Файл: Курс учебно-летной подготовки пилотов на самолете Ил-18 (КУЛП Ил-18 1966) утверждено начальником управления учебных заведений МГА 14 декабря 1966 г..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По команде штурмана слушатель берет такой МК, чтобы, сохраняя положение самолета в зоне, приступить к выполнению упражнения. На заданной высоте в ре­ жиме горизонтального полета установить УПРТ=72°, до­

вести истинную скорость до 550—500 км/час. Инструк­ тор дает команду экипажу: «Подготовиться к выклю­

чению двигателя». Бортмеханик проводит подготовку двигателя к выключению и по команде инструктора вы­ ключает двигатель краном останова. В течение 30 се­ кунд полет выполняется с авторотирующим винтом. Об­

ращается внимание слушателя на поведение самолета, на особенности техники пилотирования. По истечении 30 секунд винт выключенного двигателя вводится во флюгерное положение и выполняется полет на трех дви­ гателях. Выполняются развороты в сторону работаю­ щих двигателей и в сторону, где винт находится во флю­

гере. При пилотировании самолета истинная скорость не должна быть меньше 450 км/час. После выполнения разворотоз производится запуск двигателя в воздухе.

Инструктор берет управление самолетом и дает коман­ ду о подготовке двигателя к запуску. Экипаж проводит подготовку двигателя к запуску и запуск. В процессе за­ пуска двигателя инструктор пилотирует самолет, слу­ шатель следит за запуском двигателя и по команде бортмеханика проводит частичное флюгирование винта, предотвращая заброс оборотов.

После запуска проводится прогрев двигателя, затем устанавливается необходимый режим работы. Упраж­

нение повторяется до полкой отработки всех действий слушателем на оценку не ниже «хорошо». Окончив вы­ полнение задания в зоне, слушатель запрашивает у РДС разрешение и условия снижения.

56

Слушатель выполняет

снижение

до

высоты

4000

м

с вертикальной скоростью по вариометру 5 м/сек

(пока­

зания кабинного вариометра 2—3 м/сек),

число М

не

должно

превышать 0,65.

С высоты

4500 м перейти

на

связь к

КДП аэродрома

посадки

и с

высоты

4000

м

снижаться с вертикальной скоростью

до

10 м/сек

до

исходной высоты, указанной КДП. Скорость по прибо­ ру не более 510 км/час, УПРТ = 16°+ Г, до высоты 1000 внутренним двигателям, при необходимости устанавли­ вать УПРТ = 0°.

Перед выходом из зоны до начала снижения штур­ ман включает и проверяет работу зсех радиотехничес­ ких средств на самолете, рассчитывает условия захода по системе и в письменной форме представляет расчет слушателю, докладывает о работе радиотехнических средств.

На высоте 1200 м перейти на связь со стартом, по­ лучить разрешение на дальнейшее снижение по схеме и заход на посадку на трех работающих двигателях. На высоте 1000 м установить всем двигателям УПРТ не менее 16°+1°. По команде командира корабля-инструк- тора бортмеханик-инструктор вводит винт одного из внешних двигателей во флюгерное положение при по­ мощи кнопки КФЛ-37. Слушатель определяет сторону отказа двигателя и дает команду экипажу: «Отказ дви­ гателя слева (справа)», а также команду о флюгировании винта отказавшего двигателя. Инструктор обра­ щает внимание слушателя на поведение самолета в мо­ мент отказа двигателя. Обучает правильному и свое­ временному увеличению режима работы двигателей для сохранения скорости полета на снижении, показывает, как сбалансировать самолет триммерами при снижении на трех работающих двигателях.

5?


На высоте 400 м самолет переводится в режим го­ ризонтального полета, скорость не менее 350 км/час, режим работы двигателей—необходимый для сохранения заданной скорости полетаДля уменьшения разворачи­ вающего момента в сторону отказавшего двигателя це­ лесообразно внутренним двигателям мощность устанав­ ливать больше по отношению к внешнему работающему двигателю на 5°—10° по УПРТ.

Полет на трех работающих двигателях существен­ но не отличается от полета в обычных условиях, поэто­ му шасси выпускаются при заходе по прямоугольному

маршруту на траверзе ДПРМ, после третьего разворота выпускаются закрылки на 15°, скорость полета сохра­ няется такая же, как и в обычном полете. Выпуск за­ крылков на 30° выполняется при входе в глиссаду пе­ ред снижением. При снижении по глиссаде инструктор обращает внимание слушателя на порядок уменьшения мощности работающим двигателям. Вначале уменьша­ ется мощность симметрично отказавшему до величины

на 5 —7° больше табличных данных, а затем уже сим­ метрично работающим, с таким расчетом, чтобы к мо­ менту выравнивания мощность всем двигателям соот­ ветствовала величине не менее табличных дан­ ных.

