Файл: Казахский университет международных отношений и мировых языков имени абылай хана факультет пфия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

СРСП №4.

Кейс 4.

Тема: Особенности развития и  протекания психических познавательных процессов

I этап

1.Охарактеризуйте особенности ощущения как психического процесса.

2. Что такое абсолютный порог чувствительности?

3. Охарактеризуйте особенности восприятия.

4. В чем сходство и различие между ощущениями и восприятием?

5. По какому признаку строится двойственное изображение?

Что лежит в основе данного явления? Приведите пример.

6. Определите, какие суждения относятся к ощущениям, восприятиям, представлениям:

а) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира;

б) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений;

в) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей;

г) отражение предметов и явлений при непосредственном

воздействии на органы чувств.

7. Определите вид представлений:

а) букет васильков;

б) укол иглы;

в) вкус меда;

г) удар грома.

II этап

Задание 1. Выполните следующие упражнения

Упражнение 1 Слух, обоняние, зрение и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют и ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов – это интероцептивные ощущения. Хотите познакомиться с ними? Для этого надо отключиться от интероцептивных ощущений. Закройте глаза и уши. Погуляйте несколько минут по комнате. Сделайте небольшой перерыв. Еще раз пройдитесь по комнате вслепую, а затем ответьте на следующие вопросы: а) Осознавали ли вы каждый свой шаг острее, чем обычно? б) Случалось ли терять направление? в) Трудно ли было сохранять равновесие? г) Чувствовали ли препятствие? д) Как для вас проходило время? Назовите несколько своих ощущений.

Задание 2.

Упражнение 1 Укажите, какие из описанных ситуаций подходят в качестве примеров сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке. Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение легкого ветерка. В. Пожилой человек вспоминает свое детство. Г. Официантка в ресторане «Макдональдс» принимает заказ на три гамбургеpa, две порции картофеля-фри и пять молочных коктейлей.

Упражнение 2. Древнеримские ораторы никогда не читали свои речи по бумажкам. Они должны были произносить их по памяти. Исторические источники указывают на то, что великий римский оратор Цицерон запоминал свои речи с помощью мнемонических методов. Он прогуливался по своему саду и нумеровал те его части, через которые проходил. Затем связывал каждый вопрос, который хотел осветить в своей речи, с каким-нибудь местом в саду. Когда приходило время выступления, он просто вспоминал прогулку по своему саду и мог блестяще произнести речь наизусть. а) Каким мнемоническим методом пользовался Цицерон? б) Какой еще метод мог бы помочь Цицерону? в) В чем
состоят преимущества метода, которым пользовался Цицерон, по сравнению со вторым вариантом?

Упражнение 3. На уроке правописания учитель дал своим ученикам следующий список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия. а) Покажите, как ученикам разбить слова на три группы для лучшего запоминания их правописания. б) Почему такая группировка слов поможет ученикам лучше запомнить их правописание.
СРСП №5.

Кейс 5.

Тема: Особенности эмоционально-волевых процессов

Задание 1.

Упражнение 1.

 Предположим, вас попросили выступить с приветственной речью на собрании группы местных активистов. Друзья пришли к вам на помощь и написали для вас прекрасную речь на пяти страницах. Теперь вам надо запомнить ее, чтобы во время выступления слушателям казалось, что речь – ваша собственная. На основе ваших знаний об интерференции и последовательности в запоминании предложите стратегию для запоминания речи. При составлении стратегии особо учтите, какие части запоминаются легко, а какие – с трудом.

Упражнение 2.

Стелла — работающая мать семейства, которая, кроме того, посещает курсы по двум предметам в муниципальном колледже. В последнее время она испытывает стресс, поскольку в ближайшие три дня ей необходимо сдать две курсовые работы и два экзамена за семестр. Опишите три типа планов, которые могли бы помочь Стелле эффективнее использовать оставшееся у нее время.

Упражнение 3.

 Прочитайте приведенный ниже список прилагательных и отметьте те из них, которые, с вашей точки зрения, характеризуют качества, присущие творческим личностям: покладистый, самоуверенный, независимый, скучный, подверженный частой смене настроений, умный, любознательный, настойчивый.
СРСП №6.

Упражнение 1.

Марк хочет повысить уровень креативности сотрудников принадлежащей ему компании по производству игрушек. С этой целью он разработал целый ряд предложений. Пометьте знаком «плюс» те из них, которые могут помочь в развитии креативности, и знаком «минус» — которые могут подавлять ее: - Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер. - Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей. - Не бойтесь мыслить необычно. - Обсуждайте свои идеи с коллегами. - Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат. - Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имиджу компании по производству игрушек. - Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях.


