Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная "вертикаль" президентской власти реально существует и действует, зачастую дублируя действия исполнительной власти - Правительства Российской Федерации и его органов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п."и", п."к" статьи 83) Президент Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации. В настоящее время два этих института представляют собой мощные звенья фактически существующей президентской системы власти. Причем создание, определение функций, территориальное размещение этих институтов регулируются только указами Президента Российской Федерации.
Проанализируем Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации". Подписанный 2 октября. Указ состоит всего из трех пунктов. Первым пунктом утверждено Положение об Администрации Российской Федерации. Вторым пунктом отменены семь указов, определявших прежний порядок работы Администрации Президента Российской Федерации. Третий пункт гласит, что Указ вступает в силу со дня подписания.
В первом пункте Положения Конституции Российской Федерации уделено всего одно очень короткое предложение (п."и" статьи 83): "Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации". Поэтому в Положении Администрация Российской Федерации именуется "государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации".
"Государственный орган" - это уже не просто бюро или канцелярия. Это действительно заявка на текущее управление страной, если рассматривать Президента Российской Федерации как политика, занимающегося стратегическими вопросами внутренней и внешней политики (п.4 статьи 80 Конституции Российской Федерации). Все содержание документа свидетельствует о том, что в его основу заложена концепция жесткой исполнительной вертикали.
Естественно, реализующий волю Президента Российской Федерации институт становится структурой с серьезными возможностями, возможно, в перспективе более сильной, чем Правительство. Обеспечение деятельности Президента Российской Федерации заключается в прямом или косвенном влиянии на него, а исполнитель воли Президента Российской Федерации может в какой-то момент превратиться в невольного "контролера" главы государства.
Вряд ли государственный орган (именно так именуется Администрация Президента Российской Федерации в Указе) вправе осуществлять функции, присущие органу государственной власти.
Администрация же:
-
осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации; -
обеспечивает взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации; -
обеспечивает реализацию государственной политики в области кадров и государственной службы; -
обеспечивает координацию деятельности федеральных органов государственной власти по реализации основ государственной политики в области прав человека, а также в области СМИ и рекламной деятельности;
- координирует деятельность подразделений федеральных органов исполнительной власти, ответственных за взаимодействие со СМИ.
Полагаю, что такими полномочиями могут быть наделены только Президент Российской Федерации, Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации.
Для осуществления вышеупомянутых функций Президент Российской Федерации располагает мощным аппаратом в количестве около 1500 человек, примерно одна треть которого работает непосредственно в регионах (окружные инспекции Главного контрольного управления) и субъектах Российской Федерации (полномочные представители Президента Российской Федерации). С августа 1997 года постепенно реализуется идея о создании института представителей Главного управления Президента Российской Федерации по кадровой политике в регионах. Атаман казачьего войска, включенный в государственный реестр, принимается на работу в Администрацию Президента Российской Федерации и является государственным служащим.
Растет объем проводимой структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации работы. Главным контрольным управлением в 1993 году проведено 98 проверок, в 1994 году - 144, в 1995 году - 165, за первое полугодие 1996 года - 95 проверок. Если в 1995 году ими было охвачено 60 регионов, то за первое полугодие 1996 года уже 53 территории.
Количество поручений Президента Российской Федерации Управлению составило в 1994 году - 1137, в 1995 году - 1331, за шесть месяцев 1996 года - 1230. Выросло количество поручений помощников и заведующего канцелярией Президента Российской Федерации: в 1994 году - 1897, в 1995 году - 2596, за шесть месяцев 1996 года - 239066.
В первом полугодии 1996 года объем работы Администрации Президента Российской Федерации значительно превысил показатели за аналогичный период предыдущего года, а по ряду показателей - и за весь 1995 год. Так, за первые шесть месяцев 1996 года было организовано и проведено 240 совещаний, встреч и других мероприятий (в том числе с участием Президента Российской Федерации - 56), тогда как за весь 1995 год-210. Оформлено, подготовлено к подписанию и подписано 1748 указов и распоряжений Президента Российской Федерации, что в два раза больше, чем в первом полугодии 1995 года.
Приведенные цифры говорят о колоссальном объеме работы (анализ ее качества - предмет отдельного исследования). Между тем, 12-25 февраля 1996 года ВЦИОМ провел экспресс-опрос 1600 россиян. На нижеприведенные вопросы были получены довольно резкие ответы.67
В целом вы одобряете или не одобряете деятельность Б.Н.Ельцина на посту Президента Российской Федерации?
Одобряю - 20% Не одобряю - 79% Нет ответа - 1%
В целом вы одобряете или не одобряете деятельность В.С.Черномырдина на посту Премьер-министра России?
