Файл: Содержание введение Актуальность темы исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно сделать вывод, что аудит в большей степени имеет характер частной деятельности, включающей в себя некоторые элементы публичной деятельности и осуществляющейся на основе международных стандартов. При всем при этом законодательство устанавливает гарантии независимости проводящих аудит организаций и предпринимателей и устанавливает меры ответственности на случай нарушения законодательства в данной области. Привлечены к ответственности могут быть любые субъекты аудиторской деятельности, которые могут нести административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. 1

Здесь также важно указать, что аудиторам и аудиторским организациям запрещено заниматься иными видами деятельности, кроме аудиторской, и сопутствующей ей. За качеством и правильностью осуществления аудиторской деятельности, оказания соответствующих услуг надзор осуществляет Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство.

Аудиторские профессиональные объединения могут издавать собственные правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить законодательству и не могут устанавливать более низких требований, чем прописанные в законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудит необходим не только государству, но и самим субъектам экономической деятельности и иным субъектам для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта. Существующие в настоящее время условия хозяйствование, развитие рыночной экономики способствуют повышению требований к надежности экономических субъектов, к оценке их деятельности. Поэтому в нашей стране была создана система аудита, основной целью которой является установление достоверности отчетности хозяйствующих субъектов, проверка соответствия их отчетности правилам ведения бухгалтерского учета, проверка расчетной документации и т.д.
1.2. История становления и развития аудита в России
В нашей стране должность аудитора впервые была учреждена Петром I в 1716 году. Данная должность была создана в армии. Исследуемый институт Петр I позаимствовал в Польше. должность аудитора и соответствующее звание предусматривал Табель о рангах и действовавшие на тот момент воинские уставы. Армейские аудиторы по своей сути являлись следователями по имущественным спорам, выполняли функции секретаря, прокурора и делопроизводителя.


Позже, в 1831 году в России был сформирован институт присяжных бухгалтеров. Это была попытка создать в Росси систему аудита. Однако, в 1867 году в процессе проведения военных и судебных реформ власти упразднили должность аудитора.

В период 1889-1909 гг. был создан институт бухгалтеров, а в 1912 и 1928 годах был создан институт государственных бухгалтеров-экспертов.

Однако, указанные меры не позволили развить аудиторскую деятельность в стране, поскольку тогда отсутствовали экономические и правовые предпосылки1.

В числе тех факторов, которые способствовали появлению аудита, следует обозначить следующие:

– развитие в стране рынка капиталов, предпринимательства, появление разных форм собственности, появление различных организационных форм бизнеса.

– заинтересованность государства в предоставлении ему достоверной отчетности о функционировании хозяйствующих субъектов, поскольку на основе полученных в результате контроля данных строится эффективная система налогообложения, принимаются необходимые управленческие решения.

Современный этап развития системы аудита в нашей стране начался в 1987 году с момента принятия Постановления СМ СССР «О создании аудиторской организации». Указанным постановлением было создано первое акционерное общество в данной сфере – АО «Инаудит». 1

Однако, на федеральном уровне российская система аудита была урегулирована только по истечении шести лет. В 1993 году Президент РФ принял указ№2263 от 22 декабря 1993 г. В этом указе были сформулированы и закреплены на федеральном уровне временные правила аудита. этом нормативном акте содержалось понятие аудита. Так, аудитом называлась предпринимательская деятельность аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной документации и иных финансовых требований, и обязательств хозяйствующих субъектов, а также оказание иных услуг в сфере аудита.

В этом же президентском указе был сформулирован перечень работ и услуг, которые следовало относить к аудиторской деятельности, определялись права и обязанности субъектов аудиторской деятельности, был прописан процесс взаимодействия аудитора и аудируемого лица, установлены правила, в соответствии с которыми следовало оформлять аудиторское заключение.

В 1994 году при Президенте РФ была сформирована Комиссия по аудиторской деятельности. Указом Президента РФ №54-РП были сформулированы правила ее деятельности, основные направления работы, состав комиссии, порядок принятия ею своих решений.


В этом же году постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» была сформирована Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) и Департамент организации аудиторской деятельности.2

Последующими принятыми руководящими документами по регулированию аудиторской деятельности являются:

– Указ Президента РФ от 21 октября 1994 года №2004 «Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ»;

– Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 года, №155 «Об основных критериях (в системе показателей) деятельности экономических субъектов, в котором их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке»;

– Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 года №15 «О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ»;

– Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол №1 от 9 февраля 1996 г.);

– Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 года, №667 «О проведении аудита Пенсионного фонда РФ»;

– Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 года, №1560 «Об аудиторских проверках Государственного фонда занятости населения РФ»;

– Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 года, №81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий». 1

Однако, для действующих на тот момент аудиторских компаний не существовало никакого специального нормативного акта, которым бы регулировалась их деятельность. Действующий и в настоящее время Закон «Об аудиторской деятельности» был принят только в 2001 году. Под аудитом в данном законе понималась предпринимательская деятельность, связанная с проведением независимых проверок финансовой отчетности предприятий и предпринимателей.

