Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

- душевное отдаление от детей, а если их нет – чувство зря прожитой жизни;

- разочарование и опустошение души после флиртов и романов;

- желание отдалиться от друзей, избегание вечеринок;

- сожаления о несбывшихся мечтаниях;

- недовольство прожитыми годами;

- неудовлетворенность профессиональной деятельностью;

- недовольство внешними изменениями.

Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Происходит частая смена настроений, сентиментальность, повышенная ранимость, чувство незащищённости, критическая оценка своей внешности, активный поиск омолаживающих методик. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте тридцати пяти лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может так же оказаться ее “последним шансом”, и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно ее муки и раздумья, с чего же начать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать. В тридцать пять лет средняя замужняя женщина, как правило, вновь возвращается на работу.

В среднем возрасте в женщине проявляются и так называемые плохие черты внутреннего “я” (“Я не знаю, во что мне верить”, “Я даже не уверена, что мне нравятся мои дети”) и стремление найти такую модель поведения, которая позволит ей самоутвердиться, самой направлять свою жизнь и нести за нее ответственность. Это рвутся наружу ее внутренние чувства: “Дайте мне войти в этот мир! Я хочу быть изящной и важной. Я хочу, чтобы мой талант был оценен по достоинству. Можно ли начать учебу с того момента, когда я ее прекратила? Могу ли я еще быть привлекательной для мужчин? Я хочу, чтобы меня принимали всерьез. Я хочу, чтобы мне помогли избавиться от моих страхов”.

Что же касается отношений в семье, то здесь могут происходить некоторые трансформации, однако они значительно отличаются от кризиса тридцати. Большинство женщин, как и большинство мужчин, охваченных паникой в тридцать жизни, не хотят отказываться от удобного брачного союза и остаться в одиночестве. Они просто хотят спастись от телесного увядания и угрозы смерти через волшебство опыта самолюбования. Поэтому в данный период многие из них склонны к ни к чему не обязывающим внебрачным связям.


18. Каковы особенности взаимоотношений в семье в зрелом возрасте? Что такое синдром «опустевшего гнезда»? Какую роль играет появление внуков в изменении ценностно-смысловой сферы личности?

Обычно люди этого возраста берут на себя роль хранителя семьи, направленного на поддержку семейных традиций, достижений и связей. Соответственно, взрослые проявляют заботу о нескольких поколениях - детях, внуках и престарелых родителях, обеспечивая семейную преемственность.

В начале периода происходит перестройка взаимоотношений с детьми, связана с завершением родительского воспитания. Представители средней взрослости должны окончательно признать взрослость детей и их право на отделение, в дальнейшем - осуществлять анализ успеваемости родительских функций и переключиться на супружеские взаимоотношения. Некоторые родители проявляют понимание и такт в предоставлении свободы взрослым детям и больше доверяют им. Часть супружеских пар, сталкиваясь со стремлением детей к самостоятельности, испытывают тревогу или и депрессию. Данные эмоциональные состояния является признаком переживания эффекта "опустевшего гнезда".

Синдром "опустевшего гнезда" – это психологическое явление, которое выражается в чувстве страха, грусти, опустошенности и одиночества у родителей после того, как их дети покинули дом.

Взрослым детям свойственно желание отдалиться от родителей, от их установок и опеки, а родителям может казаться, что их недооценивают, с ними не советуются.

Чувство пустоты, которое охватывает представителей среднего возраста, когда их дети оставляют родителей, возникает как следствие зацикленности на воспитательных функциях при одновременном обесценивании других сторон брака, например, супружеских взаимоотношений. Это явление острее и чаще проявляется у женщин, особенно тех, что самостоятельно воспитывали ребенка и видели в этом единственный смысл своего существования.

Между взрослыми детьми и их родителями среднего взрослого возраста возникают отношения равенства, опирающиеся на взаимное уважение. Такие отношения не возникают внезапно, а формируются скачкообразно в течение нескольких лет. Успешность их возникновения определяется предыдущим воспитательным стилем родителей: авторитарное отношение к детям становится препятствием для ровных отношений, а демократический стиль, наоборот, способствует их разрушению. При формировании отношений равенства между взрослыми детьми и их родителями среднего взрослого возраста возникает многоплановая поколениями преемственность.


Женитьба взрослого сына или дочери заставляет их родителей привыкать к новому члену семьи и новой семейной роли.

Впоследствии много людей среднего взрослого возраста осваивает новые для себя семейные роли дедушек и бабушек основном это приносит им глубокое психологическое удовлетворение, так как они свободны от родительской ответственности и имеют существенный воспитательный опыт. Лишь иногда взаимодействия представителей среднего взрослости с внуками мешают конфликтные отношения с их родителями.

