Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Весьма важно, что в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 13 августа 1997 года № 1009 утвердило Правила подготовки норма­тивных правовых актов федеральных органов исполнительной влас­ти и их государственной регистрации.

Постановлением федеральным органам исполнительной власти предписывается:

  • во-первых, обеспечивать своевременное принятие норма­тивных правовых актов во исполнение федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Прези­дента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Пра­вительства Российской Федерации;

  • во-вторых, исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную реги­страцию и не опубликованных в установленном порядке. Жесткое применение указанного постановления, которое будет обеспечивать­ся Министерством юстиции Российской Федерации поможет укре­пить исполнительную вертикаль власти.

С большим трудом был принят Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". При принятии его доработанного варианта, ранее отклоненного Президентом Россий­ской Федерации в редакции, предложенной согласительной комисси­ей, в этот Федеральный конституционный закон по сравнению с пер­воначальным вариантом было внесено более 70 поправок, в основ­ном редакционного характера, однако есть и принципиальные изме­нения. Государственная Дума отказалась от прежде отстаиваемого ею положения, по которому освобождение от должности Председа­теля Правительства Российской Федерации могло быть произведено только при ее согласии. В то же время в принятой редакции ст.7 отставка Премьера влечет за собой отставку всего Правительства Российской Федерации. Как сказал представитель Президента Рос­сийской Федерации в Государственной Думе, в новой редакции "еще более, чем в прежней, оказались усечены конституционные права Президента, и, по-прежнему, в нарушение Конституции проводится тезис о подотчетности членов Правительства Государственной Ду­ме".76

Второе направление, на наш взгляд более важное, осталось в забвении. Полагаю, что укрепление Российской Федерации требует скорейшего принятия блока законов, способствующих укреплению системы исполнительной власти.


Для лучшего осмысления проблемы могу сослаться на резуль­таты ряда всероссийских опросов общественного мнения, которые были проведены в январе-феврале 1997 года в рамках социологиче­ского исследования "Региональные выборы и проблема политической стабилизации в России".

Тема исследования - влияние выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации на общественное мнение и таким образом косвенно на политическую стабильность как в самом регионе, так и в отношениях "Регионы - Центр".77

В основу исследования была положена гипотеза, в соответствии с которой стабильность политической ситуации в регионе и во взаимоотношениях глав администраций с федеральным Центром в значительной степени определяется:

  • степенью удовлетворенности населения региона результатами прошедших выборов главы администрации;

  • характером ожиданий населения региона по поводу политики нового губернатора внутри региона и его взаимоотношений с феде­ральной исполнительной властью.

Ниже представлены основные результаты исследования, указы­вающие, на наш взгляд, на важные тенденции в общественном созна­нии населения России.

Данные опросов общественного мнения, проведенных в рамках исследования, указывают в целом на приверженность избирателей де­мократическим принципам формирования региональной исполнитель­ной власти (выборной) и неприятие ее административной зависимости от власти федеральной.

Такая ориентация общественно-политического сознания слу­жит основой для укрепления позиций исполнительной власти в субъ­ектах Российской Федерации, указывает на возможность поддержки в общественном мнении политики "дистанцирования" от "Центра" (политики "регионализма").

Россияне в своем большинстве являются сторонниками форми­рования региональной власти на основе всеобщих выборов, и высту­пают против подчиненности глав администраций Центру. 85 про­центов респондентов78 убеждены в необходимости "избирать глав администраций (губернаторов) общим голосованием". Не более 7 процентов придерживаются противоположной точки зрения, в соответствии с которой "главы регионов должны назначаться руко­водством страны" (январь 1997 года).

Неприятие идеи иерархической подчиненности региональной власти федеральной проявилось и в представлениях избирателей об оптимальной процедуре смещения с должности губернатора, "не справляющегося со своими обязанностями". Более половины опро­шенных отказывают Президенту Российской Федерации в праве
снять губернатора с должности и назначить исполняющего его обя­занности до срока очередных выборов. Такую процедуру считают наиболее целесообразной 29 процентов респондентов, но с ними не согласны почти 56 процентов респондентов (февраль 1997 года).

