Файл: Казахский университет международных отношений и мировых языков имени абылай хана факультет пфия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающих объяснить физиологические механизмы внимания.
Лекция 8

Память

План

1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти.

2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная.

3. Индивидуальные особенности и типы памяти.

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации.

5. Представления.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.

Успешность памяти зависит:

от степени завершенности действий запоминания;

от интересов и склонностей личности;

от отношения личности к той или иной деятельности;

от эмоционального настроя;

от волевого усилия.

Многочисленные исследования показали, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);

биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.


В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

  • в различной скорости запоминания;

  • в прочности сохранения;

  • в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.

Лекция 9

Мышление

План

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи.

2. Логические формы мышления.

3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач.

4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления.
5. Виды мышления.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.

Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.


Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.

Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познать обобщенно и опосредованно.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.

Мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.

С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

К операциям мышления относятся также абстракция и обобщение.

  • К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

  • Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключения быть индуктивными и дедуктивными.

  • Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

  • Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое.

  • Эмпирическое представление фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического представления выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

  • Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.


Воображение

План

1. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности.

2. Возникновение образов воображения.

3. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Этапы творческого воображения.
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.

Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

  • осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

  • способствует предвосхищению будущего;

  • «оживляет» то, что было ранее.

  • Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе.

  • Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.


Речь и общение

План

1. Понятие о языке и речи.

2. Анатомо-физиологические механизмы речи.

3. Виды речи.

4. Общение как процесс и его функции.
Речью называется процесс практического применения человеком языка

в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства:

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней

мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением

предложений, а также применением в соответствующих местах


пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью.

По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот,

вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства

и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

  • Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря

  • речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания,

  • отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность

  • значительно расширяет возможности общения.

  • Функция воздействия заключается в способности человека посредством

  • речи побуждать людей к действию.

  • Функция обозначения состоит в способности человека посредством

  • речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие

  • только им названия.

  • Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством

  • слов, фраз.

  • Существуют определенные вилы речи.

  • Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения

  • слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с

  • другой.

  • Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно

  • длительного времени излагающего свои мысли.

  • Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее

  • двух собеседников.

  • Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

  • Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а

  • лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.


ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
Темперамент
Способности


План

  • 1. Понятие о темпераменте и его типах.

  • 2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

  • 3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

  • 4. Структура способностей.

  • 5. Врожденное и приобретенное в способностях.


Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся

  • динамикой протекания психических процессов.

  • Темперамент отражает динамические характеристики деятельности

  • и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате,

  • сколько в их течении.

  • И.П. Павлов считал, что темперамент это - генотип, т.е. прирожденная,

  • природная особенность нервной системы.

  • Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением

  • двух основных процессов: возбуждения и торможения.

  • Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

  • И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

  • 1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

  • 2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

  • 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

  • 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темперамент