Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях повышения эффективности взаимодействия Правитель­ства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, усиления роли представителей Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в осуществлении законодательного процесса 21 декабря 1996 года было принято постановление Правительства Российской Федерации "О совершенствовании взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Россий­ской Федерации", которым было образовано Полномочное предста­вительство Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Полномочное представи­тельство) в составе полномочного представителя Правительства Рос­сийской Федерации в Государственной Думе, полномочного пред­ставителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации (далее - полномочные представители), статс-секретарей - заместите­лей (первых заместителей) министров Российской Федерации и статс- секретарей - заместителей (первых заместителей) руководителей дру­гих федеральных органов исполнительной власти.

Полномочные представители участвуют без специального ре­шения Правительства Российской Федерации в заседаниях соответ­ствующих палат Федерального Собрания Российской Федерации, в работе их комитетов, комиссий и других органов, а также организу­ют участие статс-секретарей - заместителей руководителей федераль­ных органов исполнительной власти и официальных представителей Правительства Российской Федерации по внесенным Правитель­ством Российской Федерации законопроектам в законодательной ра­боте палат.

Кроме этого, они непосредственно взаимодействуют по вопро­сам организации законопроектной работы с полномочными предста­вителями Президента Российской Федерации в палатах Федерально­го Собрания Российской Федерации, соответствующими подразделе­ниями Администрации Президента Российской Федерации и руково­дителями федеральных органов исполнительной власти.

Настоящим постановлением в штатах федеральных органов ис­полнительной власти, где отсутствовали статс-секретари, введены должности статс-секретарей - заместителей (первых заместителей) руководителей в пределах установленной каждому органу числен­ности заместителей руководителя. Статс-секретари - заместители (первые заместители) министров и руководителей других федераль­ных органов исполнительной власти стали назначаться на должность и освобождаться от нее только по согласованию с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.


Руководителям федеральных органов исполнительной власти было рекомендовано возложить на статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти коор­динацию всей законопроектной деятельности соответствующих ор­ганов и поручить конкретным структурным подразделениям обеспе­чение деятельности указанных статс-секретарей.

В постановлении предусмотрено, что материалы, связанные с законодательным процессом, направляются федеральными органами исполнительной власти в адрес палат Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, их комитетов и комиссий после определения статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных ор­ганов исполнительной власти соответствия содержания указанных материалов позиции Правительства Российской Федерации.

Статс-секретарям - заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти вменено в обязанность участвовать в рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Феде­рации, их комитетами и комиссиями законопроектов и законов по вопросам ведения этих органов с целью аргументации позиции Пра­вительства Российской Федерации, в том числе изложенной в заклю­чениях, направляемых в Государственную Думу Федерального Со­брания Российской Федерации в соответствии с ч. 3 статьи 104 Кон­ституции Российской Федерации, замечаниях, предложениях и поправках.

И все же, несмотря на определенную институционализацию от­ношений между различными ветвями власти, оптимальный баланс их прав и возможностей пока не найден, его нащупывание продолжает­ся методом проб и ошибок. Президент Российской Федерации и Со­вет Федерации активно пользуются своим правом отклонения приня­тых Государственной Думой законов: если верхняя палата в среднем отклоняет каждый пятый закон, то Президент Российской Федерации - каждый четвертый. Чрезвычайно важно, чтобы эти "пробы" носили постепенный и конструктивный характер, а "ошибки" не угрожали самому существованию неокрепшего российского парламентаризма.

В этой связи остается лишь полагаться на здравый смысл поли­тиков, которые позволят устояться системе органов государственной власти и принять соответствующие законы, позволяющие безболез­ненно и эффективно взаимодействовать представительной и испол­нительной властям. Как здесь не вспомнить уникальный в истории США и весьма драматический уход переоценившего свои силы и возможности Р.Никсона с поста президента. Это свидетельствует о том, что некоторые "дремлющие" в обычных условиях полномочия конгресса США (в частности, его право привлекать президента к су­ду в порядке импичмента) при обострении конфронтации в высших эшелонах власти одной достаточно реальной угрозой их применения могут воздействовать на исполнительную власть и даже вынудить президента к отставке, несмотря на все усилия последнего воспрепят­ствовать этому. "Уотергейт" показал также, что функциональное правовое разделение полномочий между законодательной и испол­нительной властью установлено недостаточно жестко и постоянно меняется в соответствии с расстановкой политических сил. В России эти процессы приобретали более жесткий характер, например, в октябре 1993 года. (До сих пор не исключена возможность их повто­рения в тех или иных формах. Это наглядно показал процесс подго­товки к голосованию о недоверии Правительству Российской Феде­рации в Государственной Думе Российской Федерации в октябре 1997 года).


Практика показывает, что соотношение сил между законода­тельными, исполнительными и судебными органами непостоянно, но колебания обычно не выходят за определенные рамки, чем обеспечи­вается важная для политических элит "динамическая стабильность", некоторая устойчивость и гибкость государственной машины, кото­рая препятствует узурпации власти каким-либо одним органом.