Решение об "отстранении" от должности избранного главы администрации по мнению 61 процента опрошенных должно прини­мать население региона. Менее популярна позиция, в соответствии с которой данное решение следует принимать законодательному собранию субъекта Российской Федерации (18 процентов). Только 7 процентов населения считают правильным "делегировать данную функцию Президенту Российской Федерации (февраль 1997 года).

Результаты опросов говорят о высокой степени удовлетворен­ности населения результатами прошедших к тому времени выборов глав администраций.

Во-первых, в общественном мнении положительно оценивается сам факт проведения выборов глав администраций субъектов Россий­ской Федерации. Как уже говорилось выше, порядок формирования исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством выборов рассматривается большинством респондентов как един­ственно приемлемый. Таким образом, можно считать, что выборы рассматривались избирателями как "необходимые".

Во-вторых, прошедшие выборы оцениваются как легитимные. Большая часть избирателей (48 процентов) убеждена в "честности" состоявшихся в их области (крае, республике) губернаторских выбо­ров. С ними не согласны лишь 18 процентов респондентов, утверж­дающих, что выборы проводились с нарушениями, "нечестными" методами (январь 1997 года).

В-третьих, удовлетворенность населения результатами про­шедших выборов отражается в преобладающих положительных оценках победивших на выборах кандидатов, относительно высокой степени доверия к ним. Число россиян, в целом удовлетворенных итогами выборов и избранным в их области (крае, республике) губернатором, превышает число недовольных. 52 процента избирате­лей ответили, что "их устраивает избранный глава администрации", и только
22 процента - "не довольны сделанным в их регионе выбо­ром" (январь 1997 года).

Данные исследования показывают, что уровень доверия к избранным губернаторам слабо связан с политической ориентацией респондентов. 48 процентов сторонников Президента Российской Федерации, проживающих в регионах, где победил кандидат от оп­позиции, были удовлетворены сделанным выбором (16 процентов - недовольны). Так же неоднозначно, хотя и более сдержанно, к побе­дившим в их регионах губернаторам "реформаторам" относился коммунистический электорат. 39 процентов последователей Г.Зюганова заявили о том, что их устраивают победившие в их ре­гионе кандидаты-"реформаторы" (не устраивают - 36 процентов).

Региональные выборы показали, что общество относительно однородно в оценке их результатов: значимых различий в оценке ре­зультатов выборов между социально-демографическими группами общества не наблюдается. Существенно различаются по этому вопросу только настроения жителей крупных и малых городов. Чаще других удовлетворение исходом выборов высказывают жители Москвы и Санкт-Петербурга (74 процента), реже всех - жители не­больших городов (28 процентов). Жители столичных городов настро­ены по отношению к властным структурам более доброжелательно, чем в целом население страны.

Отсутствие значимых различий в оценке результатов выборов среди социально-демографических групп населения дает основание говорить об отсутствии предпосылок для политизации проблемы формирования региональной власти, превращения ее в одну из тем политического противостояния в обществе.

Текущее состояние общественного мнения об итогах регио­нальных выборов позволяет предположить, что развитие ситуации будет проходить под влиянием противоположно направленных фак­торов.

Во-первых, оценка выборов глав исполнительной власти субъ­екта Российской Федерации как легитимных, высокая удовлетворен­ность их результатами во всех группах населения может иметь воз­можным следствием укрепление позиций местной власти в обще­ственном мнении населения региона, расширение ее "массовой" опо­ры. При этом возросший авторитет региональной власти создает предпосылки для политической стабилизации, снижения степени по­литической конфликтности
внутри региона.

Во-вторых в условиях возможного роста авторитета регио­нальной власти с высокой долей вероятности может нарушиться ба­ланс сил между федеральной и региональными подсистемами испол­нительной власти. В этой связи многократно повышается необходи­мость поиска неконфликтных форм связи федеральной и региональ­ных элит.

Укреплению обозначенных тенденций будет способствовать также тот факт, что уровень доверия к региональному руководству и до выборов был выше, чем к федеральному. В конце 1996 года итоги деятельности Правительства Российской Федерации положительно оценивали менее 7 процентов населения (отрицательно - 51 процент). В то же время число россиян, негативно оценивающих итоги дея­тельности глав администраций, было меньшим - 35 процента, пози­тивно судили об их деятельности - 24 процента (декабрь 1996 года).

Тенденция к обострению отношений региональной власти с Центром "сдерживается" в общественном мнении следующими фак­торами.