Файл: Курс учебно-летной подготовки пилотов на самолете Ил-18 (КУЛП Ил-18 1966) утверждено начальником управления учебных заведений МГА 14 декабря 1966 г..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уточнения местоположения самолета разрешается пе­ риодически запрашивать РСП и вносить поправки в курс в зависимости от данных РСП и показаний АРК.

При выполнении заходов инструктор обращает вни­ мание слушателя, особенно при пилотировании на пред­ посадочной прямой:

на особенность полета без контроля курса и глис­ сады по ПСП-48;

на работу радиокомпасов и отсчет их показаний;

на сочетание отсчета показаний АРК с магнит­ ным курсом;

на способы выхода на заданную линию пути;

на взаимодействие членов экипажа и распреде­ ление обязанностей, особенно командира корабля и

штурмана.

Полеты по системе «Путь»

Цель. Научить слушателя производить заход и рас­ чет на посадку по системе «Путь».

Порядок выполнения. Полеты выполняет слушатель с левого сиденья. На предварительном старте необхо­ димо обратить внимание слушателя на подготовку и проверку системы, а именно:

1.На приборе НКП-4 задатчиком курса установить посадочный курс.

2.Поставить переключатель «СП-Свод» в положе­

ние СП.

3. Установить на щитке управления системы ПСП- -48 номер канала и проверить включение питания.

Убедиться в исправной работе курсо-глиссадных приемников по закрытию бленкеров и отклонению стре­ лок на приборе НКП-4 и по отклонению планок при негорящих сигнальных лампах (на приборе ПП-1ПМ— переключатель развода стрелок в положении «Выклю­ чен»).

4.

Проверить

электрическую балансировку курсово­

го приемника, в случае необходимости произвести ба­

лансировку кнопкой

на щитке управления системы

ПСП-48.

Первый заход выполняется визуально, последующие полеты — под шторками.

Переключатель развода стрелок перед третьим раз­ воротом штурман, по команде слушателя, устанавливает в положение «Выключено».

Четвертый разворот выполняется при расчетном МПР по команде штурмана.

Условия выполнения. Слушатель должен отработать все элементы захода и расчета на посадку по системам СП-50, РСП, ОСП, «Путь», использовать эти системы в комплексе, а также и в отдельности, быстро переходить от полета по приборам на визуальный полет, вносить поправки в расчет и производить посадку. Уметь уходить на второй круг как визуально, так и по приборам.

У п р а ж н е н и е 2. Полети с правого сиденья с ис­ пользованием радиотехнических средств.

Цель. Ознакомить слушателя с особенностями тех­ ники пилотирования с правого сиденья, взаимодействия между членами экипажа.

Количество полетов — 2 (с одним уходом на второй круг).

Время — 0 час. 36 мин.

Высота полета — 400 м (или другая исходная вы­ сота)

Порядок выполнения. Полеты выполняет слушатель с правого сиденья, инструктор — на левом сиденьи. Слу­

49



шатель выполняет взлет с выключенным управлением передней ногой, выдерживая направление в начале раз­

бега тормозами, а при достижении скорости

100—

—130 км/час — рулем направления. Инструктор

внима­

тельно следит за действиями слушателя и должен быть готовым в любой момент разбега вмешаться в управле­ ние и исправить ошибку в самом начале ее возникнове­ ния, применив управление передней ногой.

Первый заход выполняется визуально с уходом на второй круг, при этом внимание слушателя обращается главным образом на порядок действий, своевременность команд, их исполнение и распределение внимания при уходе на второй круг с правого сиденья. Второй и тре­ тий заходы выполняются с посадками. В процессе вы­ полнения этих полетов инструктор обращает внимание слушателя на пилотирование самолета с правого сиде­ нья по приборам и распределение внимания при этом, особенно на предпосадочной прямой. При переходе на визуальный полет (высота не менее 100 м) инструктор обращает внимание слушателя на правильное положе­ ние самолета относительно осевой линии ВПП, на точ­ ность расчета. После приземления направление пробе­ га сохраняется слушателем с правого пилотского сиде­ нья с помощью руля направления и тормозов. При до­ стижении скорости 130 км/час инструктор дает команду:

«Беру управление на себя», включает управление пе­ редней установкой шасси и переключает тормоза на себя.