Принятие данного закона обуславливалось тем, что действовавшие тогда Временные правила с развитием государства и экономики уже не могли отражать реалий и эффективно регулировать рынок аудиторских услуг.

С принятием в 2001 году закона «Об аудиторской деятельности» начался новый этап развития исследуемой сферы. В научных кругах бытовало мнение, что создание правовой базы аудита является частью более важной и большой проблемы – устранения существующих недостатков правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Нерешенность данной проблемы угнетала сложившуюся конъюнктуру. Указывалось, что неплатежи и понижение инвестиционной активности являются следствием структурной перестройки в государстве.1


Важным тогда считалось достижение политической устойчивости, формирование новой бизнес-среды. Аудит стал использоваться для регулирования целого ряда правоотношений:

- сферы налогообложения, предупреждение наложения мер налоговой ответственности.

- процесса составления бизнес-планов аудиторами.

- разработка и реализация мер по оптимизации налогообложения, реализация мероприятий по налоговому планированию.

- обеспечение и проверка достоверности отчетности организаций и предприятий.2

Принятие закона об аудиторской деятельности было огромным шагом в процессе совершенствования системы правового регулирования. Этот закон дал импульс к развитию аудита в России. Важными при этом стали вопросы о разработке и закреплению стандартов в данной сфере, единых правил, норм и механизмов повышения квалификации аудиторов, разрешения вопросов о качестве и оценке качества услуг, предоставляемых аудиторами.

А развитие закона об аудиторской деятельности был принят целый ряд нормативных актов.

В 2008 году был принят новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ. Основными его чертами явились следующие:

– распределение соответствующих функций между правительством РФ и Министерством финансов РФ, и саморегулируемыми организациями аудиторов.

– отмена лицензирования аудиторов, обязанность аудиторов стать членами саморегулируемой организации аудиторов.

– осуществление внешнего контроля качества предоставляемых аудиторских и сопутствующих услуг со стороны саморегулируемых организаций и полномочного органа власти.

– отмена обязательности страхования ответственности аудитора посредством создаваемых в саморегулируемых организациях компенсационных фондов.1

Новый закон, в отличие от предыдущего, не обязывал аудиторов иметь высшее экономическое либо юридическое образование. Теперь стало допускаться любое высшее образование, которое получено в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Сейчас существует четыре типа аттестатов, подтверждающих квалификацию аудитора:

– аттестат в сфере общего аудита.

– аттестат в сфере аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

– аттестат в сфере банковского аудита.

– аттестат в сфере аудита страховщиков.1


Кроме того, в новом законе были ужесточены требования к стажу работы будущего аудитора.

Таким образом, данный закон был направлен на повышение качества предоставляемых аудиторских услуг, повышение надежности финансовой информации. Данный закон действует до сих пор с изменениями и дополнениями.2

Действующая в настоящее время система нормативно-правовых актов, регламентирующих аудиторскую деятельность, имеет многоуровневый характер.

Основным российским нормативным актом в данной сфере является Конституция РФ, которая в ст. 71 указывает, что финансовое регулирование находится к ведению Российской Федерации3. Положения Конституции РФ развиваются в федеральных законах.

Аудиторская деятельность урегулирована большим количеством федеральных законов. К таковым относятся: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др.

В системе правового регулирования аудиторской деятельности имеются и подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента, Правительства РФ.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать свои нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность. Полномочный орган в этой области – Министерство финансов РФ, которое издает свои акты, в том числе, и в сфере аудиторской деятельности.

Следует отметить, что закон № 307-ФЗ не предоставляет органам исполнительной власти субъектов РФ права регулировать аудиторскую деятельность, а потому нормативные акты указанных органов в исследуемой области отсутствуют.1

Все аудиторы обязаны иметь членство в саморегулируемых аудиторских организациях, а потому акты таких организаций являются еще одним уровнем правового регулирования аудиторской деятельности. Здесь нужно указать, что в Конституции РФ нет указаний относительно формы актов таких организаций, но обычно они имеют форму распоряжения, приказа, решения. Важно отметить, что за нарушение законодательства по поводу аудиторской деятельности в процессе деятельности, которой сопутствует аудиторский финансовый контроль, Законом устанавливается ответственность в отношении аудиторских структур, их руководства, индивидуальных предпринимателей, аудируемых лиц, а также лиц, которые, так или иначе, подлежат обязательной аудиторской проверке. В определенных законодательством ситуациях перечисленные субъекты могут нести гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.2