Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции Россий­ской Федерации не используется такое понятие), а также обеспечи­вать их согласованную деятельность. Во-первых, Правительство Рос­сийской Федерации осуществляет исполнительную власть в Россий­ской Федерации (ч.1 статьи 110 Конституции Российской Федера­ции); во-вторых, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; в-третьих, Правительство Российской Федерации является федераль­ным исполнительным органом общего управления, общей компетен­ции и в этом смысле - единственным такого рода (по характеру ком­петенции) федеральным органом исполнительной власти; в-четвертых, Правительство Российской Федерации обладает широ­кой компетенцией в сферах развития экономики, социально- культурной деятельности, административно-политического строи­тельства, правоохранительной деятельности; в-пятых, Правитель­ство Российской Федерации объединяет, координирует и направляет деятельность подавляющего большинства федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; в-шестых, Правительство Российской Федерации является коллегиальным ор­ганом исполнительной власти: оно состоит из Председателя Прави­тельства, заместителей Председателя Правительства Российской Фе­дерации и федеральных министров (ч.2 статьи 130 Конституции Рос­сийской Федерации), в-седьмых, Правительство Российской Федера­ции на основании и во исполнение Конституции Российской Федера­ции, федеральных законов, нормативных указов Президента Россий­ской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч.1 статьи 115 Конституции Российской Федерации).

В данной статье Конституции Российской Федерации в опреде­ленной мере непосредственно определены характер и своеобразие деятельности Правительства Российской Федерации, одновременно исполнительной и распорядительной, состоящей как в организации исполнения названных в ч.1 статьи 115 актов, так и в собственной самостоятельной правотворческой деятельности (издание поста­новлений и распоряжений, а также других видов правовых актов).


Значительными особенностями отличаются федеральные мини­стерства, по характеру компетенции подразделяемые на отраслевые и функциональные. Особенность характера и статуса министерства состоит в том, что это - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой управления. Руководитель федерального министерства - министр - входит в состав Правительства Российской Федерации и руководит порученной отраслью, сферой управления (деятельности) на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций.

Отраслевыми министерствами является подавляющее большин­ство федеральных министерств, каждое из которых руководит опре­деленной отраслью. Это, например, министерства топлива и энерге­тики; транспорта; связи; здравоохранения и медицинской промыш­ленности; образования; культуры; обороны; внутренних дел и другие.

Специфика функциональных министерств состоит в том, что на них возложено выполнение определенной и в то же время их основ­ной функции. Например, по организации деятельности в области фи­нансов - Министерство финансов; в области труда - Мнистерство труда.

В отличие от трех разновидностей органов государственного управления (министерства, государственные комитеты, ведомства), которые долгие годы закреплялись в предыдущих конституциях и которыми ограничивался перечень центральных исполнительных ор­ганов, перечень иных федеральных органов исполнительной власти в наши дни серьезно расширился. Он включает в себя следующие орга­ны: государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, фе­деральные надзоры, государственные службы, российское агентство и другие разновидности федеральных органов исполнительной влас­ти, создаваемых в целях эффективного осуществления задач и функ­ций в соответствующих сферах и отраслях управления. Анализ стату­са данных органов выходит за рамки конституционного права; осо­бенности их правового положения рассматриваются в курсе админи­стративного права.

Завершая краткое рассмотрение "блока" вопросов, связанных с характеристикой федеральных органов исполнительной власти, от­метим, что как в Конституции Российской Федерации, так и в теку­щих нормативных правовых актах делается акцент на вопросах системности исполнительной власти и ее органов.


В упоминавшемся уже Указе Президента Российской Федера­ции "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" содержится также обоснование целесооб­разности системности исполнительной власти. Формулируется это следующим образом: "В целях укрепления единой системы исполни­тельной власти, ее способности проводить социально-экономические преобразования по выводу страны из кризиса, осуществлять эффек­тивную региональную политику, защищать права и свободы челове­ка и гражданина, бороться с преступностью...".74 Данные положения, содержащиеся в Указе, во-первых, подчеркивают практически орга­низаторский характер деятельности исполнительной власти, ее наце­ленность на решение задач реформирования экономики и социаль­ной сферы, а также правоохранительной деятельности; во-вторых - необходимость обеспечения для решения указанных задач единой системы исполнительной власти, то есть на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (статья 113) установле­но, что Председатель Правительства Российской Федерации в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской

Федерации. Конечно, рамки, в которых призван в этом отношении действовать Председатель Правительства Российской Федерации, во-первых, обусловлены конституционной моделью взаимоотноше­ний Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и, во-вторых очерчены в статье 114 Конституции Россий­ской Федерации. Однако, прежде чем анализировать данные полно­мочия (по статье 114), их характер и особенности, необходимо крат­ко сформулировать некие условно названные общие, присущие Пра­вительству Российской Федерации функции, обусловленные его при­родой, а также конституционно-правовым статусом. Первая функция - это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической. С данной функцией (либо функциями) тесно взаимосвязана и обус­ловлена ею (ими) вторая важная функция - объединение, координа­ция и практическое направление деятельности федеральных мини­стерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Взятые в совокупности, указанные функции характеризуют в целом Прави­тельство Российской Федерации как федеральный орган исполни­тельной власти, имеющий общую компетенцию; то есть это такой ис­полнительный орган, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, а также административно-политической деятельности (данный термин является весьма условным, охватывающим оборону, внешнюю разведку и контрразведку, иностранные дела, внешнеэко­номические связи и таможенное дело, а также собственно правоохра­нительные отрасли: внутренние дела, юстицию), относящимися к ве­дению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а также межотраслевую сферу.


