Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Весьма важно, что в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 13 августа 1997 года № 1009 утвердило Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Постановлением федеральным органам исполнительной власти предписывается:
-
во-первых, обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; -
во-вторых, исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке. Жесткое применение указанного постановления, которое будет обеспечиваться Министерством юстиции Российской Федерации поможет укрепить исполнительную вертикаль власти.
С большим трудом был принят Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". При принятии его доработанного варианта, ранее отклоненного Президентом Российской Федерации в редакции, предложенной согласительной комиссией, в этот Федеральный конституционный закон по сравнению с первоначальным вариантом было внесено более 70 поправок, в основном редакционного характера, однако есть и принципиальные изменения. Государственная Дума отказалась от прежде отстаиваемого ею положения, по которому освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации могло быть произведено только при ее согласии. В то же время в принятой редакции ст.7 отставка Премьера влечет за собой отставку всего Правительства Российской Федерации. Как сказал представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, в новой редакции "еще более, чем в прежней, оказались усечены конституционные права Президента, и, по-прежнему, в нарушение Конституции проводится тезис о подотчетности членов Правительства Государственной Думе".76
Второе направление, на наш взгляд более важное, осталось в забвении. Полагаю, что укрепление Российской Федерации требует скорейшего принятия блока законов, способствующих укреплению системы исполнительной власти.
Для лучшего осмысления проблемы могу сослаться на результаты ряда всероссийских опросов общественного мнения, которые были проведены в январе-феврале 1997 года в рамках социологического исследования "Региональные выборы и проблема политической стабилизации в России".
Тема исследования - влияние выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации на общественное мнение и таким образом косвенно на политическую стабильность как в самом регионе, так и в отношениях "Регионы - Центр".77
В основу исследования была положена гипотеза, в соответствии с которой стабильность политической ситуации в регионе и во взаимоотношениях глав администраций с федеральным Центром в значительной степени определяется:
-
степенью удовлетворенности населения региона результатами прошедших выборов главы администрации; -
характером ожиданий населения региона по поводу политики нового губернатора внутри региона и его взаимоотношений с федеральной исполнительной властью.
Ниже представлены основные результаты исследования, указывающие, на наш взгляд, на важные тенденции в общественном сознании населения России.
Данные опросов общественного мнения, проведенных в рамках исследования, указывают в целом на приверженность избирателей демократическим принципам формирования региональной исполнительной власти (выборной) и неприятие ее административной зависимости от власти федеральной.
Такая ориентация общественно-политического сознания служит основой для укрепления позиций исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, указывает на возможность поддержки в общественном мнении политики "дистанцирования" от "Центра" (политики "регионализма").
Россияне в своем большинстве являются сторонниками формирования региональной власти на основе всеобщих выборов, и выступают против подчиненности глав администраций Центру. 85 процентов респондентов78 убеждены в необходимости "избирать глав администраций (губернаторов) общим голосованием". Не более 7 процентов придерживаются противоположной точки зрения, в соответствии с которой "главы регионов должны назначаться руководством страны" (январь 1997 года).
Неприятие идеи иерархической подчиненности региональной власти федеральной проявилось и в представлениях избирателей об оптимальной процедуре смещения с должности губернатора, "не справляющегося со своими обязанностями". Более половины опрошенных отказывают Президенту Российской Федерации в праве
снять губернатора с должности и назначить исполняющего его обязанности до срока очередных выборов. Такую процедуру считают наиболее целесообразной 29 процентов респондентов, но с ними не согласны почти 56 процентов респондентов (февраль 1997 года).
Решение об "отстранении" от должности избранного главы администрации по мнению 61 процента опрошенных должно принимать население региона. Менее популярна позиция, в соответствии с которой данное решение следует принимать законодательному собранию субъекта Российской Федерации (18 процентов). Только 7 процентов населения считают правильным "делегировать данную функцию Президенту Российской Федерации (февраль 1997 года).
