Файл: Курс учебно-летной подготовки пилотов на самолете Ил-18 (КУЛП Ил-18 1966) утверждено начальником управления учебных заведений МГА 14 декабря 1966 г..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ными закрылками указать слушателю на значительно большую скорость на планировании, особенность расче­ та на посадку, лучшую управляемость, эффективность рулей управления, тенденцию к взмыванию и более про­ должительное выдерживание самолета над землей, на незначительный расход рулей при выполнении посадки, на опасность излишнего подъема передней ноги шасси во время пробега и большую длину пробега. Обратить внимание слушателя на необходимость постановки УПРТ =0° внутренним двигателям для уточнения расчета.

При выполнении полета с боковым ветром инструк­ тор обращает внимание слушателя на особенности вы­ полнения руления и разворотов на посадочной полосе, на технику выполнения взлета и посадки. В одном из полетов при заходе на посадку с выпущенными за­ крылками на 30° выполняется уход на второй круг с вы­ соты 100 м визуально. Инструктор обращает внимание слушателя на технику выполнения ухода на второй круг, на поведение самолета и на взаимодействие членов эки­ пажа.

Условия выполнения. Слушатель должен научиться выполнять взлет, полет по прямоугольному маршруту, расчет на посадку, посадку. Выполнять посадку с уб­ ранными закрылками, взлет и посадку с боковым вет­ ром, уход на второй круг в визуальном полете.

ЗАДАЧА ТРЕТЬЯ

Полеты по приборам с использованием радиотехнических средств

Цель. Обучить слушателей выполнению захода и расчета на посадку по системам СП-50, РСП, ОСИ, «Путь», «Свод» и взаимодействию членов экипажа, при

40

этом отработать уход на второй круг. Ознакомить слу­ шателей с особенностями распределения внимания и техники пилотирования с правого сиденья.

Наземная подготовка — 4 часа. Количество полетов — 9. Время — 4 часа.

Наземная подготовка

 

У п р а ж н е н и е 1а. Наземная

подготовка к

выпол­

нению полетов с использованием

СП-50, РСП,

ОСП,

«Свод», «Путь».

 

 

Цель. Проверить знание слушателями наземного и самолетного оборудования СП-50, РСП, ОСП, «Свод», «Путь», изучить инструкции по пользованию этими сис­ темами. Изучить инструкцию по взаимодействию членов экипажа при заходе на посадку в сложных метеоусло­ виях, порядок расчета элементов активного полета.

Время — 3 часа.

Место — класс, самолет.

Наглядные пособия. Макет приборной доски с пило­ тажными и навигационными приборами, схемы и маке­ ты захода на посадку по СП-50, РСП, ОСП, «Свод», «Путь», классная доска, модель самолета Ил-18, «Инст­ рукция по распределению обязанностей между членами экипажа при заходе на посадку в сложных метеоусло­ виях».

Порядок выполнения. Занятия проводит командир корабля—инструктор и штурман-инструктор со всей лет­ ной группой. Инструктор знакомит слушателей с содер­ жанием третьей задачи. Проверяет знание слушателями наземного и самолетного оборудования СП-50, РСП, ОСП, «Путь», «Свод», знание инструкций по эксплуата­ ции этих систем и методов захода и расчета на посадку.

41


Тщательно изучается и разбирается инструкция по рас­ пределению обязанностей между членами экипажа при заходе и расчете на посадку в сложных метеоусловиях. Инструктор изучает с группой минимум погоды для по­ летов ,по системам на базовом и на всех запасных аэрод­ ромах, порядок ведения радиосвязи. Объясняет порядок ¡выполнения и особенности полетов по приборам, указы­ вает на особенности самолета при заходе и расчете на посадку, обращает особое внимание слушателей на оценку метеоусловий и состояние ВПП.

Инструктор разбирает со слушателями порядок сни­ жения с эшелона до исходной высоты, пользование картой обязательных проверок, момент выпуска шасси, 'закрылков, момент начала снижения на посадочном курсе, пролет дальней и ближней приводных радиостан­ ций на заданных высотах.