Что касается роли и функций Председателя Правительства Рос­сийской Федерации в осуществлении исполнительной власти Россий­ской Федерации, то Конституция Российской Федерации отводит ему особое место, устанавливая, что Председатель Российской Федера­ции определяет основные направления деятельности Правительства. Председатель Правительства решает эти задачи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Это обусловливает маневренность и динамизм тактики и стратегии деятельности воз­главляемого им исполнительного органа. В особенности с учетом то­го, что в федеральных законах и указах Президента Российской Фе­дерации нередко встречаются конкретные положения и нормы, вхо­дящие составной частью в основные направления деятельности Пра­вительства Российской Федерации и предопределяющие поручения со стороны Правительства и его Председателя соответствующим фе­деральным органам исполнительной власти. По-видимому, консти­туционная норма об определении Председателем Российской Феде­рации основных направлений деятельности Правительства Россий­ской Федерации должна быть как-то конкретизирована в Федераль­ном законе о Правительстве Российской Федерации. Если вспомнить Конституцию Российской Федерации 1978 года, то в ней, так же как и в Законе о Совете Министров - Правительстве Российской Федера­ции, вообще нет упоминания о полномочии Председателя Прави­тельства Российской Федерации определять основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

К сожалению, основной проблемой в становлении единой системы исполнительной власти служит разрыв в законодательном регулировании на уровне федерального центра.

В то же время в субъектах Российской Федерации идет активная работа по принятию законов о системе власти, исполнительной влас­ти, местных правительствах и их полномочиях и т.п.

В настоящее время федеральные интересы в регионах представ­ляют десятки территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти. Однако на деле мы наблюдаем следующую картину: разрозненность территориальных управлений, взаимодей­ствие их через центральные ведомства даже при решении региональ­ных проблем, постоянное недофинансирование в итоге эти органы играют второстепенную роль в жизни региона. Оттого и в обще­ственном сознании укрепляется убеждение в слабости центра.


В этой связи стоит вспомнить состоявшееся в июле 1996 года заседание правительственной комиссии по реформе структуры орга­нов исполнительной власти. Тогда впервые публично было объявле­но, что в ближайшем будущем Правительство Российской Федерации ожидают не только кадровые перестановки, но и глубокая структур­ная реформа. Речь шла о двух принципиальных направлениях ре­формирования. Первое представляло собой переход к функциональ­ному управлению народным хозяйством, второе заключалось в укреплении территориальных органов федеральных министерств и ведомств и повышение их независимости от региональных или рес­публиканских органов власти. Последнее является весьма примеча­тельным, поскольку демонстрирует озабоченность федеральных вла­стей все прогрессирующим делением страны на Россию столичную и Россию региональную. Эти две России в области государственного управления все меньше и меньше зависят друг от друга, и при этом уже практически ни одно решение федеральных властей не может быть реализовано без санкции региональных.

Примечательно, что стремление к усилению территориальных структур федеральных органов исполнительной власти прозвучало в то время не только в Белом доме. Аналогичное желание успел выра­зить и занимавший должность Секретаря Совета Безопасности Рос­сийской Федерации А.Лебедь. Он высказывал уже не новую идею введения института региональных координаторов силовых структур, или, иными словами, полномочных представителей Президента Рос­сийской Федерации по вопросам безопасности. Вновь назначенный Министр юстиции Российской Федерации С.Степашин предложил рассмотреть "возможность наделения Министерства юстиции пра­вом представлений Президенту Российской Федерации о соот­ветствии занимаемой должности руководителей органов местной власти, нарушающих Конституцию и основные федеральные зако­ны".75 При всей юридической неопределенности статуса представите­лей Президента (с точки зрения права более корректным был бы пост представителя федерального правительства) введение подобного рода координаторов на практике привело бы уже в самом ближай­шем будущем к усилению федерального центра.

По первому направлению реформ кое-что реализовано. Напри­мер, в новой структуре правительства, разделенного на несколько блоков, усилилась координирующая роль Вице-премьеров, каждый из которых должен будет встать во главе своей группы министерств. В какой-то степени такая структура управления - возврат к той, что существовала еще в Совете Министров СССР, комиссии которого занимались решением вопросов, затрагивающих интересы группы родственных ведомств. Отличием стало не дробление отраслевого руководства, а объединение министерств, и в этом отношении ны­нешняя структурная реформа будет напоминать реформу, проведен­ную правительством Е.Гайдара. Стоит вспомнить, что пять лет назад произошло резкое укрупнение и сокращение численности мини­стерств, объявленных "базовым уровнем реформы". Еще ранее большая часть отделов российского Совмина была передана в ново­образованную Администрацию Президента Российской Федерации. Правда без Аппарата Правительство оставалось недолго. Сейчас, конечно, все будет уже не так радикально, но многое из того, что было начато еще тогда, будет завершено только сейчас.