Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Распорядительная деятельность органов исполнительной влас­ти имеет подзаконный характер, то есть основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных актах Президента Российской Федерации, и должна соответствовать им.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Предсе­датель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Феде­рации предложения о структуре федеральных органов исполнитель­ной власти, то этот вопрос регулируется в нормативных актах Пре­зидента Российской Федерации.

В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года № 68 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были определены меры по формированию данной структуры (преобразование, реорганизация, ликвидация ряда органов, передача функций от одних органов другим), а также утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.

Совокупность федеральных органов исполнительной власти, как видно из структуры, отличается значительной разветвленностью и разнообразием конкретных видов органов.

Структура федеральных органов исполнительной власти вклю­чает: 1) Правительство Российской Федерации; 2) федеральные органы исполнительной власти. Вторую (по нумерации) группу органов образуют федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Между всеми перечисленными государственными органами, наряду с общими чертами и признаками, объединяющими их в еди­ную разновидность органов (органы исполнительной власти), име­ются весьма существенные различия как по месту и роли в системе государственных органов компетенции, так и по организационной структуре и формам деятельности (способам и формам организации своей работы, специфике издаваемых данными органами правовых актов).

В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" (ч.1 ст.5) содержится отсылка к Федераль­ному Закону, устанавливающему систему федеральных органов ис­полнительной власти, в то же время исходя из смысла ч.П статьи представляется, что структура федеральных органов исполнительной власти будет устанавливаться по-прежнему указами Президента. Указ Президента России "О системе центральных органов федераль­ной исполнительной власти"
от 30 сентября 1992 г. устанавливал новый вид ведомств - федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и т.п. 10 января 1994 г. был принят Указ Пре­зидента РФ № 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", посвященный аналогичным вопросам.

По мнению автора, подобное положение ст.5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" позволит долгое время обходиться без Федерального закона "О си­стеме федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации", в котором сегодня есть крайняя необходимость.1

При разграничении полномочий органов исполнительной влас­ти следует учитывать иерархию уровней этой системы. В Российской Федерации существуют три уровня органов исполнительной власти, создаваемых и функционирующих принципиально независимо друг от друга. Каждому из них отведена собственная, автономная сфера компетенции.

Федеральные органы исполнительной власти. Установление си­стемы федеральных органов исполнительной власти, порядка их формирования и организации деятельности, находится согласно Конституции Российской Федерации (п."г"статьи 71) в ведении Рос­сийской Федерации. К компетенции органов исполнительной власти федерального уровня относятся только те задачи, которые со всей определенностью возложены на них Конституцией Российской Феде­рации (статьи 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной власти и их компетенции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти последних имеют собственную ком­петенцию.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. По Конституции Российской Федерации (статья 77) система ор­ганов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Фе­дерации и общими принципами организации исполнительных орга­нов государственной власти, установленными федеральным законом.

Органы местной исполнительной власти. Органом местного са­моуправления, осуществляющим исполнительную власть в городских и сельских поселениях, городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях, сельсоветах) и на других терри­ториях ( ч.2 статьи 130, ч.1 статьи 131 Конституции Российской Фе­дерации), является местная администрация. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации" местная администрация представлена одним должностным лицом, а именно: главой муниципального образова­ния. Наименование главы муниципального образования (и иных должностных лиц), его компетенция, сроки полномочий, подотчет­ность, вопросы организации и деятельности определяются уставом муниципального образования (ч.2,4 статьи 16).73


Следует отметить, что в уставах субъектов Российской Федера­ции порой отражены верные положения о единстве системы исполни­тельной власти. В уставе Читинской области (статья 24) записано, что, во-первых, система органов государственной власти области устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами кон­ституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государ­ственной власти, установленными федеральными законами.

Во-вторых, в пределах ведения Российской Федерации и пол­номочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Администрация области организует взаимодействие территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

В подсистеме федеральных органов исполнительной власти за­нимает особое место и играет главенствующую роль Правительство Российской Федерации. Анализу статуса Правительства Российской

Федерации посвящена отдельная глава Конституции Российской Фе­дерации. Вопрос о его характере, основах компетенции и организа­ции деятельности, по нашему убеждению, является центральным вопросом единства системы исполнительной власти.

