Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсюда проистекает необходимость существенного усиления двух направлений деятельности Президента Российской Федерации:

  • выработки и своевременной корректировки внутренней и внешней политики государства;

  • неослабного контроля за текущей, повседневной работой всей вертикали исполнительной власти в центре и на местах.

Второй. Выборы подтвердили, что в России пока так и не сло­жилось более или менее широкое общественное согласие по вопросу о том, как именно должно идти обновление страны. Политическое противостояние в этой сфере во многом сохранилось.

В этих условиях от Президента Российской Федерации требует­ся, как представляется, проведение тщательно сбалансированного курса, рассчитанного на отражение интересов как можно более ши­роких слоев населения.

Для этого, на наш взгляд, нужно:

  • с одной стороны, решительно отвергать радикализм как лево­го (коммунистического), так и правового (либерального) толка;

  • а с другой - проводить линию на привлечение к конкретной практической работе представителей всех сил, искренне настроенных на сотрудничество с властью и разделяющих цели и принципы про­водимой Президентом Российской Федерации политики.

Третий. Успех А.Лебедя говорит о том, что россияне в немалой степени связывают надежды на лучшее с приходом новых государ­ственных деятелей, которые обладают незапятнанной репутацией, понимают исключительно важную роль российского государства в осуществлении идущих преобразований, проявили себя активными поборниками национальных интересов страны.

Отметим, что накануне второго тура 30 процентов из тех изби­рателей, кто собирался поддержать Президента Российской Федера­ции,
указывали, что если Б.Н.Ельцин объявит о своей готовности вновь привлечь в Правительство Российской Федерации команду ра­дикал-реформаторов, то их склонность голосовать за него уменьшит­ся.

Вместе с тем следовало бы, по нашему мнению, серьезно про­думать условия, на которых Президент Российской Федерации мог бы сотрудничать с представителями оппозиции.

Во-первых, это отвечало бы ожиданиям по меньшей мере 20 процентов россиян, голосовавших за Б.Н.Ельцина. Во-вторых, включение представителей оппозиции в институт исполнительной власти, в том числе в Правительство Российской Федерации, позво­лило бы Президенту Российской Федерации возложить на них опре­деленную долю ответственности за положение дел в стране. В-третьих, это продемонстрировало бы готовность Президента Рос­сийской Федерации учитывать мнение почти 30 миллионов россиян, поддержавших кандидата народно-патриотической коалиции.

За время, прошедшее после введения в действие новой Конститу ции Российской Федерации, можно констатировать бесспорную внедренность института Президента в политическую систему Россий­ского государства. Его доминирующая роль в жизни государства очевидна даже противникам президентского режима. На фоне оче­видной слабости представительной власти, на фоне разлаженности правительственного аппарата, раздираемого ведомственными про­тиворечиями и отраслевым лоббизмом, наконец, на фоне опасного бездействия судебной власти Администрация Президента Российской Федерации являет хотя бы внешне более благоприятную картину. "Секрет" - в высокой концентрации властных, распорядительных полномочий, которые достались Администрации Президента Рос­сийской Федерации от набора полномочий самого Президента Рос­сийской Федерации. Мы имеем институт Президента с весьма гипер­трофированными полномочиями (по сравнению с недавним прош­лым, а не по сравнению со странами классического президентского режима), но у которого, к сожалению, нет достаточных возможно­стей (ни правовых, ни политических) сполна воспользоваться этими полномочиями. В создавшейся ситуации часть президентских полно­мочий переложенных на Администрацию Президента Российской Федерации может быть распределена между исполнительной и зако­нодательной властями.



Институт президента Российской Федерации в основе которого заложено много рационального, должен быть перестроен и использо­ван в укреплении государства более эффективно. Достижение этих це­лей предполагает внесение изменений в организацию элементов этого института.

Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что нынешняя, преобразованная структура Администрации Президента Российской Федерации в целом оправдала себя. В то же время главными зада­чами Администрации Российской Федерации должно быть:

  • усиление контроля за повседневной работой исполнительной власти, начиная с региональных центров власти и кончая Правитель­ством Российской Федерации;

  • эффективное обеспечение конституционных полномочий Пре­зидента Российской Федерации в области определения основных направлений внутренней и внешней политики государства (совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации, что потребует внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Такая своего рода переориентация позволила бы, в числе про­чего, практически ликвидировать параллелизм и дублирование в дея­тельность Администрации Президента Российской Федерации и Пра­вительства. Именно под этим углом зрения было бы полезно, по на­шему мнению, провести уточнение функций и задач (отразив это в соответствующем законе), совершенствование структуры и работы подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

Практика показала насущную необходимость усиления внима­ния к перспективному планированию внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации. Это должно стать основной функцией Администрации Президента Российской Федерации. Что­бы эффективно выполнять такую работу, Администрация Президен­та Российской Федерации должна быть максимально разгружена от поручений текущего характера, с которыми могут успешно справиться подразделения Правительства Российской Федерации. Во главу угла следует поставить разработку для Президента Российской Федерации аналитических материалов и конкретных предложений по стратеги­ческим вопросам в сфере экономики и социальной жизни, а также, разумеется, в области государственного строительства, внешней политики, межнациональных отношений, культурного и духовного развития общества и согласование их с палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме этого, государ
контроля, без чего принимаемые решения зачастую так и остаются на бумаге. Возглавить работу по созданию такой системы должен федеральный контрольный орган, созданный на основе Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации.

Первоочередными мерами здесь могут быть следующие:

  • принятие Федерального закона "О государственном контро­ле" и создание федерального контрольного органа в системе исполни­тельной власти с подчинением его Президенту Российской Федерации;

  • унификация контрольных органов в федеральных органах исполнительной власти, администрациях субъектов Российской Фе­дерации, предусматривающая их подчинение руководителю Феде­рального контрольного органа;

  • включение полномочных представителей Президента Россий­ской Федерации в субъектах Российской Федерации в систему по контролю за реализацией нормативных актов Президента Россий­ской Федерации (в первую очередь в сфере прав человека) с переда­чей им функций и прав территориальных государственных инспекто­ров.

(Таким образом можно ликвидировать институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Рос­сийской Федерации, являющейся "чуждым" элементом в системе раз­делений властей на местах.)

§ 7. Единство системы органов исполнительной власти в Российской Федерации

Последовательное проведение в Конституции Российской Фе­дерации 1993 года принципа разделения властей обусловило каче­ственно иное по сравнению с Конституцией 1978 года решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции Российской Федерации 1978 года Совет Министров - Правительство только орган исполни­тельной власти, то по Конституции Российской Федерации 1993 года исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

Распорядительный характер названной деятельности состоит в издании органами исполнительной власти - Правительства Россий­ской Федерации, федеральными министерствами, иными федераль­ными органами исполнительной власти правовых актов - поста­новлений, распоряжений, приказов, инструкций, правил и так далее в целях обеспечения выполнения норм и предписаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных право­вых актов Президента Российской Федерации и эффективного управления отраслями экономики и социально-культурной сферы.