Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При подготовке проектов законов о правовом положении органов исполнительной власти важно постоянно держать в поле зрения задачу обеспечения ее единства, осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов. Необходим правовой механизм реализации часть 2 статьи 77 и статья 78 Конституции Российской Федерации, определяющий основополагающие условия согласованного функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Необходима определенность и по вопросу от условиях и порядке заключения соглашений о передаче федеральным органом исполнительной власти осуществления части своих полномочий органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также соглашений власти о передаче органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществления части своих полномочий федеральному органу исполнительной власти (части 2 и 3 статьи 78) Конституции Российской Федерации. В соответствующем федеральном законе, принятие которого, к сожалению, затягивается, необходимо установить институтов, упорядочивающие практику передачи осуществления части полномочий одного органа другому, гарантии стабильности конституционной схемы разграничения предметов ведения и полномочий, подконтрольность хотя бы некоторых соглашений между органами исполнительной власти законодательным (представительным) органом, обязательность определенных правил и процедур при заключении соглашений.
По соглашению между органами исполнительной власти один из них передает другому осуществление отдельных полномочий на строго определенных условиях, среди которых - установление срока действия соглашения. Стороны в соглашении могут быть связаны друг с другом взаимными предоставлениями полномочий, но вполне возможны ситуации, при которых может иметь место односторонняя передача полномочий одного органа другому. Важно, чтобы такая передача, во - первых, не наносила бы ущерба правам и свободам граждан, законным интересам юридических лиц, не нарушала бы сложившуюся и закрепленную в нормативно-правовых актах систему судебного и административного контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц, государственных служащих. При заключении соглашений необходимо учитывать мнение государственных органов, компетенция и ответственность которых могут быть затронуты данным соглашением. Возможно, что передача осуществления отдельных полномочий потребует согласия представительных (законодательных) органов - федерального и субъектов Российской Федерации. Необходимо иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не являются "собственниками" тех полномочий, которые закреплены за ними Конституцией и законами Российской Федерации, и не могут пользоваться "свободой соглашений", существующей в частноправовой сфере. Кроме того, в соглашениях относительно передачи осуществления части полномочий одного органа исполнительной власти другому должны быть определены условия ответственности сторон за ненадлежащую реализацию переданного полномочия, а также основания прекращения действия соглашения, в том числе досрочного.
От института передачи одним исполнительным органом другому осуществления части своих полномочий следует отличать делегирование полномочий (функциями) которое является весьма распространенной формой вторичного распределения или перераспределения полномочий между государственными органами. В отличие от первого института второй распространяется не только на отношения между органами исполнительной власти, но и на отношения между законодательными и исполнительными органами. В соответствии с конституционными нормами во многих странах парламенты могут делегировать отдельные законодательные функции правительству или, как в США, Президенту страны. Конституция Российской Федерации не предусматривает делегирования полномочий и ни в какой форме, хотя само понятие делегирования полномочий употребляется часть, в большенстве случаев неверно.
В этой связи в федеральных законах целесообразно отразить следующие положения:
-
во-первых, круг предметов ведения и полномочий, осуществляемых самостоятельно, совместно, по согласованию; -
во-вторых, закрытый перечень предметов ведения и полномочий, а также запрет вмешательства одного органа в компетенцию другого с использованием санкций (приостановленное, отмена актов и другое);
в-третьих, порядок и формы представительства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в составе федеральных органов исполнительной власти
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 19
.ГЛАВА III. Федеративные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
§ 8. Государственная власть в субъекте Федерации и федеративное устройство России
После принятия новой Конституции Российской Федерации наступило некоторое затишье в спорах о смысле федерализма в нашей стране. Значит ли это, что Конституция Российской Федерации - решение всех вопросов существа российского федерализма? Каким образом влияет федеративное устройство на организацию власти в стране?
Поток новых публикаций демонстрирует разные подходы к этим проблемам. В современной России отсутствует единая научная концепция построения федерации в стране и создания системы органов власти государства.79
Во многих публикациях справедливо отмечается, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Многомерность федерализма означает существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторического, политического, правового или формально-юридического, социального, фискального, культурного, идеологического.
