Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

Старение, как неизбежный период жизни человека, влечет за собой значительные изменения, как в физиологической сфере, так и в психологии. Уменьшение количества социальных контактов из-за снижения физической активности и мобильности, обособленности от трудового коллектива после выхода на пенсию, сужения круга друзей приводит к ухудшению психо-эмоционального состояния пожилого человека. Одиночество стариков, особенно в сочетании с обострившимися хроническими заболеваниями, может привести к глубокой депрессии, уходу из дома, суициду. Для стабилизации психо-эмоционального состояния, появления новых жизненных перспектив, укрепления существующих социальных связей человеку пожилого и старческого возраста вне зависимости от медицинского статуса необходимо ежедневное общение с близкими, друзьями, единомышленниками.

Разговор служит для пожилых средством переключения внимания с неприятных ощущений и негативных мыслей. Таким образом, люди в преклонном возрасте отвлекаются от внутреннего диалога, который в силу особенностей организма пожилого человека может вызывать беспокойство и депрессивные мысли.

Живое общения дает людям в годах возможность ощутить свою причастность к событиям, происходящим вокруг. В то время как молчание и окружающая тишина заставляют их чувствовать себя исключенными из событийного потока, а значит, и из жизни, переживать одиночество. Самореализация, поддержание самооценки с помощью передачи собственного жизненного опыта, знаний, навыков.

В беседе пожилые люди любят делиться воспоминаниями, возвращаясь, таким образом, во времена своей молодости, когда здоровье было гораздо лучше, и их окружали близкие люди, которых, скорее всего, уже нет в живых. В разговоре они одновременно отвлекаются от собственных внутренних переживаний, мысленно вовлекаются в события и могут пожить жизнью молодого человека.

Предотвращает болезни умственного характера (например, Альцгеймера). Отсутствие должной информационной подпитки действительно может привести к деградации умственных способностей.

Для построения комфортных отношений рекомендуется использовать несколько правил общения с пожилыми:

· внимательность к высказанному мнению, пережитому опыту человека старшего поколения;

· снисходительность к физическим недостаткам (ухудшению слуха, зрения, памяти, возникающей в старости медлительности);

· отсутствие раздражительности при выслушивании советов и рекомендаций;


· внимательность к жалобам на самочувствие;

· настойчивость в принятии решений о лечении или реабилитации после болезни, работа со страхами и неуверенностью пожилых.

21. Что понимают под когнитивным старением?

Изменение психических функций (внимание, память, мышление) в старости выражается в уменьшении их эффективности, объема, активности. Одно из главных изменений заключается в снижении скорости выполнения физических и умственных операций. Это выражается в замедлении мыслительных процессов, особенно снижается скорость обработки информации, возрастает время реакции, нарушается моторика.

Восприятие в старости становится менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать туманные образы восприятия, все это может привести к искаженному и неадекватному восприятию, к «обманам» чувств.

Снижение функции внимания выражается в сужении его объема, затруднении сосредоточения, распределения и переключения внимания, появлении рассеянности.

Большинство исследователей не обнаружило существенных различий в кратковременной памяти молодых и старых людей. Что касается долговременной памяти, то различия существенны. Пожилые люди хуже запоминают бессмысленный материал, но успешно могут запомнить, что им важно для жизни. Память на отдаленные события сохраняется практически полностью.

Уровень интеллектуальной деятельности (словарный запас, информированность и общая осведомленность) при нормальном старении не изменяется существенно, снижается лишь скорость умственной работы. Интеллект старых людей называют мудростью.

Исследование творческой продуктивности показывает, что у пожилых людей они снижаются. Однако многие высокоодаренные люди, обнаруживали иную закономерность (Ренуар, Бах).

Занятия творчеством (живопись, сочинительство и др.) имеет большое значение для пожилых людей и рассматривается как показатель высокого благополучия и самоуважения человека.

В старости происходит изменение интересов – профессиональные интересы заменяются другими (религиозными, философскими и др.)

22. Дайте понятие деятельной старости. Назовите психологические условия активной старости.

Если профессиональная специализация пожилого человека не позволяет продолжать ее даже в ограниченном объеме в пенсионные годы, следует перейти к другой специализации в рамках своей профессии или к другой профессиональной работе, которую можно выполнять в ограниченном объеме после выхода на пенсию, либо к замене профессиональной активности (по прежней или вновь выбранной специальности) любительской работой — полезной, приятной, выгодной с экономической точки зрения (например, выращивание домашних животных, освоение какого-либо ремесла в сфере услуг и т.п.).


Широко понимаемая общественная активность (опекунская, социальная, культурная, политическая, профсоюзная, соседская) становится, как показывают исследования, хорошим заделом для усвоения навыков общественной активности, продолжаемой в третьем возрасте, активности, полезной для общества и способствующей хорошему самочувствию.

Работа для собственной семьи либо на благо требующей помощи семьи соседей является следствием развитой в человеке готовности помогать тем, кто в ней нуждается. Пожилые люди чувствуют, что должны продолжать помогать своим детям, эта помощь выражается от материальной поддержки и присмотров за детьми до советов.

Очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки, способствующие полезному проведению свободного времени, особенно те из них, которые касаются способности к индивидуальному выбору и оценке в какой-либо области культуры, например, чтение беллетристики и научно-популярной литературы, газет и журналов, умение выбрать интересную радио- и телепередачу, привычка индивидуально преодолевать трудности, связанные с приобретением билетов на любимое театральное представление, концерт, кинофильм и т.д.

Знаменательным является распространение в последние годы среди людей старшего поколения интереса к гимнастическим упражнениям, неутомительным подвижным играм (крокет, волейбол и др.), краеведению и туризму (пешеходному, велосипедному и др.). Привычка к физическим упражнениям в ранние годы способствует сохранению ее и в старости.

Особенно плодотворной бывает любительская активность, такая разнообразная и предоставляющая столько возможностей для ее реализации: огородничество и садоводство, разведение птиц, рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье, столярные, токарные и другие работы, занятия живописью, музыкой и т.д.

Много интересного и полезного приносит старым людям участие в жизни клубов, домов культуры, объединений, профессиональных союзов. Это ценно не только потому, что является своеобразным "окном в мир", но и потому, что облегчает установление и поддержание дружеских контактов, является местом неутомительного развлечения и приятного отдыха. Однако замечено, что старые люди, которые и в прежние периоды жизни не бывали в клубах и домах культуры, смущаются и чувствуют себя лишними в их залах; в то же время те, кто в период молодости и профессиональной активности участвовал в жизни клубов, становятся нередко самыми верными их членами и партнерами руководства клубов.


Деятельная старость - посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать вовлеченность в жизнь, то есть сохранять себя как личность, будучи активным, а не пассивным.


23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый заключается в переоценке собственного "Я" помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без страха может принять мысль о смерти. Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: "Нет, не я!" — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая — стадия "торга" — больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: "Да, на этот раз умереть предстоит именно мне", замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовки к осознанию необходимости отречения от жизни и готовности встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Умирающий все дальше отдаляется от людей, замыкаясь в себе. Так наступает состояние "социальной смерти" (от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия — это "принятие смерти": человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца — это состояние "психической смерти" (психологически человек уже отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течение 10—20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функции организма и гибели всех его клеток.

Существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после его смерти продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.