Однако, прежде чем характеризовать современный конститу­ционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, не­обходимо коснуться вопроса о том, в чем конкретно выразились те изменения его правового положения по сравнению с Конституцией Российской Федерации 1978 года, обусловленные факторами, усло­виями и обстоятельствами, о которых говорилось выше. Во-первых, Совет Министров ( Правительство Российской Федерации), по названной Конституции (статья 122), - орган исполнительной власти, подотчетный Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Пре­зиденту Российской Федерации. Подотчетность Правительства Рос­сийской Федерации высшим представительным органам власти отражала прежнюю идею полновластия Советов. Это, в частности, было отмечено в ряде положений и норм, прямо касавшихся статуса и компетенции Правительства Российской Федерации. Например, в статье 104 данной Конституции говорилось о том, что Съезд
право­мочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отно­сящийся к ведению Российской Федерации. А пункт 10 указанной статьи предусматривал утверждение Съездом Председателя Прави­тельства Российской Федерации. По сути дела провозглашенный в Конституции Российской Федерации 1978 года принцип разделения властей и основанность на нем системы государственной власти ока­зались в решающей степени формальными, не осуществленными не только на практике, но и в самом тексте Конституции Российской Федерации 1978 года, в которой по-прежнему были сохранены фор­мулировка о Советах народных депутатов как политической основе Российской Федерации, определение Съезда как высшего органа государственной власти Российской Федерации, а Верховного Сове­та в качестве органа Съезда народных депутатов. При этом Верхов­ный Совет (статья 107) определялся как постоянно действующий за­конодательный, распорядительный и контрольный орган Российской Федерации.

В названных нормах Верховному Совету (распорядительный орган) прямо предписывались полномочия исполнительной власти, что совершенно не согласовывалось с принципом разделения вла­стей, являлось посягательством на прерогативы исполнительно- распорядительный деятельности, призванной по концепции разделе­ния властей концентрироваться в ведении Правительства Российской Федерации и всех других органов и звеньев, входящих в систему исполнительной власти. Стремлением представительного органа власти - Верховного Совета - изъять у Президента Российской Феде­рации, по Конституции Российской Федерации 1978 года, - главы ис­полнительной власти - полномочия самостоятельно назначать и освобождать от должности федеральных министров, отражающим непримиримую в этот период конфронтацию законодательной и ис­полнительной властей, объясняется и включение в текст Конституции Российской Федерации 1978 года (статья 123) нормы о необходимос­ти согласия Верховного Совета при назначении Президентом Рос­сийской Федерации на должность министров иностранных дел, обо­роны, безопасности, внутренних дел. Ущемленность статусов Прези­дента Российской Федерации как главы исполнительной власти и самого Правительства Российской Федерации как органа исполни­тельной власти проявилась в Конституции Российской Федерации 1978 года также в том, что Президент Российской Федерации мог принять по своей инициативе решение об отставке Правительства Российской Федерации лишь с согласия Верховного Совета. Данное ограничение являло собой один из образцов глубокой внутренней противоречивости положений и норм Конституции Российской Федерации 1978 года. С одной стороны, провозглашение принципа разделения властей, а Президента Российской Федерации - главой исполнительной власти. С другой стороны, конституционное закреп­ление Советов как политической основы Российской Федерации, а Верховного Совета в качестве не только законодательного, но и рас­порядительного и контрольного органа государственной власти. Названные и многие другие противоречия и несогласованности, ка­сающиеся, в частности, статуса в целом исполнительной власти и ее органов, в первую очередь, Правительства Российской Федерации, требовали принципиально иного, соответствующего глубоким поли­тическим и социально-экономическим реформам в России и реаль­ному осуществлению принципов разделения властей подхода при их новом конституционно-правовом решении.


В Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой четко проведен принцип разделения властей, новое звучание получи­ла концепция исполнительной власти, а также положение о процеду­рах, органах и формах ее осуществления. В свою очередь, качествен­но новый статус главного федерального органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, который заложен в самой Конституции Российской Федерации, был продолжен, развит и конкретизирован в Федеральном конституционном законе "О Пра­вительстве Российской Федерации". До принятия этого закона, помимо главы 6 Конституции Российской Федерации, содержащей основы правового статуса Правительства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, актов самого Правитель­ства Российской Федерации об организации своей деятельности, дей­ствовал в части, не противоречащей Конституции Российской Феде­рации 1993 года, Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 го­да "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации".

При общей характеристике Правительства Российской Федера­ции как органа, осуществляющего исполнительную власть в Россий­ской Федерации, необходимо выделить его главные, наиболее суще­ственные черты и особенности, отличающие от других органов в системе исполнительной власти. При этом надо подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правитель­ства Российской Федерации, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливаются и подчеркиваются одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно кон­ституционным (государственным) правом таких феноменов как ис­полнительная власть в целом и Правительство Российской Федера­ции в частности.

В настоящем параграфе выделим в обобщенном виде наиболее характерные черты и особенности места и правового положения ведущего федерального органа исполнительной власти. Правитель­ство Российской Федерации - высший исполнительный орган госу­дарственной власти Российской Федерации, что четко определено ст. 1 Федерального конституционного Закона "О Правительстве Рос­сийской Федерации" от 17 декабря 1997 года, № 2-ФКЗ. Из ч.1 статьи 110 Конституции и данной нормы можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации призвано