Файл: Содержание введение Актуальность темы исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ






Введение
Актуальность темы исследования. В современном обществе большая часть хозяйствующих субъектов - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежат обязательной независимой проверке (аудиту) бухгалтерской и финансовой отчетности по указанию государства. Поэтому, аудиторские услуги вызывают большой спрос организаций и востребованность на сегодняшний день.

Аудит – это вид независимого, негосударственного финансового контроля, заключающийся в сборе и оценке информации и фактов, касающихся финансового и экономического положения объекта (либо его самостоятельного хозяйственного подразделения) и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской и финансовой отчетности, осуществляемая аудиторами, имеющими необходимые полномочия для его проведения. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения, которые касаются имущества, денежных средств, проведения финансовых и бухгалтерских операций и осуществления инвестиций. Для обеспечения доверительности данных отношений их участники должны иметь возможность получать и использовать финансовую информацию о других участниках. Для обеспечения подтверждения достоверности такой информации существует независимый аудит.

Сведения, полученные в результате аудиторской проверки, необходимы и государственным, финансовым, контролирующим и иным уполномоченным органам для того, чтобы подтвердить достоверность предоставляемой им отчетности.

Внимание к указанной проблеме усилилось и по причине установления более жестких требований к аудиторам и их деятельности, к контролю качества аудита. Поэтому проблема обеспечения контроля качества аудиторских услуг в настоящее время весьма актуальна. Сложность решения данной проблемы состоит в специфике отношений в сфере аудита, специфике самой аудиторской деятельности: с одной стороны, такая деятельность является предпринимательской и направлена на получение прибыли, но с другой стороны она представляет собой независимый финансовый контроль. Поэтому аудиторские организации обязаны соблюдать баланс между прибылью организации и добросовестным осуществлением своей деятельности.


В связи с важностью аудита как формы финансового контроля представляется необходимым исследовать вопросы правового регулирования аудита, а также проблемные аспекты данной деятельности

Степень научной разработанности темы. В настоящее время достаточно большое количество научных исследований посвящено отдельным аспектам аудита. Некоторыми авторами рассматривается его сущность и историческое развитие. Другие исследуют методологические основы проведения аудита, третьи – проблемы правового регулирования данной сферы. В целом исследуемую в настоящей работе проблему следует признать достаточно разработанной в науке финансового права.

Основными авторами, исследующими тему аудита как вида финансового контроля, являются: Л.Л. Арзуманова, Э.М. Аминова, А.Н. Зевайкина, Р.Н. Аганина, A.A. Чумаков, A.B. Крикунов, В.В. Дряхлови др. Теоретические и методологические аспекты аудиторской деятельности исследованы в трудах российских ученых: М.А. Азарской, Р.П. Булыги, И.Н. Богатой, С.М. Бычковой, А.Т. Баженовой, Е.М. Гутцайта, О.В. Голосова, Ю.Л. Данилевского, В.Б. Ивашкевича, Е.Ю. Итыгиловой, Ю.Н. Иткина, П.И. Камышанова, Б.А. Лугового, О.А. Мироновой, М.В. и других. В данных исследованиях затронуты важные и весьма дискуссионные теоретические проблемы, требующие дополнительной проработки и изучения.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, которые складываются при проведении аудита как вида финансового контроля.

Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, регулирующие аудит как вид финансового контроля в Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования – комплексный анализ аудита как вида финансового контроля, выявление теоретико-правовых проблем при осуществлении аудита и предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть понятие аудиторского контроля;

- определить место аудита в системе финансового контроля в Российской Федерации;


– изучить историю становления и развития аудита в России;

– охарактеризовать субъектов аудиторской деятельности и их правовой статус;

– исследовать юридическую сущность аудиторской деятельности;

– изучить правила проведения аудиторских проверок, международные стандарты аудита;

– рассмотреть виды аудиторских заключений;

– исследовать вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере аудита;

– рассмотреть положения о гражданско-правовой ответственности за аудиторские правонарушения;

– рассмотреть вопросы уголовной ответственности при проведении аудита и осуществлении аудиторской деятельности.