Условия выполнения. Слушатель должен правильно распределять внимание при взлете, посадке и уходе на второй круг, знать особенности пилотирования самоле­ та с правого сиденья и обязанности второго пилота.

50

ЗАДАЧА ЧЕТВЕРТАЯ

Обучение пилотированию при отказе в работе одного и двух двигателей

Цель. Научить слушателя правильным действиям при отказе' одного двигателя в зоне, пилотированию са­ молета при авторотирующем и зафлюгированном вин­ те, а также запуску двигателя в воздухе. Научить слу­ шателя правильным действиям при отказе одного и двух двигателей на различных режимах полета. Обу­ чить выполнению горизонтального полета, набора вы­ соты, снижения, разворотов в сторону работающих и неработающих двигателей, захода на посадку и посад­ ке на трех и двух работающих двигателях.

Наземная подготовка — 2 часа. Количество полетов — 4. Время — 1 час. 36 мин.

Наземная подготовка

У а р а ж н е н и е 1а. Наземная подготовка к обуче­ нию правильным действиям в момент отказа двигателя на различных режимах полета, пилотированию самоле­ та при работе винта в режиме авторотации и с зафлюгированным винтом. Запуск двигателя в воздухе. Заход и расчет на посадку с одним и двумя отказавшими дви­ гателями.

Время — 2 часа.

Место— класс, самолет, тренажер.

Наглядные пособия. Макет самолета Ил-18, схема пилотажных зон, методическая разработка по данному упражнению для бортмехаников, «Руководство по лет­ ной эксплуатации самолета Ил-18», глава V (полет и

51


посадка с неработающим двигателем, винт которого авторотирует), и схема работы винта в режиме авторо­ тации. Занятия проводит инструктор и бортмеханикинструктор.

Порядок выполнения. Инструктор ставит перед лет­ ной группой цель освоения данного упражнения, значёние тщательной подготовки к полету на земле и слож­ ности работы всего экипажа в воздухе.

Последовательно объясняет причины возникновения отрицательной тяги при отказе двигателя в полете, спо­ собы борьбы с этим явлением, разбираются признаки отказа двигателя, показания приборов при этом. Тща­ тельно изучается глава V руководства по летной экс­ плуатации, пилотирование самолета с одним и двумя отказавшими двигателями. Проверяются знания в при­ менении противопожарной системы в соответствии с руководством по летной эксплуатации самолета Ил-18.

При проведении наземной подготовки изучаются слу­ чаи отказа дзигателей в полете по материалам прика­ зов МГА. Изучаются действия экипажа при отказе дви­ гателя на разбеге, после отрыва самолета от земли и порядок продолжения взлета с одним отказавшим дви­ гателем. Разбирается порядок пилотирования самолета и действия экипажа при отказе двигателя в наборе вы­ соты, в горизонтальном полете, на эшелоне и на сниже­ нии. Особенности полета при отказе двигателя в раз­ личных метеорологических условиях. Особенности по­ лета с авторотирующим винтом на эшелоне, где истин­ ная скорость более 410—420 км/час. Снижение самоле­ та с авторотируюшим винном, снятие авторотирующего винта с гидроупора, последовательность действий эки­ пажа при этом. Изучается техника выполнения сниже­ ния по схеме, захода на иосадку при полете на двух и трех работающих двигателях, а также с авторотирую-

52

тцим винтом. Последовательность действий при посадке на двух и трех работающих двигателях и с автороти­ рующим винтом. Действия экипажа в случае ухода на второй круг на трех и двух работающих двигателях.

Большое внимание должно быть уделено изучению возможных ошибок в полете, анализу причин, порож­ дающих ошибки, и правильному устранению ошибок в полете.

Для более глубокого и полного усвоения всего ком­ плекса вопросов, связанных с полетом при нессиметричной тяге, занятия сопровождать иллюстрацией на­ глядных пособий и примерами из летной практики.

