Файл: Содержание введение Актуальность темы исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теоретическая основа исследования. При написании работы автором были изучены и использованы труды российских ученых, проводивших исследования в области аудита, а также гражданского и финансового права и иных смежных дисциплин. Так, в работе использованы труды таких авторов, как Арзуманова Л.Л., Васильева О.Н., Воронин Б.А., Крапивин Н.П., Грачева Е.Ю., Конев К.А., Кутиков В.В., Леонова Т.И., Жукова А.Г., Лосева Н.А., Подольский В.И., Савин А.А., Цыренова И.Ц., Шамшеев С.В. и других.

Эмпирическая база исследования представлена собственными изысканиями автора, а также изученным в ходе написания выпускной квалификационной работы материалами судебной и иной правоприменительной практики, на которых основываются выводы и суждения автора, статистические данные, материалы социологических исследований и пр.

Методология исследования. Методологической основой исследования служит совокупность общенаучных и частнонаучных методов научного познания, система правовых знаний, определяющая принципы изучения финансового права. В том числе методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, комплексный, системный, функциональный, структурный и др. В магистерской диссертации автором были использованы также сравнительно-правовой, формально-юридический, технико-юридический, логико-правовой и историко-правовой методы научного познания и др. Их применение позволило проанализировать объект и предмет исследования в целостности, взаимосвязи и единстве, всесторонне и объективно.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем исследуются положения законодательства об аудите как виде финансового контроля, делаются определённые выводы и предложения по его развитию. Практическая значимость исследования определяется тем, что отдельные выводы и сформулированные в данном исследовании предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности и правоприменительной практике, а также при преподавании курсов «Финансовое право», «Правовое регулирование аудиторской деятельности», и др.

Апробация результатов научного исследования. Основные результаты диссертационного исследования были опубликованы в научной статье
С.Н. Мамедова «Некоторые аспекты правового регулирования аудиторского контроля в Российской Федерации» // Молодежный научный потенциал в юриспруденции XXI века: от теории к практике: Всероссийская межвузовская студенческая науч.-практич. конф. Москва, 9 октября 2018 г. / Сб. ст. / Под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Е.Ю. Князевой. М.: РГГУ, 2018. С. 217-222. ISBN 978-5-7281-2326-2.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и включает в себя введение, три главы, девять параграфов, заключение и список источников и литературы.
Глава 1. Правовые основы осуществления финансового контроля в Российской Федерации


1.1. Понятия аудиторского контроля и его место в системе финансового контроля в Российской Федерации



В настоящее время финансовый контроль входит в систему государственного контроля. Такое положение объясняется тем, что финансы сейчас имеют контрольную функцию, а их использование государством в процессе своей деятельности и для достижения целей требует проведения контроля за исполнением государством своих задач. 1

В современной литературе не существует единого мнения относительно сущности финансового контроля.

С.В. Шамшеев называет финансовый контроль «формой реализации контрольной функции финансов». 2

Э.Р. Мирзоева под финансовым контролем понимает «деятельность специально сформированных контролирующих органов». 3

Большое количество ученых финансовый контроль относит к функциям государственного управления4.

Так, например, В.В. Владимиров отмечает, что государственный финансовый контроль «имеет более узкий спектр действия и распространяется, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета. В связи с этим государственный финансовый контроль распространяется на соответствующие министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета и использующие его средства, а также на предприятия и организации, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы»1.

Представляется, что финансовый контроль – это контроль законности и целесообразности действий субъектов в области формирования, использования, распределения государственных финансовых фондов и фондов субъектов РФ, используемых для развития государства.

Одним из видов финансового контроля является аудит. Аудиторская деятельность производится одновременно с финансовым контролем.

Аудитом называют деятельность, состоящую в проверке бухгалтерской отчетности и учета предпринимателей и организаций.2 Под аудиторской деятельностью понимают деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг3.

