Файл: Казахский университет международных отношений и мировых языков имени абылай хана факультет пфия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для упражнений и самоконтроля


 1.  На рис. «Основные формы появления психики и их взаимосвязь» представлены формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.

 2. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему:

•на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;

•ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал;

•первоклассник при письме совершает много лишних движений;

•увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;

•после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть?

•Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима?

3.  Что дает психологу и педагогу-исследователю руководство принципами детерминизма, единства сознания и деятельности, развития? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов?

4.  Какие психологические методы исследования наиболее широко могут применяться учителем в школе и в каких целях?

5. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для исследований в школе.

6. Проанализируйте особенности поведения кого либо из Ваших знакомых. Какие механизмы личности обуславливают поведение? Каков характер (адаптивный или неадаптивный) мотивации его действий?

7. Роль интересов в развитии личности особенно наглядно проявляется в учебной деятельности, в процессе усвоения знаний. Продумайте:

• Какими способами вы поддерживаете интерес учащихся в течение урока и развиваете его во внеклассной работе?

• Какое влияние оказывают интересы на общую успеваемость школьников?

    Выполните следующее задание: опишите двух-трех учеников вашего класса, которые интересуются преподаваемым вами предметом (посещают кружки, читают дополнительную литературу и т. д.). Постарайтесь выяснить, когда возник у них интерес к предмету, что способствовало его появлению.


    Для выявления особенностей познавательных интересов может быть составлена специальная анкета, из которой можно узнать, какие предметы интересуют учеников данного класса больше всего и почему.

    В дополнение к анкетированию проведите беседу, в которой выясните, как связаны интересы с учебной деятельностью ученика, насколько они устойчивы и содержательны.

8.  Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения (иногда называемого деятельностью) животных?

9.  Как соотносятся сознание и деятельность? Подберите примеры, иллюстрирующие их единство и различие.

10.  Как соотносится внешняя и внутренняя (психическая) деятельность? В чем вы усматриваете главный смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры.

11.   Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.

Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?

12. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

13.  Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

14. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания (принятое в учебниках) с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль... в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.

15.  Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины.

16.Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса. Сопоставьте психологические, биохимические и физиологические подходы к определению механизмов памяти.


17. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 мин предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач. В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах, и почему?

18. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса. Сопоставьте психологические, биохимические и физиологические подходы к определению механизмов памяти.

19. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 мин предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач. В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах, и почему?

20.Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

21.Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.

22.Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

23.Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.

24. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2" и понизить температуру левой руки на 1,5*. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца ("видя" себя бегущим за трамваем) или замедлял его ("видя" себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт?

     Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.

25. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?


26. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности.

27. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя? Разберитесь в этом вопросе с учетом происхождения внутренней речи.

28. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? Какие науки, кроме психологии, исследуют проблемы языка и как эти исследования соотносятся с психологическими? Постарайтесь четко разграничить проблемы гносеологии, семиотики, лингвистики и психологии.

29. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя? Разберитесь в этом вопросе с учетом происхождения внутренней речи.

30. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? Какие науки, кроме психологии, исследуют проблемы языка и как эти исследования соотносятся с психологическими? Постарайтесь четко разграничить проблемы гносеологии, семиотики, лингвистики и психологии.

31. В зависимости от состояний человека у него может меняться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту? Укажите те особенности, которые относятся к темпераменту, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

32. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

33. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.


Лекционный комплекс: тезисы лекций.
Лекция 1

Предмет психологии

Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в практической жизни.
Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта — это наши чувства, мысли, желания и т.д. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики — это факты поведения, неосознаваемые компоненты и т.д. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является изучение психики. Как наука, психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.


План

1) Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в практической жизни.

2) Выделение психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

3) Отражательная и регуляторная функции психики.
Лекция 2

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ

План:

1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии.

2. Задачи и структура современной психологической науки.

3. Принципы и общая организация психологического исследования

4. Методы психологических исследований.
Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии.

Психологическая наука на современном этапе представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками и, прежде всего, с философией, в рамках которой шло ее становление и развитие.

Методы психологических исследований.

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из

объективной природы психического.

Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

Система методов объединена наличием общей методологии науки.

Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.
Лекция 3

Личность. Теории личности

ПЛАН

1. Человек. Индивид. Личность.

2. Биологическое и социальное в личности человека. Проблема наследования психических свойств.

3. Психологическая структура личности. Направленность как стержневая характеристика личности.

4. Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активности. Потребности как источник активности.