Файл: Содержание введение Актуальность темы исследования.docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятия аудиторского контроля и его место в системе финансового контроля в Российской Федерации
2.2. Правила проведения аудиторских проверок. Международные стандарты аудита
2.3. Виды аудиторских заключений
Глава 3. Виды юридической ответственности за нарушение правил проведения аудита
3.1. Административная ответственность за правонарушения в сфере аудита
3.2. Гражданско-правовая ответственность за аудиторские правонарушения
3.3. Уголовная ответственность при проведении аудита и осуществлении аудиторской деятельности
Глава 3. Виды юридической ответственности за нарушение правил проведения аудита
3.1. Административная ответственность за правонарушения в сфере аудита
Административная ответственность аудиторской организации или индивидуального аудитора не определена Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Но, в КоАП РФ существует норма, которой предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей – ст. 13.14 КоАП РФ. К указанным сведениям относятся и те данные, которые составляют аудиторскую тайну.
Штраф за разглашение конфиденциальной информации составляет:
от 500 руб. до 1 000 руб. для граждан (работники аудиторской организации, не являющиеся аудиторами);
от 4 000 руб. до 5 000 руб. для должностных лиц (аудиторов).1
Данная норма распространяет свое действие на информацию, имеющую конфиденциальный характер, но не действует в отношении государственной тайны.
С учетом положений ст. ст. 23, 24, 29 Конституции РФ и положений Указа Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»2 можно определить те виды информации, которая имеет ограниченный доступ и подлежит защите в соответствии с рассматриваемой нормой. К таким сведениям относятся:
– данные, которые касаются тайны следствия и тайны судопроизводства;
– служебная тайна, то есть данные, доступ к которым ограничивают органы государственной власти согласно положениям законодательства;
– профессиональная тайна, то есть те сведения, которые связаны с осуществлением лицом профессиональной деятельности и доступ к которым ограничен согласно законодательства, например, врачебная тайна;
– коммерческая тайна, то есть сведения, которые связаны с ведением коммерческой деятельности;
– данные об изобретении, промышленном образце, полезной модели до момента их опубликования в официальных источниках;
– банковская тайна.
Порядок получения такой информации и ее использования устанавливаются федеральным законодательством, подзаконными нормативными актами, договорами гражданско-правового либо трудового характера. 1
Согласно Фе6дерального закона «О коммерческой тайне» таковой признается режим конфиденциальности информации, который позволяет ее владельцу при возможных либо уже существующих обстоятельствах увеличивать свои доходы, сокращать расходы, сохранять свое положение на рынке, получать прочие коммерческие выгоды2. К информации, которая содержит коммерческую тайну, относятся данные любого характера, в том числе и информация о результатах научной деятельности лица в научно-технической сфере, информация о способах ведения бизнеса, имеющих коммерческую или профессиональную ценность и неизвестны иным лицам, в отношении которой обладатель указанной информации ввел режим коммерческой тайны. При применении данной нормы КоАП РФ необходимо принимать во внимание положения Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 103 «Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения» и Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» и иные подзаконные нормативные акты. 1
Положения ст. 13.14 КоАП РФ не применяются в тех случаях, когда разглашение лицом ограниченной к доступу информации повлекло недобросовестную конкуренцию, так как ответственность за данное правонарушение устанавливается в ст. 14.33 КоАП РФ.
Объективную сторону исследуемого правонарушения составляет разглашение информации, доступ к которой ограничивается федеральным законодательством, кроме случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
Субъектом данного правонарушения может являться либо гражданин, либо должностное лицо, которые получили доступ к защищенной федеральным законодательством информации в связи с выполнении ими своих служебных или профессиональных обязанностей.