В условиях современного развития рыночной экономики использование аудита имеет огромное значение, поскольку организации подвергаются независимому аудиторскому контролю в целях контроля за их деятельностью. Сами организации также заинтересованы в ведении достоверного учета и отчетности. Проведение аудита позволяет разгрузить государственные проверяющие органы от тотальных проверок всех организаций.


В России аудиторская деятельность начала формироваться только в период распада СССР. Основой построенной тогда систему аудита стал зарубежных опыт в данной области. Следует отметить, что за рубежом аудит существовал уже давно.

Первоначальной основой созданной системы аудита стали Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые были утверждены Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и заменивший его в дальнейшем Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ1 (далее – Закон об аудите).

В указанных выше нормативно-правовых актах были определены правовые основы аудита, урегулированы права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений, установлена ответственность за нарушения положений данных нормативно-правовых актов.

В соответствии с положениями Закона об аудиторской деятельности под такой деятельностью следует понимать деятельность по проведению аудита, оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемую аудиторскими организациями либо индивидуальными аудиторами.

Из содержания п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности можно сделать вывод, что аудит представляет собой независимую проверку финансовой отчетности субъекта для выражения независимого мнения относительно достоверности представленной отчетности.

Те субъекты, которых проверяют аудиторы, в законе названы аудируемыми лицами. Исчерпывающий список тех услуг, которые аудиторы и аудиторские организации могут оказывать, установлены законе об аудите.2

В настоящее время под аудиторской деятельностью принято понимать деятельность, связанную с проведением независимой экспертизы бухгалтерской отчетности организаций. Аудит своей целью имеет определение достоверности бухгалтерской отчетности, правильности его ведения.1

Следует указать, что в действующем законе об аудиторской деятельности понятия аудит и аудиторская деятельность различаются. Аудит представляется как часть аудиторской деятельности. В соответствии с законом аудиторской деятельностью называется деятельность по проведению аудита, оказанию сопутствующих услуг, которая осуществляется индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями. А под аудитом согласно закону понимается независимая проверка финансовой отчетности аудируемого лица для выражения мнения о ее достоверности.2


В настоящее время аудиторский финансовый контроль – это независимый контроль, имеющий вневедомственную направленность.

При помощи юридических норм государство устанавливает стандарты аудиторской деятельности, устанавливает порядок реализации и контроля аудиторской деятельности. Но, финансовое право предполагает, что аудиторы и аудиторские организации должны быть независимыми, а аудируемые лица должны подписывать соглашения на оказание аудиторских услуг самостоятельно.3

В числе важнейших целей аудита находится выражение мнение относительно достоверности отчетности аудируемого лица и выполнении положений о ведении бухгалтерского учета на проверяемом предприятии. Достоверность здесь – это степень точности бухгалтерской отчетности, которая позволяет ее пользователю делать правильные выводы о ходе и результатах ведения хозяйственной деятельности аудируемым лицом, а также принимать правильные и обоснованные решения. В данном контексте ценность независимого аудита очень велика, поскольку результаты проверки выступают индикатором правильности и стабильности финансовой деятельности субъекта, показывают существующие недостатки и ошибки.

Результат проведения аудиторской проверки – это аудиторское заключение, которое является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской отчетности. Аудиторское заключение должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита. В аудиторском заключении должно быть сформулировано мнение относительно достоверности отчетности, а потому оно имеет важное значение в дальнейшем развитии предприятия, определении перспектив его деятельности.1

Государственный контроль за достоверностью финансовой отчетности осуществляется вне аудиторской деятельности, но аудит здесь также имеет важное значение. Государством аудит применяется для решения важных задач, например, предоставления годового отчета ЦБ РФ в Государственную Думу РФ. Такой отчет согласно закону должен включать в себя и аудиторское заключение, что обеспечивает объективность предоставляемой информации. Те случаи, когда аудит является обязательным, указаны в ст. 5 закона об аудиторской деятельности.2