После посадки бортмеханик-инструктор по команде инструктора переводит рычаги управления двигателя­ ми на «Земной малый газ» и снимает по команде вин,- ты внутренних двигателей с гидроупора. Винт внешнего двигателя снимается с гидроупора на скорости 50—

60 км/час. После заруливания слушатель ставит само­ лет на стояночный тормоз и получает замечания инст­ руктора по выполнению полета.

58

Условия выполнения. Слушатель должен научиться производить набор высоты на наивыгоднейшем режиме полета. Правильно вести связь с СК.П, КДП, РДС. Ус­ воить технику пилотирования самолета с авторотирую­ щим винтом, с винтом во флюгерном положении, обу­ читься действиям пилота при запуске двигателя в воз­ духе. Ознакомиться с поведением самолета при отказе двигателя на снижении, научиться пилотировать само­ лет при снижении на трех работающих двигателях, вы­ полнять заход на посадку по схеме на трех работаю­ щих двигателях, научиться эксплуатировать кислород­ ную систему в полете.

У п р а ж н е н и е 2. Обучение правильным действиям при отказе двигателя в горизонтальном полете с после­ дующим заходом и расчетом на посадку при трех рабо­ тающих двигателях.

Цель. Обучить слушателя правильным действиям при отказе двигателя в горизонтальном полете с последую­ щим заходом и расчетом на посадку при трех работаю­ щих двигателях.

Количество полетов — 2.

Время — 0 час. 24 мин.

Порядок выполнения. Слушатель находится на ле­ вом сиденьи, инструктор— на правом. У пульта управ­ ления бортмеханик-инструктор. Весь полет выполняет слушатель. При этом метеоусловия должны быть: види­ мость не менее 5 км, высота нижней кромки не менее 500 м при отсутствии болтанки на высотах полета. Ско­ рость бокового ветра не должна превышать 8 м/сек со стороны отказавшего двигателя и со стороны работаю­ щих — не более 3 м/сек. Инструктор докладывает СКП о предстоящем выключении двигателя в полете и полу­ чает разрешение на выполнение полета. Слушатель вы-

59



рулявает на линию исполнительного страта,

готовится

к взлету согласно контрольной карте. С

разрешения

СКП слушатель выполняет взлет. После выполнения второго разворота бортмеханик-инструктор по команде инструктора краном останова выключает один из внеш­ них двигателей. Так как режим работы двигателей з мо­ мент выключения был по УПРТ 35—40°, винт выключен­ ного двигателя автоматически во флюгер не входит. Слу­ шатель своевременными и энергичными действиями дол­ жен удержать самолет в прямолинейном полете, опре­ делить сторону отказа двигателя, подать команду о флюгировании винта и увеличении мощности работаю­ щих двигателей до номинальной.

Бортмеханик-инструктор убеждается в правильности поданной команды и выполняет ее. Одновременно до­ кладывает экипажу, какой винт зафлюгирован и, в зави­ симости от скорости полета, по команде слушателя ус­ танавливает необходимую мощность работающим дви­ гателем. Слушатель продолжает полет по прямоуголь­ ному маршруту, балансирует самолет триммерами и вы­ полняет заход, расчет и посадку на трех работающих двигателях. Инструктор обращает внимание на важность своевременного реагирования слушателя на отказ в ра­ боте двигателя, на необходимость удержания самолета в прямолинейном полете, особенно в момент отказа, ког­ да винт еще не зафлюгирован, на своевременную и точ­ ную подачу команды о флюгировании винта и увеличе­ нии мощности работающих двигателей. Авторотация винта допустима не более 30 сек-

Слушатель убеждается, что в случае отказа в рабо­ те одного двигателя и установки винта этого двигателя во флюгерное положение техника пилотирования суще­ ственно не отличается от полета на четырех двигателях,

60

поэтому сохраняются те же скорости полета и величи­ на крена на разворотах, что и в обычном полете.