Инструктор обращает особое внимание слушателей на своевременное принятие решения по уходу на вто­ рой круг, команды и взаимодействие между членами экипажа, разбирает влияние реакции винтов при пере­ воде двигателей на взлетный режим и на поведение при этом самолета, показывает на примерах, что основ­ ной задачей при уходе на второй круг является сохра­ нение безопасной высоты, скорости и направления по­ лета.

Далее инструктор на ¡примерах из летной практики подтверждает, что:

— успешное и безопасное производство посадки в сложных метеоусловиях зависит от натренированности командира корабля и всего экипажа в целом, от их четкой и слаженной работы при выполнении маневра ¡по заходу;

42

— основным методом захода является заход пост­ роением прямоугольного маршрута при комплексном использовании СГТ-50 и ОСП.

Инструктор, используя наглядные пособия, перехо­ дит к детальному разбору последовательности дейст­ вий, порядка распределения внимания при выполнении каждого элемента полета и ведения связи. Подробно разбираются действия членов экипажа на предпосадоч­ ной прямой, отмечается роль штурмана при этом.

Инструктор характеризует особенности захода при использовании каждой системы в отдельности, отмечая их положительные стороны и недостатки, разбирает взаимодействие диспетчера РСП и командира корабля при использовании РСП.

Занятие заканчивается проведением розыгрыша по­ лета с расчетом элементов активного захода по систе­ мам под руководством штурмана-инструктора и коман­ дира корабля-инструктора.

Условия выполнения. Слушатель должен твердо ус­ воить все элементы полета по СП-50, РСП, ОСП, «Свод», «Путь», знать последовательность действий и

порядок распределения

внимания,

знать

взаимодейст­

вие членов экипажа

и порядок

ведения

командной

связи.

 

 

 

У п р а ж н е н и е 16. Наземная подготовка к особен­ ностям полетов с правого сиденья.

Цель. Изучить со слушателями обязанности второ­ го пилота, распределение внимания и последователь­ ность действий при пилотировании самолета с правого сиденья. Пользование кислородным прибором и управ­ ление самолетными системами.

Время — 1 час.

Место — самолет, класс.

43


Наглядные пособия. Макет приборной доски с пи­ лотажными и навигационными приборами, схемы с сис­ темами наддува, герметизации, обогрева и вентиляции самолета.

Порядок выполнения. Занятия проводит командир корабля-инструктор и бортмеханик-инструктор. Инст­ руктор знакомит слушателей с содержанием упражне­ ния, изучает с ними обязанности второго пилота. Пов­ торяет системы наддува, герметизации, обогрева и вен­ тиляции, контроль за работой систем и управления ими с рабочего места второго пилота, использование кисло­ родного оборудования.

Инструктор разбирает вопросы распределения вни­ мания и техники пилотирования с правого сиденья, от­ мечая. что руление по прямой при помощи тормозов на самолете при встречном, попутном, а также при слабом боковом ветре особой сложности не представляет.

Инструктор подчеркивает определенную сложность в выдерживании направления при помощи тормозов в начале разбега при взлете и в конце пробега после по­ садки, особенно с боковым ветром.

Условия выполнения. Слушатель должен твердо ус­ воить порядок действий и распределение внимания при пилотировании с правого сиденья, знать обязанности второго пилота, а также управлять самолетными сис­ темами и вести контроль за их работой.

Летная подготовка

У п р а ж н е н и е 1. Полеты по системам СП-50, ОСП, РСП, «Путь», «Свод».

Цель. Отработать заход и расчет на посадку по сис­ темам СП-50, РСП, ОСП, «Путь», «Свод», а также уход на второй круг визуально и по приборам (под шторкой

44

или в облаках), последовательность действий при захо­ де на посадку и взаимодействие членов экипажа.

Количество полетов—7.

Время — 3 часа 24 мин., из них:

1. По системе СП-50 полетов 3, время—1 час. 48 мин.

2.

По системе РСП

1, время—0 час. 24

мин.

3.

По системе ОСП

1, время—0 час. 24

мин.

4.

По системе «Путь»

1, время—0 час. 36

мин.

5.

