Файл: 1. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления. Роль бюджетов в реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33. Нормативные правовые акты, регулирующие расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Общие положения о расходах бюджетов бюджетной системы РФ, регулируемые нормами бюджетного права (ч. 2, раздел 3, гл. 10 БК РФ).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ).

Распределение расходных полномочий по уровням бюджетной системы РФ определяется на законодательном уровне. Оно зафиксировано в БК РФ, а также в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 31 декабря 2005 г. № 184 и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131.

Виды бюджетных ассигнований Статья 69 БК РФ

Текущие расходы Ст. 68 БКРФ

Текущие и капитальные расходы Ст. 67 БКРФ

Классификация расходов бюджетов ст. 21 БКРФ

34. Понятие сбалансированности бюджета.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Принципы сбалансированности.

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, означающий количественное соответствие (равновесие) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В России принцип сбалансированности определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

В соответствии с бюджетным законодательством принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и посту­плений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ).


Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников финансирования дефицита) и объемом производимых расходов в соответствии с принятыми бюджетными обязательствами.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе неисполним. Несбалансированный бюджет заведомо нереален, фиктивен.

Составление бюджета с профицитом экономически не целесообразно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.

Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета, призванное обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.
35. Дефицит (профицит) бюджета.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. (ст 6 БКР)

Правила использования профицита бюджета (гл 12 БКРФ):

1. если при составлении или рассмотрении проектов бюджета обнаружен профицит, то необходимо сохранить его

Последовательность:

- сократить продажи государственной или муниципальной собственности

- направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств

- увеличить расходы бюджета, передачи части доходов бюджетам других уровней

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. ( ст 6 БКРФ)

Причины дефицита:

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности

- сокращение доходов гос бюджета в период экономического кризиса

- чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия и тд)

- неэффективность финансовой системы гос-ва

- политический популизм, выражающийся в росте соц программ

- коррупция в гос-ом секторе

- неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики


Классификация бюджетного дефицита:

1. по характеру возникновения:

- случайные (обусловленные временным разрывом в поступлении и расходовании средств)

- действительные (отставание роста доходов бюджета от роста расходов)

2.по продолжительности:

- хронический (пополняется ежедневно в следствии продолжительного экономического кризиса)

- временный (не опасен, возникает из-за случайных колебаний доходов и расходов)

3. по отношению к плану:

- плановый (предусмотрен законодательным актом о бюджете)

- неплановый (непредвиденный рост расходов)

Меры по управлению бюджетным дефицитом:

1.эмиссионное покрытие бюджетного дефицита

2. налоговое покрытие бюджетного дефицита

3. секвестирование бюджета

36.Предельные размеры дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (БК РФ Статья 92.1).

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента, прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

37. Поступления источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов


Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

-средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;

- бюджетные кредиты;

- кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

- поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- курсовая разница по средствам бюджета;

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

* средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

* кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

* кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

* прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета
39. Источники финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Он не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета, определенного в соответствии со ст. 96.7 БК РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ общего объема доходов бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).

Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являются одной из самостоятельных частей каждого бюджета как финансового плана наряду с доходами и расходами.


Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся:

– средства от размещения государственных ценных бумаг;

– кредиты кредитных организаций;

– бюджетные кредиты;

– кредиты международных финансовых организаций;

– изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

– иные источники внутреннего финансирования дефицита.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета (ст. 92 БК РФ).

Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются:

– средства от размещения государственных займов в иностранной валюте;

– кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

– иные источники внешнего финансирования.

Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета. Последние однотипны с источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, за исключением такого источника, как кредиты международных финансовых организаций.

Бюджетные кредиты как источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмотренных ст. 93.2 БК РФ. К их числу относятся следующие:

а) бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием);

б) бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующим законом о бюджете, и возвратности;

в) в том случае, если заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения;

г) бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года.

40. Временный кассовый разрыв, источники его финансирования.
Кассовый разрыв – это временный недостаток денежных средств на счету компании и неспособность руководства осуществлять оплату расходов организации.
Кассовый разрыв возникает в случаях, когда сроки поступления денежных средств на предприятие не совпадают со сроками платежей.