружение в занятие, переход к следующему упражнению.

4. Доверие (упражнение “Слепой и поводырь”). Методика заимствована из практики группы встреч. Участники образовывали пары с теми, кого знали менее всего, и один человек становился таким, который ведет, а другая – той, кого ведут, – известным; известный закрывал глаза. Через 15-20 минут происходило изменение ролей. Упражнение использовалось для расширения сенсорного осознания участников, развития межличностного доверия, ощущения безопасности, в группе и вызывала сильные эмоции. По завершении происходил обмен впечатлениями в парах, во время которого обращалось внимание на то, как себя чувствовали партнеры, когда были вынуждены полностью доверять другому человеку, который берет на себя ответственность за них.

5. Обмен впечатлениями (по желанию). Участникам было необходимо поделиться впечатлениями, осознать полученный опыт доверия.

6. Перерыв.

7. Медитация “Контакт с реальностью”. За основу была взята техника гештальттерапии “зоны осознания”. Участникам предлагалось попеременно осознать три зоны контакта: внешнюю (что ты видишь, слышишь в данный момент?), внутреннюю (что ты чувствуешь, переживаешь?) и так называемую “среднюю” (о чем в настоящий момент думаешь?). Помогла сосредоточить внимание участников на собственных переживаниях, на непосредственном восприятии “здесь и в настоящий момент”.


8. Карусель контактов, с изменением пар и сосредоточенностью внимания на партнере по “зонам осознания”: непосредственное внешнее восприятие; ощущения, которые вызываются пребыванием рядом с ним; мнимые оценки этого человека. После каждого контакта – обмен впечатлениями. Упражнение способствовало углублению межличностного восприятия, получению обратных связей, осознанию отношения, к окружающим.

9. Обмен впечатлениями по кругу: что мне дало занятие, что я понял, почему научился. Способствовал самоанализу, рефлексии изменений, которые наметились, обмену опытом между участниками, ведь каждый пережил что-то свое.

10. Ритуал окончания занятия.

Данное занятие способствовало расширению и углублению контакта участников с самими собой, между собой и с окружающим миром, осознанию этих взаимоотношений и возможных проблем, сближало участников, вызывало массу новых глубоких впечатлений и размышлений.


Занятие 4. Я доверяю тебе?

Цель: продлить формирование атмосферы и откровенности.

Содержание:

1. Ритуал начала занятий. Минута встреч.

2. Обсуждение проблемы доверия позволило каждому задуматься: что означает доверие для меня? Доверяю ли я людям в группе? В жизни?

3. “Я доверяю тебе?” В этом упражнении каждый должен был встретиться с другим и поделиться тем, насколько он доверяет ему, придерживаясь принципа внимания к ощущениям, откровенности, искренности, “здесь и в настоящий момент”. Это было очень сильное упражнение, поскольку способствовала осознанию собственного отношения к окружающим, установок по отношению к ним и, с другой стороны, показывала, как они воспринимают тебя. Участники отметили по завершении, что стали больше доверять друг другу и поняли, что могут больше доверять и другим людям, поскольку часто недоверие основано на иррациональном страхе.

4. Перерыв.

5. “Листок за спиной”. Это форма обратной связи, которая имеет следующие особенности: написать можно то, что трудно сказать в глаза; эти впечатления участники могут анализировать, перечитывая вне занятий. Упражнение проходило с энтузиазмом, эмоциональным подъемом, а атмосфера откровенности, которая сформировалась, способствовала обмену настоящими впечатлениями о людях.

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие 5. Какие мы? Формулируем проблемы.

Цель: формирование мотивации саморазвития.

Содержание:

1. Ритуал начала занятий. Минута встреч.

2. Письменное размышление: с чем я пришел к тренингу? какие проблемы хочу решить? Включил процессы самоанализа, материал для основной части занятия.

3. Объединение в пары по принципу наибольшего взаимопонимания. Поскольку участники до этого времени хорошо познакомились друг с другом, в группе достаточно развились межличностные отношения, выполнение задания не вызывало затруднения.

4. Зачем нам тренинг? Составление парного самого отчета с учетом предыдущих записей.

5. Обсуждение в микрогруппах с 2-3 пар: проблемы и пути решения.

6. Доклады.

Эта часть занятия имела не только диагностический, но в какой-то степени и терапевтический эффект. Открыто обсуждение значимых проблем помогало изменить взгляд на них. Участники увидели, что они не одиноки, что их проблемы, какие они часто представляли уникальными, такими не является и их можно решить. Кроме того, атмосфера поддержки и взаимопомощи вселила уверенность у участников.


7. Перерыв.