Новизна исследования. Научная новизна представленного диссертационного исследования обуславливается в положениях, выносимых на защиту и состоит в разработке направлений совершенствования законодательства об аудиторской деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исследование показало, что правовое регулирование ответственности сторон при оказании аудиторских услуг недостаточно полно урегулировано нормами права. В действующем КоАП РФ отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере аудита. В настоящее время административную ответственность аудиторы могут нести только за разглашение информации, полученной в ходе проведения проверки, то есть по ст. 13.14 КоАП РФ. В настоящее время санкция ст. 13.14 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Однако, санкция данной нормы чрезвычайно мала, не учитывает специфики аудиторской деятельности, а потому не позволяет защитить полученные аудитором в процессе своей деятельности данные от неправомерного разглашения. Возможно требуется увеличение санкции данной нормы применительно к должностным лицам для обеспечения действительной защиты конфиденциальной информации от неправомерного разглашения.

В связи с этим предлагается увеличить штрафные санкции за разглашение информации до 10 000 рублей для физических лиц и до 50000 рублей для должностных лиц и изложить соответствующее положение ст. 13.14 КоАП РФ в следующей редакции «….влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц пятидесяти тысяч рублей».


2. В настоящее время аудиторы могут привлекаться к уголовной ответственности только по двум статьям: ст. 202 УК РФ за злоупотребление полномочиями частными аудиторами и ст. 307 УК РФ за заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. В первом случае аудитор будет нести ответственность за использование своих полномочий вопреки задачам аудиторской деятельности. Во втором случае аудитор будет нести ответственность за дачу ложного заключения, если он был привлечен в качестве участника по уголовному делу, то есть только в рамках уголовного процесса.

Такое положение представляется не совсем верным. Представляется необходимым ввести специальную нормы УК РФ об ответственности аудитора за дачу ложного заключения как самостоятельного состава преступления. Здесь ответственность будет наступать не только в случае злоупотреблений полномочиями со стороны аудитора либо дачу им ложных показаний как участником уголовного процесса, а за сам факт дачи ложного заключения вне зависимости от причин такого преступления.

Видится необходимым ввести ст. 205 УК РФ «Дача аудитором заведомо ложного аудиторского заключения» и изложить ее в следующей редакции:

«1. Дача заведомо ложного аудиторского заключения, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

3. Недостатком Закона об аудиторской деятельности можно назвать то, что в ст. 1 Данного закона, где приводятся термины и определения, отсутствует понятие договора на оказание аудиторских услуг. Поэтому представляется необходимым ввести в ст. 1 Закона об аудиторской деятельности пункт 9, в котором дать определение договору на оказание аудиторских услуг: «По договору на оказание аудиторских услуг одна сторона (аудитор) по заданию другой стороны (заказчика) обязуется выполнить услуги по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг и выдать по результатам проверки аудиторское заключение».


4. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов лиц, перед которыми аудиторская организация или индивидуальный аудитор несут ответственность за допущенные ими нарушения, а также защиты имущественных интересов самих аудиторов, в Законе об аудиторской деятельности необходимо создать статью 20.1 и в ней предусмотреть обязательное страхование гражданской ответственности аудиторов –. При этом в Законе об аудиторской деятельности должны быть определены необходимые существенные условия договора страхования ответственности аудитора, в том числе условие об имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование; о размере страховой суммы и сроке действия договора страхования.

5. Одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг должна стать действенная система мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов. В основе построения этой системы - подконтрольность всех субъектов аудиторской деятельности аудиторских организаций, аудиторов; единство принципов осуществления надзора и требований к его организации; сочетание форм и методов надзора; единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности. В эту систему должны быть включены все рыночные механизмы контроля: внутрифирменный контроль; контроль внутри профессии; независимый от аудиторской профессии контроль.

Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Кодекс профессиональной этики аудиторов, Правила независимости аудиторов и аудиторский организаций, Международные стандарты аудита и другие нормативные акты, регулирующие данную сферу правоотношений.