С субъективной стороны исследуемое правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности. 2
Следует указать, что вместо административной ответственности аудитор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по причине нарушения им норм закона об аудиторской деятельности, правил аудиторской организации, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
Нужно обратить внимание и на то, что в названии рассматриваемой нормы законодатель использует понятие «информация с ограниченным доступом», которого нет в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В последнем данный термин заменен на довольно расплывчатое понятие «конфиденциальность информации». В диспозиции рассматриваемой нормы КоАП РФ используется выражение «информация, доступ к которой ограничен федеральным законом», под которой имеется в виду та информация, которая ограничена в обороте. В результате мы получим полный набор систем ограничения информации в доступе в одном и том же составе правонарушения. Поэтому видимо законодатель включил в исследуемую норму оговорку «за исключением случаев, если разглашение такой информации влечёт уголовную ответственность». Представляется, что здесь имеется в виду не системное, а процессуальное разграничение тех случаев, когда разглашение ограниченной в обороте информации относится к уголовным преступлениям и привлечь к административной ответственности за его совершение нельзя.1
Сейчас к дискуссионным относится вопрос о возможности привлечения лица к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ за тоже деяние в случае прекращения уголовного преследования по одной из перечисленных выше уголовных статей. Субъектом исследуемого правонарушения будет являться получившее к ограниченной в обороте информации доступ лицо, исполняющее свои служебные или профессиональные обязанности, в том числе и аудитор. Кроме того, как уже говорилось, действие рассматриваемой статьи КоАП РФ не распространяется на те случаи, когда речь идет о недобросовестной конкуренции.
Можно предположить, что здесь имеется универсальная административно-правовая санкция, применяемая за незаконное разглашение конфиденциальной информации, но доказать, что данная информация является служебной и ограничена в обороте зачастую сложно. Также сложно является при отсутствии единой терминологии квалифицировать совершенное деяние в качестве разглашения. Кроме того, санкция ст. 13.14 КоАП РФ настолько мала, что о многих случаях правонарушителю не страшно подвергнуться наказанию. Примером являются случаи продажи персональных данных или информации. 1
Такой подход законодателя может свидетельствовать о недостаточной заинтересованности в предоставлении реальной защиты конфиденциальной информации от ее неправомерного распространения.
Следует рассмотреть и процессуальную составляющую привлечения к ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ. Согласно нормам Гл. 28 КоАП РФ начать административное преследование за совершение исследуемого правонарушения может должностное лицо полиции и прокурор. Понятия «прокурор» в КоАП РФ не содержится, поэтому видится необходимым по аналогии с УПК РФ сформулировать данное понятие применительно к административному законодательству: в текст КоАП РФ следует внести определение категории «прокурор».
В органах внутренних дел присутствует большое количество должностей, а потому определить конкретных лиц на федеральном уровне, которые наделены юрисдикционно-административными полномочиями, невозможно. В связи с этим указанный вопрос урегулирован в Приказе МВД России от 30.08.2017 № 685 «О должностных лицах системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».1
Перечислим основные категории должностных лиц, наделённых вышеуказанными полномочиями применительно к статье 13.14 КоАП РФ.
1. По центральному аппарату МВД России: Министр внутренних дел Российской Федерации, его заместители, начальники департаментов, главных управлений, управлений и их заместители, помощник министра, главные инспекторы, а также должностные лица, имеющие звания сотрудников полиции. Получается, что применительно к центрального аппарату МВД России любой его сотрудник, имеющий специальное звание, вправе составить протокол о разглашении сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. При этом не все сотрудники обладают обширными знаниями в вопросах квалификации разглашения такой информации и относимости сведений к данной категории.
2. На региональном уровне: руководители соответствующих органов внутренних дел и его заместители, должностные лица подразделений охраны общественного порядка, участковые уполномоченные полиции, должностные лица ГИБДД, полицейские патрульно-постовой службы, начальники дежурных частей, дежурных смен и оперативные дежурные, должностные лица подразделений по осуществлению административного надзора и должностные лица подразделений по вопросам миграции.
Такое количество должностных лиц разного уровня, в том числе разного уровня образования, крайне затруднительно, если вообще возможно обучить выявлению фактов, образующих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.14 КоАП РФ. В силу специфичности данного состава достаточно представителей двух подразделений, которые правомочны на составление протоколов – это должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства и должностные лица подразделений дознания. 1
Таким образом, видим, что в настоящее время в административном законодательстве отсутствует специальная норма об ответственности аудиторов за правонарушения с сфере аудита. Их ответственность может наступить по ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение конфиденциальной информации, что представляется неверным. Санкция данной нормы чрезвычайно мала, не учитывает специфики аудиторской деятельности, а потому не позволяет защитить полученные аудитором в процессе своей деятельности данные от неправомерного разглашения. Возможно требуется увеличение санкции данной нормы применительно к должностным лицам для обеспечения действительной защиты конфиденциальной информации от неправомерного разглашения.