Нарушение баланса в системе разделения властей, различного рода трения, конфликты, а иногда эффектное противоборство или даже политические скандалы между законодательными, исполни­тельными и судебными органами, нередко раздуваемые средствами массовой информации, на деле, однако, всегда совмещаются с их эффективным сотрудничеством в рамках единого государственного механизма, ибо такое взаимодействие гораздо более результативно и неизмеримо важнее для обеспечения основных и общих целей правя­щих элит.

Судя по данным сентябрьского 1997 года опроса о взаимоот­ношениях исполнительной и законодательной власти, проводимого в 39 регионах, большинство опрошенных из 1600 человек является сто­ронниками компромиссного урегулирования противоречий, возни­кающих между Президентом и Правительством Российской Федера­ции, с одной стороны, и Федеральным Собранием - с другой.

Действия Правительства Российской Федерации, объективно ведущие к обострению отношений с Государственной Думой, вряд ли бы нашли широкую общественную поддержку. Так, 37 процентов опрошенных указали, что "необходимо избегать конфликтов в рабо­те с Думой, идти на уступки". В то же время значительная часть рес­пондентов - 31 процент - сторонники "жесткой" тактики Правитель­ства Российской Федерации по отношению к нижней палате парла­мента.

Показательна реакция россиян на радиообращение Б.Ельцина, посвященное взаимоотношениям исполнительной власти с Государ­ственной Думой и выдержанное в достаточно жестком тоне. Обра­щение не привлекло большего внимания радиослушателей, чем предшествующие (за два последних месяца) выступления главы госу­дарства (регулярно проводимые исследования показывают, что об­ращения внимательно слушают в среднем 25-30 процентов россиян). Более того, если отзывы на предшествующие выступления Президен­та Российской Федерации были в основном положительными (65-75 процентов радиослушателей соглашались с тем, что говорил Б.Ельцин), на этот раз реакция общественного мнения оказалась бо­лее сдержанной. Но тем не менее большинство - 57 процентов (против 30 процентов) - одобрило содержание радиообращения (Фонд общественного мнения, октябрь 1997 года).


Итак, значительная часть россиян не одобряет конфронтацион- ные шаги исполнительной власти. Однако еще большее неприятие в общественном мнении вызвала бы "неконструктивная" тактика Государственной Думы. 65 процентов полагают, что "Дума должна быть нацелена на конструктивную работу с Президентом и Прави­тельством, искать с ними компромиссы". Только 21 процент опро­шенных придерживается иного мнения, полагая, что "Дума должна жестко стоять на своих позициях, даже ценой обострения отношений с Президентом, Правительством".

Вывод очевиден - большинство россиян являются сторонника­ми компромиссной тактики во взаимоотношениях двух ветвей госу­дарственной власти. При этом в обществе растет неприятие конфронтационных шагов как со стороны Государственной Думы, так и со стороны Президента и Правительства Российской Федера­ции.

Как справедливо отмечает А.А.Мишин, конфронтации Белого дома и Капитолия "никогда не перерастали рамок внутрисемейной ссоры и не приводили ни к каким значительным социальным измене­ниям"61. Для того, чтобы достигнуть аналогичного положения в Рос­сийской Федерации необходимо еще долгое время.


§ 6. Президент Российской Федерации и система органов госу­дарственной власти

На учреждение в России поста Президента (вначале как главы исполнительной власти) повлияло одно важное обстоятельство, об­условившее усиление его властных полномочий в дальнейшем.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов Россий­ской Федерации принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Это был первый реальный шаг к обретению суверенитета. Деклара­ция содержала ряд правовых новелл конституционного уровня, одна из которых - статья, устанавливавшая верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР и приоста­новление Республикой на всей ее территории актов Союза ССР (в то время еще действовавших), вступавших в противоречие с суверенны­ми правами РСФСР. Это положение (статьи 5) игнорировало дей­ствовавшее тогда конституционное законодательство и Союза (статья 74 Конституции СССР, статья 11 Закона СССР "О разграни­чении полномочий между Союзом ССР и субъектами Российской Федерации"), и Российской Республики (статья 76 Конституции Рос­сийской Федерации).

Президент Российской Федерации как глава исполнительной власти контролировал работу Совета Министров и принимал меры, обеспечивавшие осуществление Правительством Российской Феде­рации его полномочий в полном объеме, и при необходимости пред­седательствовал на заседаниях Совета Министров Российской Феде­рации.

Предложения о назначении на должность и освобождении от должности глав администраций краев, областей, автономной облас­ти и автономных округов вносились на утверждение Президента Председателем Совета Министров Российской Федерации, Руково­дителем Администрации Президента и начальником Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации. По­стоянным представителям Президента России в республиках в соста­ве России и представителям Президента России на местах предписы­валось осуществлять свою деятельность под руководством Президен­та и в тесном взаимодействии с Правительством Российской Федера­ции; руководители комитетов, главных управлений и иных органов при Совете Министров назначались на должность и освобождались от должности Советом Министров Российской Федерации только по согласованию с Президентом России.