Результаты опросов говорят о высокой степени удовлетворенности населения результатами прошедших к тому времени выборов глав администраций.
Во-первых, в общественном мнении положительно оценивается сам факт проведения выборов глав администраций субъектов Российской Федерации. Как уже говорилось выше, порядок формирования исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством выборов рассматривается большинством респондентов как единственно приемлемый. Таким образом, можно считать, что выборы рассматривались избирателями как "необходимые".
Во-вторых, прошедшие выборы оцениваются как легитимные. Большая часть избирателей (48 процентов) убеждена в "честности" состоявшихся в их области (крае, республике) губернаторских выборов. С ними не согласны лишь 18 процентов респондентов, утверждающих, что выборы проводились с нарушениями, "нечестными" методами (январь 1997 года).
В-третьих, удовлетворенность населения результатами прошедших выборов отражается в преобладающих положительных оценках победивших на выборах кандидатов, относительно высокой степени доверия к ним. Число россиян, в целом удовлетворенных итогами выборов и избранным в их области (крае, республике) губернатором, превышает число недовольных. 52 процента избирателей ответили, что "их устраивает избранный глава администрации", и только
22 процента - "не довольны сделанным в их регионе выбором" (январь 1997 года).
Данные исследования показывают, что уровень доверия к избранным губернаторам слабо связан с политической ориентацией респондентов. 48 процентов сторонников Президента Российской Федерации, проживающих в регионах, где победил кандидат от оппозиции, были удовлетворены сделанным выбором (16 процентов - недовольны). Так же неоднозначно, хотя и более сдержанно, к победившим в их регионах губернаторам "реформаторам" относился коммунистический электорат. 39 процентов последователей Г.Зюганова заявили о том, что их устраивают победившие в их регионе кандидаты-"реформаторы" (не устраивают - 36 процентов).
Региональные выборы показали, что общество относительно однородно в оценке их результатов: значимых различий в оценке результатов выборов между социально-демографическими группами общества не наблюдается. Существенно различаются по этому вопросу только настроения жителей крупных и малых городов. Чаще других удовлетворение исходом выборов высказывают жители Москвы и Санкт-Петербурга (74 процента), реже всех - жители небольших городов (28 процентов). Жители столичных городов настроены по отношению к властным структурам более доброжелательно, чем в целом население страны.
Отсутствие значимых различий в оценке результатов выборов среди социально-демографических групп населения дает основание говорить об отсутствии предпосылок для политизации проблемы формирования региональной власти, превращения ее в одну из тем политического противостояния в обществе.
Текущее состояние общественного мнения об итогах региональных выборов позволяет предположить, что развитие ситуации будет проходить под влиянием противоположно направленных факторов.
Во-первых, оценка выборов глав исполнительной власти субъекта Российской Федерации как легитимных, высокая удовлетворенность их результатами во всех группах населения может иметь возможным следствием укрепление позиций местной власти в общественном мнении населения региона, расширение ее "массовой" опоры. При этом возросший авторитет региональной власти создает предпосылки для политической стабилизации, снижения степени политической конфликтности
внутри региона.
Во-вторых в условиях возможного роста авторитета региональной власти с высокой долей вероятности может нарушиться баланс сил между федеральной и региональными подсистемами исполнительной власти. В этой связи многократно повышается необходимость поиска неконфликтных форм связи федеральной и региональных элит.
Укреплению обозначенных тенденций будет способствовать также тот факт, что уровень доверия к региональному руководству и до выборов был выше, чем к федеральному. В конце 1996 года итоги деятельности Правительства Российской Федерации положительно оценивали менее 7 процентов населения (отрицательно - 51 процент). В то же время число россиян, негативно оценивающих итоги деятельности глав администраций, было меньшим - 35 процента, позитивно судили об их деятельности - 24 процента (декабрь 1996 года).
Тенденция к обострению отношений региональной власти с Центром "сдерживается" в общественном мнении следующими факторами.