Каждый член экипажа должен понимать, что расте­ рянность, недостаточная выучка и несработанность чле­ нов экипажа могут явиться причиной летного происше­ ствия при отказе в работе одного или двух двигателей.

К полету с отказом одного или двух двигателей мо­ жет быть допущен слушатель только при условии отлич­ ных и хороших знаний особенностей пилотирования са­ молета при несимметричной тяге. Далее инструктор про­ водит розыгрыш полета в зону, обучает действиям в по­ лете при выключении и запуске двигателя в воздухе. Разбирается особенность ведения связи при полете а зону. Снижение по схеме и посадка на трех работающих двигателях. Проводится розыгрыш полета по прямо­ угольному маршруту с отказом двигателя на взлете, в режиме горизонтального .полета, заход на посадку на трех и двух работающих двигателях с целью обучения слушателей. В процессе розыгрыша полета целесообраз­ но давать вводные задачи, которые слушатели должны решать быстро и правильно.

Условия выполнения. Слушатели должны твердо ус­ воить взаимодействие членов экипажа при возникнове­ нии несимметричной тяги в полете, усвоить особенности


техники пилотирования самолета при отказе в работе двигателя на любом этапе полета, порядок действий при заходе на посадку на трех и двух работающих двигате­ лях и с авторотирующим винтом. Знать порядок веде­ ния связи при полете в зону, уметь эксплуатировать системы самолета.

Летная подготовка

У п р а ж н е н и е 1. Полет в зону для обучения пра­ вильным действиям при полете с авторотирующим вин­ том, запуск двигателя в воздухе, снижение, заход и рас­ чет на посадку с одним отказавшим двигателем (винтво флюгерном положении).

Цель. Научить слушателя: выполнению набора вы­ соты на наивыгоднейшей скорости и горизонтального полета, выключению двигателя в полете и пилотирова­ нию самолета с авторотирующим винтом и винтом во флюгерном положении, запуску двигателя в воздухе, снижению и заходу на посадку с одним отказавшим двигателем, винт которого во флюгерном положении.

Время — 1 час. 00 мин. Количество полетов —1.

Порядок выполнения. Перед выполнением полета в зону слушатель обязан знать:

— режим работы двигателей на различных этапах полета;

— номер зоны, ее расположение (МПУ, расстояние и время полета до нее), порядок входа в зону и набора высоты;

заданную высоту полета (эшелона);

порядок осмотрительности в зоне, ведение связи;

порядок выхода из зоны и заход на посадку по системе СП-50;

54

— технику выполнения полета с авторотирующим винтом, винтом во флюгерном положении и запуск дви­ гателя в воздухе.

Полет выполняет слушатель с левого пилотского си­ денья.

Связь на рулении и на старте ведет инструктор, в воздухе—слушатель. При необходимости обучить веде­ нию связи ее могут вести слушатели—штурман или ра­

дист под

контролем

инструктора и

бортрадиста-инст-

руктора.

получения

от инструктора

задания

на полет

После

слушатель

в составе

экипажа производит

подготовку

самолета к выруливанию и взлету.

На линии исполнительного старта бортрадист чи­ тает карту обязательных проверок; после проверки слу­ шатель докладывает инструктору о готовности к взле­ ту. Инструктор запрашивает у старта разрешение на взлет, номер пилотажной зоны, высоту полета в зоне. Слушатель с разрешения инструктора производит взлет с набором высоты, направляется в пилотажную зону по указанию руководителя полетов или согласно схеме набора высоты по инструкции. В наборе высоты связь ведет слушатель согласно инструкции ведения связи под контролем командира корабля-инструктора и бортрадиста-инструктора.

Набор высоты до 4000 м выполняется на скорости 390 км/час, в дальнейшем полете скорость уменьшает­ ся по прибору на 10 км/час через каждые 1000 м высо­ ты, но она не должна быть менее 325 км/час. С высоты 4000 м включается кислородное оборудование.

О занятии зоны слушатель докладывает по ко­ мандной радиостанции РДС, получает разрешение на пилотирование самолета в зоне. Высота в зоне выдер­ живается по давлению 760 мм.

55