Особенно значимыми эти функции становятся в условиях воспитания внуков только одним из родителей, обычно матерью, так как в этом случае предоставляется значительная воспитательная, материальная и бытовая помощь неполной семье.

Еще одним аспектом семейной заботы есть необходимость представителей среднего взрослости заботиться о своих престарелых родителей. Большинство людей среднего взрослого возраста, поддерживают постоянную связь со своими родителями.

Поддерживать семейные традиции, контакты с членами семьи, творить историю семьи. Родители в свою очередь осуществляют психологическую поддержку людей среднего взрослого возраста через советы, общения.

В отношениях с родителями происходит психологическая перемена ролей - взятие людьми среднего взрослого возраста на себя руководящих функций. Так как старые родители становятся более зависимыми от своих детей среднего и взрослого возраста, то и власть в решении семейных проблем, финансовых дел постепенно переходит к ним. Также длительный уход за больными и немощными родителями может спровоцировать внутренний конфликт, связанный с грузом зависимости и эмоциональной нагрузки.

Т.е. представители среднего взрослости, сумевших сохранить супружеские отношения, в основном отмечают высокий уровень удовольствия от брака. Это удовольствие, в свою очередь, влияет на позитивное восприятие в период средней взрослости и жизнь в целом. Страстная любовь супругов видоизменялось путем переноса приоритета сексуального наслаждения на дружеское общение и взаимную поддержку

Если только дети выступали цементирующим началом отношений родителей, то перестраивать взаимоотношения в связи с взрослостью детей супругам труднее. Это связано с тем, что наступило время, когда не отвлекают уже ни дети, ни работа, и людям необходимо заново учиться жить вдвоем, учитывая интересы друг друга и находя общие занятия. В преклонном возрасте люди не часто расходятся, понимая, насколько они нуждаются в поддержке друг друга. Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.


Влияние внуков: человек чувствует удовлетворенность и видит реальный смысл своей жизни в продолжении своего рода, считает, что он прожил её не зря. Ценными становятся семейные традиции, обычаи, разные праздники, которые собирают семью вместе. Расширяются интересы, пропадает чувство одиночества. Осознается чувство ответственности за свою жизнь, самостоятельность. Выявляется роль себя как мудрого и опытного наставника и помощника. Для большинства из бабушек и дедушек выполнение этих новых ролей приносит удовольствие, повышая общую удовлетворенность жизнью.

19. Почему выход на пенсию считают критическим этапом жизни человека? Предложите варианты адаптации к новому статусу личности.

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период – кризис ухода на пенсию.

Кризис ухода на пенсию:

- негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни;

- сочетание острых ощущений противоречий между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью;

- снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводит к ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к смерти;

- вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки;

- часто связано ухудшение материального положения, более уединенный образ жизни;

- снижение физической и психической силы;

- кризис может осложниться смертью одного из супругов;

- появление чувства старости.

Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением находить новые занятия, новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро. Они не склонны драматизировать переход к пенсионному образу жизни, полностью используют появившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.


Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли человека, видит свое продолжение в детях и внуках.

Советы по адаптации.

—будучи еще работающим человеком, постепенно снижать нагрузку для себя, чтобы выход на пенсию был постепенным;

—если есть желание работать, найти себе работу по душе или остаться на старой по возможности;

—быть наставником для своих детей, внуков и остальных людей младшего поколения;

— обрести хобби (дача, рисование, плавание и др.);

—продолжать узнавать жизнь, но уже более пассивно (путешествия);

—общаться со сверстниками, чтобы не отдаляться от реального мира и не оставаться в одиночестве и без поддержки.

20. Опишите эмоциональные проблемы старения. Каково значение общения в пожилом возрасте?

Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Существенными оказываются такие психологические аспекты, как: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих.

Принятие или непринятие одиночества уходит корнями в более ранние периоды жизни, в старости лишь отчётливо проявляются и обостряются отрицательные черты характера. Помимо психологического дискомфорта, жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложнённых в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия.

У пожилых людей наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, разрыв с обществом, знакомыми и близкими людьми сопровождается у них тягостными переживаниями, с другой - они стремятся отгородиться от окружающих для того, чтобы защитить свой собственный мир и стабильность от вторжения посторонних.

Зачастую эти противоположные тенденции - тягостное переживание одиночества и стремление к изоляции - сочетаются, определяя сложные и противоречивые чувства пожилого человека.

Характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.