По системе «Свод»

1, время—0 час. 12

мин.

Место — прямоугольный маршрут аэродрома; высо­

та — 400 м (или другая

исходная высота для захода и

расчета на посадку).

 

 

Полеты по СП-50

1. Порядок выполнения. Полеты выполняет слуша­ тель с левого сиденья, инструктор—на правом сиденьи. Слушатель выполняет взлет, набор высоты. На высоте

не менее

100 м бортмеханик по команде

инструктора

закрывает

шторками

половину пилотского

фонаря со

стороны

слушателя.

(При полетах в облаках

шторки

не закрываются). Командную связь на земле и

в воз­

духе ведет инструктор.

Первый полет по системе СП-50 выполняется с ухо­ дом на второй круг в визуальных условиях. Для пере­ хода на визуальный полет шторки открывает бортме­ ханик по команде инструктора на высоте пролета ближ­ ней приводной радиостанции. Следующий заход выпол­ няется с уходом на второй круг под шторками. В этих полетах после четвертого разворота инструктор подска­ зывает и, активно вмешиваясь в управление, показы­ вает, как выдерживать скорость полета по прибору и расчетную вертикальную скорость снижения при соот­

45


ветствующей мощности двигателей, как распределить внимание на приборы, подбирать курсовой угол по АРК-5 в сочетании с магнитным курсом и ПСП-48 в зависимости от величины угла сноса, чтобы находиться на линии пути. Инструктор показывает правильное ис­ правление допущенных ошибок, обращает внимание на плавность и координацию движений. Обращает внима­ ние слушателя на последовательность действий и рас­ пределение внимания на приборы после пролета даль­ ней приводной радиостанции, снижение на ближнюю ■радиостанцию, переход на визуальный полет и уход на второй круг с высоты пролета ближней приводной ра­ диостанции (не ниже 70 м). При уходе на второй круг инструктор обращает внимание слушателя на четкость команд, своевременные действия членов экипажа, взаи­ модействие членов экипажа, на поведение самолета при переводе двигателей на взлетный режим, на сохра­ нение заданной высоты и скорости, переход в набор высоты. Последующий заход самолета выполняется с посадкой.

Последующие полеты слушатель под контролем ин­ структора выполняет при полном взаимодействии с чле­ нами своего обучаемого экипажа, которые должны на­ ходиться на своих рабочих местах под контролем своих инструкторов: бортмеханика, бортрадиста, штурмана. Обращается внимание на взаимодействие членов экипажа при заходе на посадку, на выполнение конкретных элементов полета каждым членом экипажа.

Полеты по РСП

Цель. Научить слушателя производить заход и рас­ чет на посадку по командам с земли.

46

Весь полет под контролем инструктора выполняет слушатель. В первом заходе полет необходимо выпол­ нить с включенными радиокомпасами и ПСП-48 для того, чтобы слушатель мог оценить правильность пода­ чи команд с РСП и соразмерять свои действия по управ­ лению самолетом с командами и отсчетом показаний АРК-5 и ПСП-48. Второй заход должен выполняться с полностью выключенными радиокомпасами и ПСП- -48 и только по командам с земли.

При выполнении полетов по системе РСП обратить внимание слушателя на правильность построения пря­ моугольного маршрута:

на команду о пролете траверза дальней привод­ ной и выпуск шасси;

на команду о выполнении третьего разворота;

на выполнение четвертого разворота и вывод са­ молета в створ ВПП;

на момент выпуска закрылков и удержание по глиссаде и курсу в соответствии с командами земли;

на своевременность и четкость выполнения ко­

манд;

на выдерживание необходимого угла упреждения

ирасчетной вертикальной скорости снижения;

на контроль за полетом по пилотажным прибо­

рам;

на методы исправления допущенных ошибок.

Полеты по ОСП

Научить слушателя производить заход и расчет на посадку по ОСП с использованием отсчета показаний

АРК-5 (АРК-П) и взаимодействию

членов

экипажа

при заходе на посадку.

процессе

заходов

Полеты выполняет слушатель. В

на посадку, особенно на предпосадочной прямой, для

47