Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самостоятельная "вертикаль" президентской власти реально существует и действует, зачастую дублируя действия исполнительной власти - Правительства Российской Федерации и его органов. В со­ответствии с Конституцией Российской Федерации (п."и", п."к" статьи 83) Президент Российской Федерации формирует Админи­страцию Президента Российской Федерации, назначает и освобожда­ет полномочных представителей Президента Российской Федерации. В настоящее время два этих института представляют собой мощные звенья фактически существующей президентской системы власти. Причем создание, определение функций, территориальное размеще­ние этих институтов регулируются только указами Президента Рос­сийской Федерации.

Проанализируем Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации". Подписанный 2 октября. Указ состоит всего из трех пунктов. Первым пунктом утверждено Положение об Администра­ции Российской Федерации. Вторым пунктом отменены семь указов, определявших прежний порядок работы Администрации Президента Российской Федерации. Третий пункт гласит, что Указ вступает в силу со дня подписания.

В первом пункте Положения Конституции Российской Федера­ции уделено всего одно очень короткое предложение (п."и" статьи 83): "Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации". Поэтому в Положении Администрация Российской Фе­дерации именуется "государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации".

"Государственный орган" - это уже не просто бюро или канце­лярия. Это действительно заявка на текущее управление страной, если рассматривать Президента Российской Федерации как полити­ка, занимающегося стратегическими вопросами внутренней и внеш­ней политики (п.4 статьи 80 Конституции Российской Федерации). Все содержание документа свидетельствует о том, что в его основу заложена концепция жесткой исполнительной вертикали.

Естественно, реализующий волю Президента Российской Феде­рации институт становится структурой с серьезными возможностями, возможно, в перспективе более сильной, чем Правительство. Обеспе­чение деятельности Президента Российской Федерации заключается в прямом или косвенном влиянии на него, а исполнитель воли Пре­зидента Российской Федерации может в какой-то момент превра­титься в невольного "контролера" главы государства.


Вряд ли государственный орган (именно так именуется Адми­нистрация Президента Российской Федерации в Указе) вправе осу­ществлять функции, присущие органу государственной власти.

Администрация же:

  • осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации;

  • обеспечивает взаимодействие федеральных органов государ­ственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации;

  • обеспечивает реализацию государственной политики в облас­ти кадров и государственной службы;

  • обеспечивает координацию деятельности федеральных орга­нов государственной власти по реализации основ государственной политики в области прав человека, а также в области СМИ и рек­ламной деятельности;

- координирует деятельность подразделений федеральных орга­нов исполнительной власти, ответственных за взаимодействие со СМИ.

Полагаю, что такими полномочиями могут быть наделены только Президент Российской Федерации, Правительство и Феде­ральное Собрание Российской Федерации.

Для осуществления вышеупомянутых функций Президент Рос­сийской Федерации располагает мощным аппаратом в количестве около 1500 человек, примерно одна треть которого работает непо­средственно в регионах (окружные инспекции Главного контрольно­го управления) и субъектах Российской Федерации (полномочные представители Президента Российской Федерации). С августа 1997 года постепенно реализуется идея о создании института пред­ставителей Главного управления Президента Российской Федерации по кадровой политике в регионах. Атаман казачьего войска, вклю­ченный в государственный реестр, принимается на работу в Админи­страцию Президента Российской Федерации и является государ­ственным служащим.

Растет объем проводимой структурными подразделениями Ад­министрации Президента Российской Федерации работы. Главным контрольным управлением в 1993 году проведено 98 проверок, в 1994 году - 144, в 1995 году - 165, за первое полугодие 1996 года - 95 проверок. Если в 1995 году ими было охвачено 60 регионов, то за первое полугодие 1996 года уже 53 территории.

Количество поручений Президента Российской Федерации Управлению составило в 1994 году - 1137, в 1995 году - 1331, за шесть месяцев 1996 года - 1230. Выросло количество поручений помощни­ков и заведующего канцелярией Президента Российской Федерации: в 1994 году - 1897, в 1995 году - 2596, за шесть месяцев 1996 года - 239066.



В первом полугодии 1996 года объем работы Администрации Президента Российской Федерации значительно превысил показате­ли за аналогичный период предыдущего года, а по ряду показателей - и за весь 1995 год. Так, за первые шесть месяцев 1996 года было ор­ганизовано и проведено 240 совещаний, встреч и других мероприя­тий (в том числе с участием Президента Российской Федерации - 56), тогда как за весь 1995 год-210. Оформлено, подготовлено к подпи­санию и подписано 1748 указов и распоряжений Президента Россий­ской Федерации, что в два раза больше, чем в первом полугодии 1995 года.

Приведенные цифры говорят о колоссальном объеме работы (анализ ее качества - предмет отдельного исследования). Между тем, 12-25 февраля 1996 года ВЦИОМ провел экспресс-опрос 1600 рос­сиян. На нижеприведенные вопросы были получены довольно резкие ответы.67

В целом вы одобряете или не одобряете деятельность Б.Н.Ельцина на посту Президента Российской Федерации?