8. “Открыт стул”. Один из участников находился в центре внимания группы, другие формулировали свои впечатления о нем, предположение о его внутренних проблемах. Предыдущие занятия создали условия для самораскрытия участников, открытого обсуждения проблем, получения искренних обратных связей.

9. Во время подбивания итогов звучали теплые слова благодарности группе за возможность открыться, осознать свои проблемы, получить помощь и поддержку для их решения.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие 6. Учимся строить отношения.

Цель: анализ взаимоотношений участников, опыт их открытого, бесконфликтного обсуждения.

Содержание:

1. Ритуал начала занятий. Минута встреч.

2. Обсуждение: как складываются отношения в группе? В жизни? Устраивает ли все нас? В клубе существует правило открыто обсуждать взаимоотношения друг с другом, а не “играть в прятки”. Готовы ли вы к этому? Эта идея была встречена с энтузиазмом, потому естественным был переход к следующему заданию.

3. Карусель “Наши отношения”. Устраивает ли все нас? Хотим ли мы нравиться друг другу больше? Что нам нужно для этого сделать? Ответы на эти вопросы стали не просто дежурным обратном связью, а шагом до установления более глубоких дружеских отношений.

4. Как выяснять отношения? Обсуждался конфликтный способ и возможность обходиться без ссор. Участники отметили, что им бы хотелось конструктивно обсуждать взаимоотношения, но не хватает опыта, что обусловило переход к следующей части занятия.

5. Тренинг выяснения отношений. В нашем случае не создавалась игровая ситуация: участники работали с реальными отношениями в группе. Задание заключалось в выборе партнера, с кем бы хотелось реально улучшить отношения, и в обсуждении возможности этого. В итоге участники получили опыт бесконфликтного решения проблемы, реально улучшили взаимоотношения в группе.

6. Перерыв.

7. Карусель “Я боюсь в тебе. Мне нравится в тебе..” помогла участникам осознать отношение к окружающим, страхи, коммуникативные установки, преодолеть еще существующие барьеры в отношениях между участниками.

8. “Открыт стул”. В центре внимания группы находился участник, к которому другие выражали свое отношение. Благодаря предыдущим занятиям обратные связки отличались искренностью и глубиной, а в тех, кто работал в центре внимания, повышалась уверенность в себе,
степень одобрения себя, происходило осознание причин, которые создают барьеры во взаимоотношениях с окружающими.

9. Ритуал окончания занятия.

Занятие 7. Теплота, откровенность и доверие.

Цель: активизировать процесс эмпатии, способствовать ее открытому проявлению; получение участниками опыта самого изменения.

Содержание:

1. Ритуал начала занятий. Минута встреч.

 2. Кого ты сегодня согрел? Обсуждение: умеем ли мы даровать тепло? Понимаем ли, как в этом нуждаются люди?

3. Игра “Пожалей маленького”. Участники работали в парах, где один выступал в роли обиженного ребенка, а другой – в роли взрослого, что успокаивал. Потом происходило изменение ролей. Это упражнение вызывало сильные эмоции, активизировало процессы эмпатии, выражение тепла, сочувствия, беспокойства, со стороны участников, а также коснулась детских переживаний, способствовала их реагированию.

4. В процессе обсуждения переживаний появился вопрос о роли прикосновения в выражении тепла, сочувствия, и о том, что потребность в прикосновении в нашей культуре фрустрированая. Это послужило основой для следующего упражнения.

5. Выбор степени доверия. Осуществление этого выбора выражалось с помощью физического контакта между участниками: недоверие – отсутствие контакта, желания доверять, – дать друг другу руки, доверие – объятия. Упражнение организовывалось так, чтобы каждый мог встретиться с каждым. Особенное внимание обращалось на ощущение участников. Упражнение способствовало осознанию собственных барьеров, учила выражению ощущений с помощью прикосновения, способствовала осознанию их значимости в общении, добавляла физический параметр в групповой опыт.

6. Перерыв.

7. Падение на руки в парах. Упражнение, как и много предыдущих, взятая из практики группы встреч и также дает прекрасную возможность для изучения внутренних барьеров, которые препятствуют доверию, и их преодолению.

8. “Падение в бездну”. С помощью предыдущих упражнений участники установили свои барьеры, которые мешают доверять и строить отношения. Поэтому им предлагалось получить опыт изменения своих установок, преодоления внутренних барьеров и страхов. Участник должен был упасть из стола на руки остальных членов группы (6-8 человек). Выполнение упражнения сопровождалась сильными эмоциями и добавляло участникам уверенности в своих силах, в том, что они способны справиться со своими страхами и проблемами.