Одобряю - 31% Не одобряю - 66% Нет ответа - 3%
В целом вы одобряете или не одобряете деятельность А.Б.Чубайса на посту руководителя Администрации Президента Российской Федерации?
Одобряю - 11% Не одобряю - 85% Нет ответа - 4%
Совершенно очевидно напрашивается вывод - Администрация Президента Российской Федерации и служба его полномочных представителей постепенно трансформируются в реальный орган государственной власти, весьма похожий на Правительство Российской Федерации. Правда, следует оговориться, что под влиянием поданного в Конституционный Суд депутатами Государственной Думы запроса о конституционности Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации", слушания которого состоялись в конце апреля 1997 года, в Указ были оперативно внесены изменения, которые несколько текстуально смягчили формулировки, относящиеся к функциям Администрации Президента Российской Федерации. (Например, вместо "обеспечивает взаимодействие", было записано - "оказывает содействие в обеспечении взаимодействия", что по сути ничего не меняет).
В этой связи предлагается урегулировать деятельность Администрации Президента Российской Федерации как органа (аппарата), обеспечивающего осуществление Президентом Российской Федерации конституционных полномочий, на уровне федерального закона, что необходимо зафиксировать в соответствующей статье Конституции Российской Федерации.
В систему разделения властей субъекта Российской Федерации "встроен" институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. (Следует отметить, что такие субъекты Российской Федерации как Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия пока не допускают развития "президентской" вертикали власти на своих территориях.)
По замыслу учредителей этого властного института он был призван проводить "президентскую линию" в субъекте Российской Федерации (регионе) путем координации деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, контролировать исполнение Указов Президента Российской Федерации местными органами власти, следить за тем, чтобы их решения соответствовали упомянутым актам Президента Российской Федерации, проводить централизованную кадровую политику, словом, принятие комплекса мер для создания условий по безусловной реализации в субъекте Российской Федерации основных направлений внутренней политики, определенных Президентом Российской Федерации, и упреждающего (фискального) контроля от этих положений. Полномочный представитель Президента Российской Федерации постоянно "наращивает" объем своих полномочий. Новое положение существенно усиливает положение этого института по отношению к системе органов власти субъекта Российской Федерации (в новой редакции - региона)68. Порой этому институту делегируются сверх - полномочия. По Указу Президента Российской Федерации от 4 июня 1997 года №550 "О дополнительных правах и обязанностях полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приморском крае" он обязан:
-
организовывать распределение финансовых средств, выделяемых Приморскому краю из федерального бюджета, и осуществлять контроль за их целевым использованием; -
согласовывать выдачу квот на промысел рыбы, валютоемких морепродуктов и леса организациям, находящимся на территории края; -
координировать деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Приморского края, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края по обеспечению нормализации обстановки в топливно-энергетическом комплексе края69 .
Проанализируем Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 1997 года №696.
Во-первых, возлагаемый на представителя Президента Российской Федерации объем задач и функций предполагает доскональное знание вопросов межрегиональных связей, статистики, валютного и экспортного контроля, налоговых и таможенных проблем, а также при высоком уровне информированности относительно состояния дел в федеративных министерствах и ведомствах, которых, как известно, немало. Кроме того, такие полномочия требуют незаурядных юридических знаний и профессионального юридического опыта. Едва ли можно рассчитывать, что все это может быть воплощено в одном лице. Скорее всего такие полномочия будут осуществляться поверхностно, через возрастающий штат подчиненных, что едва ли принесет авторитет представителю в республиках, краях, областях и так далее.
Во-вторых, некоторые полномочия и задачи представителя, согласно Положению, затрагивают конституционный принцип разделения властей. Что означают, например, поставленные перед представителем задачи - координировать деятельность территориальных органов исполнительной федеральной власти, согласованное при их взаимодействие с органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации? Значит ли это, что полномочный представитель Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации будет оказывать воздействие на органы законодательной и судебной власти? Если да, то в каких формах, через какие полномочия? На этот счет ясность отсутствует. Когда задача есть, а полномочий под нее нет, могут возникнуть практические сложности и недоразумения.
Если имеются в виду структуры федеральных органов власти, то это прерогатива Правительства Российской Федерации, министерств, ведомств.
Основной задачей представителя Президента Российской Федерации является его содействие Президенту Российской Федерации в реализации конституционных полномочий последнего (абз.2 п.4 Положения). Но действующая Конституция Российской Федерации не предусматривает и не дает возможности Президенту Российской Федерации делегировать кому бы то ни было свои конституционные полномочия.