Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Делегирование полномочий (властных функций) в любом слу­чае основывается на прямом указании конституции и закона. Это вытекает из юридической природы данного института, из конститу­ционного опыта зарубежных стран, где передача конституционных полномочий от одного органа или должностного лица к другому ор­гану или должностному лицу происходит в строгом соответствии с буквой конституции или закона, с соблюдением ряда формальных условий и процедур.

Под делегированием обычно понимают передачу на известный срок полномочия или права осуществлять полномочие на условиях, определенных законом (конституцией) и соглашением сторон (делеганта и делегатора). Делегирование полномочий не может быть осуществлено без согласованных сроков и условий путем односто­роннего волеизъявления государственного органа или должностного лица, за которым закреплено данное полномочие.

Государственная должность полномочного представителя Пре­зидента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации предусмотрена Конституцией Российской Федерации (п."к"статьи 83). Эта должность в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Россий­ской Федерации" относится к государственным должностям катего­рии "Б", учреждаемым для непосредственного обеспечения исполне­ния полномочий лиц, замещающих государственные должности кате­гории "А", в данном случае - для непосредственного обеспечения полномочий Президента Российской Федерации.

Кроме того, статус полномочного представителя Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации должен выражать черты, присущие юридическому представительству вооб­ще, представительству в публичном праве - в особенности. Каждый представитель действует в интересах и от имени представляемого, выполняет его поручения, создает необходимые условия, способству­ет реализации его полномочий (прав). Этим достигаются все юриди­ческие цели в рамках отношения к представителю; делегирование полномочий в этом случае излишне, практически нецелесообразно.

В Положении о полномочном представителе Президента Рос­сийской Федерации в регионе Российской Федерации, на наш взгляд, содержится ряд недопустимых юридических погрешностей, в силу того, что некоторые предлагаемые в нем решения накладываются на действующие федеральные законы и нормативно-правовые акты. Например, в Положении предусмотрено право представителя при­нимать участие в подготовке проектов договоров по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами го­сударственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. А Положением о порядке работы по разгра­ничению предметов ведения и полномочий между федеральными ор­ганами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществле­ния части своих полномочий федеральными органами исполнитель­ной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утвержденным Указом Президента Российской Федера­ции от 12 марта 1996 года № 370) установлен порядок составления и согласования проектов указанных договоров и соглашений, который никакой роли полномочному представителю Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации в этом деле не отводит. К тому же непонятно, почему представитель должен согласовывать проекты договоров и соглашений, когда есть стороны и уже устано­влен Президентом Российской Федерации порядок согласования.


Полномочие представителя, о котором идет речь в абзацах 9 и 10 п. 5 Положения, по сути дублирует функцию общего прокурор­ского надзора. Но по своему опыту, образованию прокурор имеет явные преимущества перед представителем в сфере надзора за закон­ностью актов органов государственной власти.

Некоторые полномочия представителя, характеризующие его статус должностного лица в регионе, не могут быть предоставлены ему Президентом Российской Федерации в одностороннем порядке и подзаконным актом, поскольку они затрагивают предметы ведения субъекта (субъектов) Российской Федерации. Так, право представи­теля участвовать в согласительных процедурах для разрешения раз­ногласий между органами государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и территориальными органами государ­ственной власти на соответствующей территории не может быть установлено без согласования с субъектом Российской Федерации, без закрепления этого права в Конституции (Уставе) субъекта Рос­сийской Федерации.

Очень спорно и со многих точек зрения сомнительно предо­ставление представителю права вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления в случаях из­дания ими неконституционных, незаконных актов. Во всяком случае можно допустить, что эти вопросы могут быть урегулированы Феде­ральным законом, но никак не Положением.

Идея, заложенная в основу Положения о полномочном пред­ставителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, на наш взгляд, не согласуется с нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах государ­ственной службы Российской Федерации", не отвечает современной российской конституционной доктрине.

Следует коснуться еще одного аспекта проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: обеспечивает ли ныне действующая система президентской власти интересы населения Рос­сии? Здесь наряду с юриспруденцией придется прибегнуть к катего­риям социологии и политологии.

Задача первостепенной важности - верно понять масштабы и политический смысл поддержки, оказанной избирателями Президенту

Российской Федерации Б.Н.Ельцину70. Похоже, что сейчас некоторые политики и средства массовой информации склонны толковать ее как победу сил вполне определенной политической ориентации, а именно
- сторонников радикально-либеральной теории и практики реформ.

На наш взгляд, такая оценка чревата опасностью ошибочных политических решений. Во многом может повториться ситуация вес­ны-осени 1993 года: тогда победа Президента Российской Федерации на апрельском референдуме вселила в радикалов неоправданный оп­тимизм и помешала им верно оценить реальную степень поддержки населением либерально-реформаторских идей. Только энергия и решительность Президента Российской Федерации вывели страну из острого политического кризиса.

Как представляется, необходимо реалистически взглянуть и на итоги голосования 3 июля 1996 года. За Президента Российской Феде­рации Б.Н.Ельцина проголосовало около 40 миллионов человек, или немногим более трети всех российских избирателей - 37 процентов. За лидера КПРФ Г.Л.Зюганова высказалось примерно 30 миллионов, или 28 процентов всех российских избирателей.

