Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсюда проистекает необходимость существенного усиления двух направлений деятельности Президента Российской Федерации:
-
выработки и своевременной корректировки внутренней и внешней политики государства; -
неослабного контроля за текущей, повседневной работой всей вертикали исполнительной власти в центре и на местах.
Второй. Выборы подтвердили, что в России пока так и не сложилось более или менее широкое общественное согласие по вопросу о том, как именно должно идти обновление страны. Политическое противостояние в этой сфере во многом сохранилось.
В этих условиях от Президента Российской Федерации требуется, как представляется, проведение тщательно сбалансированного курса, рассчитанного на отражение интересов как можно более широких слоев населения.
Для этого, на наш взгляд, нужно:
-
с одной стороны, решительно отвергать радикализм как левого (коммунистического), так и правового (либерального) толка; -
а с другой - проводить линию на привлечение к конкретной практической работе представителей всех сил, искренне настроенных на сотрудничество с властью и разделяющих цели и принципы проводимой Президентом Российской Федерации политики.
Третий. Успех А.Лебедя говорит о том, что россияне в немалой степени связывают надежды на лучшее с приходом новых государственных деятелей, которые обладают незапятнанной репутацией, понимают исключительно важную роль российского государства в осуществлении идущих преобразований, проявили себя активными поборниками национальных интересов страны.
Отметим, что накануне второго тура 30 процентов из тех избирателей, кто собирался поддержать Президента Российской Федерации,
указывали, что если Б.Н.Ельцин объявит о своей готовности вновь привлечь в Правительство Российской Федерации команду радикал-реформаторов, то их склонность голосовать за него уменьшится.
Вместе с тем следовало бы, по нашему мнению, серьезно продумать условия, на которых Президент Российской Федерации мог бы сотрудничать с представителями оппозиции.
Во-первых, это отвечало бы ожиданиям по меньшей мере 20 процентов россиян, голосовавших за Б.Н.Ельцина. Во-вторых, включение представителей оппозиции в институт исполнительной власти, в том числе в Правительство Российской Федерации, позволило бы Президенту Российской Федерации возложить на них определенную долю ответственности за положение дел в стране. В-третьих, это продемонстрировало бы готовность Президента Российской Федерации учитывать мнение почти 30 миллионов россиян, поддержавших кандидата народно-патриотической коалиции.
За время, прошедшее после введения в действие новой Конститу ции Российской Федерации, можно констатировать бесспорную внедренность института Президента в политическую систему Российского государства. Его доминирующая роль в жизни государства очевидна даже противникам президентского режима. На фоне очевидной слабости представительной власти, на фоне разлаженности правительственного аппарата, раздираемого ведомственными противоречиями и отраслевым лоббизмом, наконец, на фоне опасного бездействия судебной власти Администрация Президента Российской Федерации являет хотя бы внешне более благоприятную картину. "Секрет" - в высокой концентрации властных, распорядительных полномочий, которые достались Администрации Президента Российской Федерации от набора полномочий самого Президента Российской Федерации. Мы имеем институт Президента с весьма гипертрофированными полномочиями (по сравнению с недавним прошлым, а не по сравнению со странами классического президентского режима), но у которого, к сожалению, нет достаточных возможностей (ни правовых, ни политических) сполна воспользоваться этими полномочиями. В создавшейся ситуации часть президентских полномочий переложенных на Администрацию Президента Российской Федерации может быть распределена между исполнительной и законодательной властями.
Институт президента Российской Федерации в основе которого заложено много рационального, должен быть перестроен и использован в укреплении государства более эффективно. Достижение этих целей предполагает внесение изменений в организацию элементов этого института.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что нынешняя, преобразованная структура Администрации Президента Российской Федерации в целом оправдала себя. В то же время главными задачами Администрации Российской Федерации должно быть:
-
усиление контроля за повседневной работой исполнительной власти, начиная с региональных центров власти и кончая Правительством Российской Федерации; -
эффективное обеспечение конституционных полномочий Президента Российской Федерации в области определения основных направлений внутренней и внешней политики государства (совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации, что потребует внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Такая своего рода переориентация позволила бы, в числе прочего, практически ликвидировать параллелизм и дублирование в деятельность Администрации Президента Российской Федерации и Правительства. Именно под этим углом зрения было бы полезно, по нашему мнению, провести уточнение функций и задач (отразив это в соответствующем законе), совершенствование структуры и работы подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Практика показала насущную необходимость усиления внимания к перспективному планированию внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации. Это должно стать основной функцией Администрации Президента Российской Федерации. Чтобы эффективно выполнять такую работу, Администрация Президента Российской Федерации должна быть максимально разгружена от поручений текущего характера, с которыми могут успешно справиться подразделения Правительства Российской Федерации. Во главу угла следует поставить разработку для Президента Российской Федерации аналитических материалов и конкретных предложений по стратегическим вопросам в сфере экономики и социальной жизни, а также, разумеется, в области государственного строительства, внешней политики, межнациональных отношений, культурного и духовного развития общества и согласование их с палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме этого, государ
контроля, без чего принимаемые решения зачастую так и остаются на бумаге. Возглавить работу по созданию такой системы должен федеральный контрольный орган, созданный на основе Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации.
Первоочередными мерами здесь могут быть следующие:
-
принятие Федерального закона "О государственном контроле" и создание федерального контрольного органа в системе исполнительной власти с подчинением его Президенту Российской Федерации; -
унификация контрольных органов в федеральных органах исполнительной власти, администрациях субъектов Российской Федерации, предусматривающая их подчинение руководителю Федерального контрольного органа; -
включение полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в систему по контролю за реализацией нормативных актов Президента Российской Федерации (в первую очередь в сфере прав человека) с передачей им функций и прав территориальных государственных инспекторов.
(Таким образом можно ликвидировать институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации, являющейся "чуждым" элементом в системе разделений властей на местах.)
§ 7. Единство системы органов исполнительной власти в Российской Федерации
Последовательное проведение в Конституции Российской Федерации 1993 года принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978 года решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции Российской Федерации 1978 года Совет Министров - Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции Российской Федерации 1993 года исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Распорядительный характер названной деятельности состоит в издании органами исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти правовых актов - постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, правил и так далее в целях обеспечения выполнения норм и предписаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и эффективного управления отраслями экономики и социально-культурной сферы.