Задание 2.

1. Дай название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях. Проанализируй их особенности.

А. Студент получает отличную оценку на экзамене.

Б. Начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно сделанное задание. В. Человека уволили с работы.

3. Определи виды чувств в следующих ситуациях.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П.И. Чайковского)

Б. Ученик всегда помогает одноклассникам, испытывающим трудности в учёбе.                                   

3. Подбери примеры отрывков художественных произведений, в которых проявляются определённые эмоции и чувства. Дай им анализ.

4. Опиши, какие эмоциональные состояния возникают у вас при подготовке к занятиям и при их проведении, и как это сказывается на работе
СРСП №7.

Цель: закрепление знаний о механизмах и закономерностях формирования личности

Форма контроля: письменно.

Оценочный балл выполнения заданий: 100.

Задание 1. Вставьте пропущенное слово или фразу.

1)                 Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода – это_____________ .

2)                 Личность — понятие, выработанное для отображения _____________природы человека, рассмотрения его как ____________ социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и ______________ деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

3)                 Личность может быть способной и гениальной, а может быть ____________ и серой (невыразительной), притягательной и _________________, самоотверженной, героической и _________________и мнительной, добродушной, любящей, честной и _______________, _______________, маниакальной, хитрой.

4)                 В 20-40-х годах XX в. Э.Кречмер провел обширное эмпирическое исследование, состоящее из двух этапов. Вначале на основе множества измерений частей тела он выделил четыре конституциональных типа:

·                    ____________________ - хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, узкие плечи, длинные ноги. У астеника эти свойства выражены в крайней степени.


·                    ____________________- небольшой или средний рост, круглая голова на короткой шее, большая полнота, выступающий живот.

·                    ____________________ - рост высокий или средний, крепкое телосложение, хорошо развитая мускулатура, узкие бедра, выпуклые лицевые кости.

·                    ____________________ - бесформенное, неправильное строение тела с нарушенными пропорциями (широкие бедра у мужчин или слишком большой рост и т.п.).

5)                 Исходя из наблюдений за больными, Э.Кречмер выдвинул предположение, что и люди со здоровой психикой имеют в своем поведении и психическом складе некоторые черты, свойственные больным, но только слабее выраженные. На основе этой гипотезы он выделил и описал три типа темперамента:

·                    ___________________- лептосоматическое телосложение, замкнут (с элементами аутизма), упрям, некритичен, склонен к абстрактному мышлению, имеет сложности в общении с людьми, часто наблюдаются колебания эмоций от раздражительности до сухости, в целом плохо приспосабливается к окружению.

·                    ___________________ во многих отношениях выступает противоположностью шизотимика. Имеет пикническое телосложение, эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с людьми, имеет реалистические взгляды на жизнь.

·                    ___________________ (от греч. ixos - тягучий) имеет атлетическое телосложение, спокоен, маловпечатлителен, сдержан в жестах и мимике. Трудно приспосабливается к изменениям в обстановке, негибок и мелочен.

6)                 Параллельно с работами Кречмера в 40-х годах в США свою конституциональную типологию создал У.Шелдон. Преимущества его подхода состояли, во-первых, в том, что он шел не от патологии, а работал со здоровыми людьми; во-вторых, он отправлялся не от готовых типов, но вывел сами типы из результатов массовых антропометрических замеров и последующей статистической их обработки с помощью корреляционного анализа. В результате было выделено три крайних типа телосложения (соматотипы):

·                    ________________ тип - крупные и хорошо развитые внутренние органы, большой живот, мягкие округлые формы, вялые конечности, неразвитые мышцы и кости.

·                    ________________ тип - широкие плечи и грудная клетка, хорошо развитые мышцы и скелет, отсутствие подкожного жира, большая физическая устойчивость и сила.

·                    ________________ тип - относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения, длинные и тонкие конечности, вытянутое лицо и высокий лоб, хорошо развиты мозг и нервная система.


7)                 Вопросы нравственного становления личности, в разное время, интересовали многих ученых исследователей. Существует масса работ на эту тему и множество различных теорий. Одной из самых известных среди них является работа профессора Гарвадского университета Лоуренса Колберга. В середине своей профессиональной карьеры — увлекся проблемами  нравственного воспитания и создал труд, который сделал его знаменитым «________________________________».
СРСП №8.

Тема: Моя мотивация

Кейс 7. "Повышение мотивации ".

Задание 1.

·                    Самостоятельное прохождение психологического тестирования.

Цель: выявление уровня мотивации

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА

·                    Прохождение психологического тестирования.

Цель: диагностика уровня мотивации успеха