Когда речь идет о федерализме в динамике, он рассматривается в качестве постоянно развивающегося, изменяющегося в связи с переменой экономических и социально-политических условий жизни общества явления. Федерализм - это не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Наличие его в России и в других странах подтверждается периодически изменяющимся характером взаимоотношений его субъектов. В те или иные периоды истории данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными.80 Однако в любом случае децентрализация структур управления есть перераспределение власти между ее законными носителями, а не растворение власти, не утрата качества "государственности".
В ряде стран Западной Европы и Америки, где проблема федерально- региональных отношений всегда играла значительную роль в государственном строительстве и управлении, права и ответственность регионов (графств, штатов, кантонов, земель) разрабатывались в процессе государственного строительства и закреплялись законодательно. При этом принципы государственных органов власти формировались прежде всего на основе приоритета интересов, прав и ответственности регионов.
В еще большей мере это необходимо в условиях формирования российской государственности, когда происходит ускоренное изменение статуса регионов, расширение, а тем самым — и уменьшение объема их ответственности перед центром.
Вопрос о разделении полномочий между федеральными и региональными уровнями власти относится к числу важнейших и наиболее болезненных, поскольку это — основа саморазвития всех субъектов федерации и исключения возникновения конфликтных ситуаций между федеральными и региональными уровнями государственной власти, что характерно не только для России.
Многие страны мира идут по пути федерализации. Элементы федерализма появляются и на межгосударственном уровне как в крупных группировках стран ( таких, как Европейский Союз ), так и в более рыхлых межгосударственных соглашениях, таких, как Севе- ро-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Какие же основные элементы федерализма определяют его сущность как единой системы правления?
Американский профессор В.Остром к таким элементам относит: 1) договорной подход; 2) плюрализм институтов правления; 3) конституционное правление; 4) состязательность как способ урегулирования и разрешения конфликтов; 5) активное участие граждан в общественной деятельности; 6) установление моделей взаимоотношений, присущих открытым обществам; 7) способность к реформированию в условиях сложно организованного общества.81
По мнению отечественного ученого-юриста С.Шахрая, базовое определение федерализма складывается из трех основных составляющих: 1) характеристики его как политического режима; 2) как формы государственного устройства; 3) как основы государственного управления в России.82 Представляется, что в полной мере оперировать сущностными характеристиками понятия "федерализм", предлагаемыми американским юристом применительно к процессам, происходящим в России, крайне сложно.
Отечественный же юрист предлагает вести поиск на весьма обширном правовом поле. Но из теории государства и права (или права и государства) известно, что федерализм является одной из форм государственного устройства. Автор присоединяется к мнению профессора Г.Атаманчука, который считает, что федерализм - это:
-
конституционно установленная форма государственного устройства, при которой составные части единого государства (штаты, земли, провинции, республики, области и тому подобное) обладают большим объемом самостоятельных полномочий по государственному управлению в различных сферах общественной жизни; -
конституционный принцип разделения государственной власти, принадлежащей народу, "по вертикали", в соответствии с которым каждый уровень государственной структуры, включая и местное самоуправление, имеет строго определенный, взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объем властных полномочий; -
конституционно согласованная составная часть механизма общественного самоуправления в целом и конкретно, поскольку федерализм предполагает осуществление власти народа через все организационные структуры;
- конституционная (и организационная) гарантия прав и свобод человека и гражданина, ибо только распределенная государственная власть с системой сдержек и противовесов способна как-то уберегать общество от попыток узурпации власти какой-либо структурой или личностью.83
В посттоталитарной России проблемы разделения властей в субъектах Российской Федерации, а также разграничения и их делегирования полномочий между федеральным и региональным уровнями власти наряду с общими противоречиями имеют и ряд особенностей.
В предыдущих параграфах нами уже были исследованы проблемы организации государственной власти на федеральном уровне. Подробно рассмотрены вопросы взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации, разделенными на законодательные, судебные и исполнительные. Нет смысла повторять написанное, поэтому полагаем необходимым рассмотреть систему разделения властей в субъекте Российской Федерации, то, насколько ее организация соответствует конституционным нормам Российской Федерации.
Прежде всего это относится к вопросам конституционного статуса республик Российской Федерации, без которого нельзя говорить о реальных правах так называемых титульных наций.