Мощность работающих двигателей требуется не­ сколько большая, чем при. полете на четырех работаю­ щих двигателях. Для уменьшения разворачивающего момента в сторону отказавшего двигателя симметрично работающим двигателям установить УПРТ на 5—10° больше, чем третьему работающему двигателю. Заход и расчет на посадку слушатель выполняет как в обычных полетах, в горизонтальном полете на скорости 350 км1час на траверзе выпускаются шасси, выпуск за­ крылков на 15° выполняется после третьего разворота, на 30° закрылки выпускаются при входе в глиссаду пе­ ред началом снижения. При расчете на посадку внача­ ле уменьшается мощность внешнего работающего дви­ гателя, а затем внутренних так, чтобы на высоте вы­ равнивания мощность всех работающих двигателей была не меньше табличных данных. Обращается вни­ мание слушателя на то, что после приземления и умень­ шения мощности двигателей до земного малого газа вначале снимаются с гидроупора только винты внутрен­ них двигателей; винт внешнего работающего двигателя снимается с гидроупора на скорости 50—60 км/час.

В случае вынужденного ухода на второй круг инст­ руктор должен своевременно принять решение об этом, произвести повторный заход на посадку на трех двига­ телях. Инструктор должен своевременно вмешиваться в управление самолетом, если слушатель не справляет­ ся с отдельными элементами полета, а также своевре­ менно исправлять ошибочные команды слушателя.

Условия выполнения. Слушатель должен безоши­ бочно действовать в случае отказа двигателя в горизон­ тальном полете, четко давать команды, сохранить поло-

61


женные скорости полета, высоты, крены в разворотах,, снимать нагрузку триммерами, производить точный за­ ход и расчет на посадку. Уметь пользоваться торможе­ нием винтами для сокращения длины пробега при по­ садке.

У п р а ж н е н и е 3.

Обучение

правильным

действиям

для продолжения взлета

при выключении одного внеш­

него двигателя. Заход

и

расчет

на посадку

при после­

довательном выключении двух двигателей на одной по­ ловине крыла.

Цель. Обучить слушателя правильным действиям при отказе одного двигателя на взлете после уборки шасси, умению продолжать взлет на трех двигателях, выполнять набор высоты, развороты, горизонтальный полет, умению пилотировать самолетом при отказе вто­ рого двигателя на одной половине крыла, выполнять развороты в сторону отказавших и работающих двига­ телей, умению производить заход и расчет на посадку на двух двигателях, работающих на одной половине крыла.

Количество полетов— 1. Время — С час. 12 мин.

Порядок выполнения. Слушатель находится на ле­ вом сиденье, инструктор — на правом. У пульта управ­ ления — бортмеханик-инструктор. Полеты по данному упражнению выполняются при высоте облачности не менее 500 м и видимости не менее 5 км- Скорость боко­ вого ветра не должна превышать 8 м/сек со стороны от­ казавших двигателей и не более 3 м/сек со стороны ра­ ботающих.

Получить разрешение СКП на выполнение полета на двух двигателях. Слушатель выруливает на исполни­ тельный старт и производит взлет. После отрыва само-

62

лета на высоте не менее 5 м и скорости не менее 250 км/час, в момент уборки шасси или после уборки шасси, по команде инструктора бортмеханик-инструктор краном останова выключает один из внешних двигателей. Авто­ мат флюгирования переводит лопасти воздушного винта во флюгерное положение. В этот момент нужно быть го­ товым к тому, что, если винт не зафлюгируется автома­ тически, его нужно немедленно зафлюгировать от кноп­ ки КФЛ-37 и аварийно. Экипаж продолжает взлет в со­ ответствии с инструкцией по пилотированию самолета.

В момент выключения двигателя слушатель удер­ живает самолет от разворота и крена, обеспечивает бе­ зопасность полета с одним отказавшим двигателем и продолжает взлет на трех двигателях. При достижении высоты 50 л и скорости 300 км/час убираются закрыл­ ки, при достижении скорости 320—350 км/час устанав­ ливается номинальный режим, самолет балансируется триммерами и на высоте 400 м выполняется полет по прямоугольному маршруту, шасси на траверзе не вы­ пускаются.

После выполнения третьего разворота в режиме го­ ризонтального полета двигателю со стороны выключен­ ного двигателя устанавливается УПРТ не ниже 64° для того, чтобы вступила в работу система автоматического флюгирования, после чего по команде инструктора бортмеханик-инструктор краном останова выключает этот двигатель. Винт входит во флюгер автоматически. Слушатель отпределяет отказ двигателя, удерживает самолет от разворота и крена, дает команды на флюги-

рование винта и увеличение УПРТ работающим двига­ телям, балансирует самолет триммерами. Бортмеханикинструктор при выключении внутреннего двигателя вни­ мательно выполняет все команды слушателя, должен

63