Перевес Б.Н.Ельцина над Г.А.Зюгановым в 10 миллионов голо­сов (9 процентов всех избирателей) фактически получен за счет голо­сования в 7 субъектах Российской Федерации из 89. Это города феде­рального значения - Москва и Санкт-Петербург, Московская область,

Свердловская область, Республика Татарстан, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Суммарно эти 7 субъектов Федерации дали Б.Н.Ельцину при­мерно 8 миллионов голосов перевеса. По остальным же 82 регионам суммарный перевес составил около 2 миллионов голосов.

Следует также иметь в виду, что значительная часть россиян поддержала Президента Российской Федерации не из-за полного согласия с проводившейся политикой, а из-за нежелания допустить прихода к власти коммунистов. Среди сторонников Б.Н.Ельцина таких насчитывается почти 40 процентов. В пересчете на голоса изби­рателей это дает следующую картину: во втором туре около 24 миллионов голосовало за Б.Н.Ельцина и 16 миллионов против Г.А.Зюганова.


Таким образом, заявлять о наличии прочной массовой базы у того курса реформ, который проводился до начала 1996 года, нет до­статочных оснований. Скорее можно говорить об усилении доверия немалой части населения к Президенту Российской Федерации в связи с демонстрацией им готовности внести существенные коррективы в стратегию и тактику преобразований.

Одновременно не следует недооценивать масштабы влияния в обществе оппозиционных сил. С одной стороны, у коммунистической идеи в ее традиционном, небольшевистском воплощении глубоких корней в российском обществе уже нет. Вместе с тем выборы показа­ли, что КПРФ воспринимается многими людьми прежде всего как ведущая сила, противостоящая либеральной, западнической стратегии реформ.

Надо откровенно признать, что эту свою роль она, пожалуй, даже укрепила. В сравнении с декабрьскими выборами 1995 года левая и социал-патриотическая оппозиция увеличила число своих сторонников на 6 миллионов человек.

В ходе избирательной кампании у населения существенно воз­росли надежды на скорое улучшение жизни. Они были связаны как с очередными многочисленными заверениями Правительства Россий­ской Федерации о том, что экономический кризис уже позади и вот- вот начнется стабилизация, так и с пакетом указов Президента Рос­сийской Федерации по социальным вопросам. Ожидания в немалой степени были обусловлены и приходом во властные структуры А.Лебедя, обещавшего быстро навести порядок в стране, покончить с преступностью и коррупцией.

То, что положительное для Президента Б.Н.Ельцина голосова­ние в очень большой степени было результатом названных выше ожиданий, подтверждается данными социологов.

Так, в сравнении с началом избирательной кампании, накануне второго тура выборов на 20 процентных пунктов (с 16 процентов до 36 процентов) увеличилось число тех, кто считал, что дела в стране идут в правильном направлении. На 14 процентных пунктов (с 3 про­центов до 17 процентов) увеличилось число тех, кто оценивал поли­тическую обстановку как благополучную и спокойную. Также нака­нуне второго тура 70 процентов россиян считали, что если Президен­том страны останется Б.Н.Ельцин, то жизнь изменится к лучшему или, по меньшей мере, не ухудшится.


Значительно возросло доверие к Президенту Российской Феде­рации. При прямой постановке вопроса о своем доверии к Б.Н.Ельцину накануне второго тура заявляло на 24 процента больше опрошенных, чем в феврале 1996 года. (42 процента и 18 процентов соответственно). Правда, при этом только 10 процентов россиян ука­зывали, что доверяют Б.Н.Ельцину полностью. Остальные 32 процен­та доверяли Президенту Российской Федерации лишь в основном.71

Лимит терпения в российском обществе все же имеет свои пре­делы. Поэтому отсрочка с выполнением данных в ходе кампании обещаний, заминка с их практической реализацией могут уже в бли­жайшее время привести к резкому сокращению политической под­держки Б.Н.Ельцина населением и, напротив, - возрастанию под­держки населением сил, оппозиционных Президенту Российской Фе­дерации, а тем самым - к росту социальной напряженности.

По данным опроса, требование парламентской оппозиции об ограничении власти Президента Российской Федерации и расшире­нии полномочий Федерального Собрания неоднозначно восприни­мается в обществе. Более трети (31 процент россиян являются сто­ронниками внесения в Конституцию Российской Федерации соответ­ствующих поправок, но при этом значительное число респондентов (36 процентов) придерживается принципиально иных взглядов. Кро­ме того, 34 процента опрошенных не имеют сформировавшегося мнения по проблеме пересмотра полномочий (15 процентов респон­дентов "безразлично" относятся к этому вопросу; остальные (19 про­центов затрудняются определить свою позицию) (Фонд обществен­ного мнения. 1997. Сентябрь).

За расширение полномочий парламента чаще всего высказы­ваются жители сел, противоположных взглядов придерживаются лица с высоким уровнем доходов, жители столичных городов.72

Все вышеизложенное подводит к следующим выводам.

Первый. Президентские выборы укрепили позиции сил, высту­пающих за продолжение преобразований. Достигнуто это прежде всего и главным образом благодаря авторитету и предвыборной ак­тивности Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина. А это значит, что все дальнейшие успехи, равно как и неудачи в проведении этого курса будут относиться россиянами в первую очередь на его счет.