Одобряю - 20% Не одобряю - 79% Нет ответа - 1%

В целом вы одобряете или не одобряете деятельность В.С.Черномырдина на посту Премьер-министра России?

Одобряю - 31% Не одобряю - 66% Нет ответа - 3%

В целом вы одобряете или не одобряете деятельность А.Б.Чубайса на посту руководителя Администрации Президента Рос­сийской Федерации?

Одобряю - 11% Не одобряю - 85% Нет ответа - 4%

Совершенно очевидно напрашивается вывод - Администрация Президента Российской Федерации и служба его полномочных пред­ставителей постепенно трансформируются в реальный орган госу­дарственной власти, весьма похожий на Правительство Российской Федерации. Правда, следует оговориться, что под влиянием подан­ного в Конституционный Суд депутатами Государственной Думы за­проса о конституционности Указа Президента Российской Федера­ции "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации", слушания которого состоялись в конце апреля 1997 года, в Указ были оперативно внесены изменения, кото­рые несколько текстуально смягчили формулировки, относящиеся к функциям Администрации Президента Российской Федерации. (Например, вместо "обеспечивает взаимодействие", было записано - "оказывает содействие в обеспечении взаимодействия", что по сути ничего не меняет).


В этой связи предлагается урегулировать деятельность Админи­страции Президента Российской Федерации как органа (аппарата), обеспечивающего осуществление Президентом Российской Федерации конституционных полномочий, на уровне федерального закона, что необходимо зафиксировать в соответствующей статье Конституции Российской Федерации.

В систему разделения властей субъекта Российской Федерации "встроен" институт полномочного представителя Президента Рос­сийской Федерации. (Следует отметить, что такие субъекты Россий­ской Федерации как Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия пока не допускают развития "президентской" вертикали власти на своих тер­риториях.)

По замыслу учредителей этого властного института он был призван проводить "президентскую линию" в субъекте Российской Федерации (регионе) путем координации деятельности территори­альных подразделений федеральных органов исполнительной власти, контролировать исполнение Указов Президента Российской Федера­ции местными органами власти, следить за тем, чтобы их решения соответствовали упомянутым актам Президента Российской Федера­ции, проводить централизованную кадровую политику, словом, при­нятие комплекса мер для создания условий по безусловной реализа­ции в субъекте Российской Федерации основных направлений внут­ренней политики, определенных Президентом Российской Федера­ции, и упреждающего (фискального) контроля от этих положений. Полномочный представитель Президента Российской Федерации по­стоянно "наращивает" объем своих полномочий. Новое положение существенно усиливает положение этого института по отношению к системе органов власти субъекта Российской Федерации (в новой редакции - региона)68. Порой этому институту делегируются сверх - полномочия. По Указу Президента Российской Федерации от 4 июня 1997 года №550 "О дополнительных правах и обязанностях полно­мочного представителя Президента Российской Федерации в При­морском крае" он обязан:

  • организовывать распределение финансовых средств, выделяе­мых Приморскому краю из федерального бюджета, и осуществлять контроль за их целевым использованием;

  • согласовывать выдачу квот на промысел рыбы, валютоемких морепродуктов и леса организациям, находящимся на территории края;

  • координировать деятельность территориальных органов фе­деральных органов исполнительной власти Приморского края, орга­нов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края по обеспечению нормализации обстановки в топ­ливно-энергетическом комплексе края69 .


Проанализируем Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 1997 года №696.

Во-первых, возлагаемый на представителя Президента Россий­ской Федерации объем задач и функций предполагает доскональное знание вопросов межрегиональных связей, статистики, валютного и экспортного контроля, налоговых и таможенных проблем, а также при высоком уровне информированности относительно состояния дел в федеративных министерствах и ведомствах, которых, как известно, немало. Кроме того, такие полномочия требуют незауряд­ных юридических знаний и профессионального юридического опыта. Едва ли можно рассчитывать, что все это может быть воплощено в одном лице. Скорее всего такие полномочия будут осуществляться поверхностно, через возрастающий штат подчиненных, что едва ли принесет авторитет представителю в республиках, краях, областях и так далее.

Во-вторых, некоторые полномочия и задачи представителя, согласно Положению, затрагивают конституционный принцип раз­деления властей. Что означают, например, поставленные перед пред­ставителем задачи - координировать деятельность территориальных органов исполнительной федеральной власти, согласованное при их взаимодействие с органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации? Значит ли это, что полномочный представитель Президента Российской Федерации в субъекте Россий­ской Федерации будет оказывать воздействие на органы законода­тельной и судебной власти? Если да, то в каких формах, через какие полномочия? На этот счет ясность отсутствует. Когда задача есть, а полномочий под нее нет, могут возникнуть практические сложности и недоразумения.

Если имеются в виду структуры федеральных органов власти, то это прерогатива Правительства Российской Федерации, мини­стерств, ведомств.

Основной задачей представителя Президента Российской Феде­рации является его содействие Президенту Российской Федерации в реализации конституционных полномочий последнего (абз.2 п.4 Положения). Но действующая Конституция Российской Федерации не предусматривает и не дает возможности Президенту Российской Федерации делегировать кому бы то ни было свои конституционные полномочия.