Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При k2=

ш

 

 

 

s i n

~ U k c o s

< ^ + 8 > ] о . 5 < р Р л ;

 

 

 

(33)

W > ~ U

« n I ^ + . 8 )

- g ^ c o s

<ft,H-3)] 0 , 5 C p / V H .

Ч а с т о т ы р е з о н а н с н ы х

к о л е б а н и й

определяются

из выражений:

 

 

 

 

 

 

/ 1 = = 0 , 5 А і / * ;

/ 2 = 0 , 5 £ 2 / т с .

 

 

Р е з о н а н с н а я

с к о р о с т ь

д в и ж е н и я

а і с Р е з =

7,2L„ fi c

[км/ч].

 

 

 

 

 

= 1 1 №іс 1

При проезде одной

полуволны синусоиды

(fi c

8 = 0 ) формулы (32) и

(33) будут «меть вид:

 

 

 

р2 ітссР г2і «н _

 

 

 

 

 

Aaxki

 

(^l = co)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р2 2 ігср /2 іа„

 

 

 

 

?(*)

=

2 &2

'

</?2 =ш)

 

 

 

р2 тсср г2 іан

 

 

 

 

 

 

 

 

PW =

2 &2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяя рассмотренные расчетные схемы, можно решать

различные конкретные

задачи

.динамических исследований. В

качестве примера вычислим и сравним показатели поперечноугловых колебаний трактора при трелевке пакета хлыстов в по­ луподвешенном (см. рис. 26) и полупогруженном (рис. 27) поло­ жениях (схемы упрощенные). Расчетные параметры следующие:

/ 0 2

п = 6 - 1 0 3 кгс-см-с2 ;

G' n =5000,

 

G n = 3300 кгс; L n = 1 4 0 , Я п =

=

35 см; / т = 1 0 3

кгс-см-с2 ; с р = 1

8

0 кгс/см; n = 2; G = 5000 кгс;

Я к = 9 2 , /, = 100,

D =

105, 1 = 210,

/ і = 2 0 см.

Для первой системы максимальный угол <рт а х отклонения подрессоренной массы в условиях резонанса (р= ш) подсчитан по формуле

 

?mas

 

ан ср /2 1 и

 

4

(0,5cpl2in-GH-GnHn)

Он

оказался равным

20°. Частота резонансных колебаний fc =

=

3,23 1/с, резонансная скорость у р е з = 2 3 , 3 км/ч.


Для определения отклонений трактора при трелевке полу­

подвешенного

пакета по формулам

(20) находим коэффициенты

aih и cih :

 

 

 

 

а п =

35-103 кгс-см-с2 ;

сц =

88-104 кгс-см;

 

 

а1284-102 кгс-см-с2 ;

с і 2 = 0 ;

о;22

=

122-102 кгс-ем-е2 ;

с 2 2 = 3 5 - 1 0 4 кгс-см.

Рис. 27. Схема поперечно-угловых колебаний трактора при полупогруженном способе трелевки леса.

Числовые значения коэффициентов удовлетворяют необхо­ димым условиям, т. е.

 

35-103 -122-103

— 8 4 М 0 4 > 0 ;

 

 

 

88-104 -35-104

— с 2 1 2 > 0 .

 

 

Связь между обобщенными координатами характеризуется

коэффициентом

«12 = 84-102 жгс-см-с2 .

 

 

Парциальные частоты,

т. е. частоты колебаний координат '-?

и р при условии отсутствия связи

между

ними, равны: п2 ] = 25,

п22=28,7

1/с2.

с в я з и между

5 и Р

характеризуется

отно­

С т е п е н ь

сительным

безразмерным

коэффициентом у22і2/(апа22)

=

= 0,165.

 

 

 

 

 

 

3. Зак. 2164


После

(подстановки

значений

п2и

п22,

у2 в формулы

(22)

получаем частоты колебаний исследуемой системы: ^L

= 4,35, k2 =

= 6,76

1/с.

Значения частот

колебаний

удовлетворяют (необхо­

димым условиям 0</г 2 і

< гг2ь-

п 2

2 k 2

2 <

-4- оо.

форм

глав­

По

формулам (23)

определяем

коэффициенты

ных колебаний: Pi=0,74; р2 =

—0,66.

 

 

главном

колебании

Как видим, р і > 0

и § 2 < 0 ,

т. е. при

низшей частоты kx знаки о и р одинаковы, а при главном коле­ бании высшей частоты — различны. В первом главном колеба­ нии оба тела отклоняются одновременно по одну сторону от вер­ тикали, причем отношение углов отклонения остается постоян­ ным (»<') = ^р<') ) . Во втором главном колебании отклонения происходят по разные стороны вертикали при том же неизмен­

ном отношении

углов

9

и (3.

 

 

 

 

 

aic

По

 

соответствующей

формуле

определяем

коэффициенты

: a!=434-102 кгс-см-с2 ;

а 2 = 1 6 5 - 1 0 2

кгс-ом-е2 .

 

 

Для определения значений углов ф и р

при совпадении

частот

главных

колебаний

системы

с

частотой

возмущающей

силы, т. е. при

k\ =

ш и k2=

<о, воспользуемся формулами

'(32),

(33).

Получаем:

при k{=

ш

? = 2 2 ,

р = 3 0 ° ,

^=0,693;

при

k2~

ш

 

сэ = 3 0 ,

ф =

—45°,

/ 2 =1,07 . Резонансные скорости

рав­

ны: у 1 р

е

з = 5, v2pe3

= 7,7

км/ч.

 

 

 

 

 

 

Как

видно из приведенного

примера, первая

схема трелевки

пакета в полупогруженнам состоянии является более устойчи­ вой. Резонансные скорости движения у нее сдвинуты в сторону

более высоких значений.

Если

первая

схема при

движении

со

скоростью

5 км/ч

имеет

угол ср = 2 2 ° ,

то

вторая

— » = 5 °

при

движении

с этой

же

скоростью.

'Конечно, соотношение углов

может изменяться

при

соответствующем

подборе

параметров

систем ср , L , Н, НП

и

т. д.

 

 

 

 

 

Величины углов,

 

вычисленные таким

методом, несколько

завышены, так как при расчетах не учитывается наличие сопро­ тивлений, в частности трение хлыстов по земле в месте их кон­ такта, наличие амортизаторов и т. д., которые будут уменьшать размах колебаний. Так, при наличии амортизаторов в подвеске для полупогруженной схемы трелевки (см. рис. 27) (относитель­ ный коэффициент затухания Y =0,5) максимальный угол рас­

качки ср т а х будет уже не 10,

а 8°.

Таким образом, коэффициенты связи, форм главных коле­

баний, парциальные и главные

частоты и т. д. дают возможность

проанализировать работоспособность выбранной, схемы на про­ межуточных стадиях проектирования с целью выбора наиболее рациональных параметров системы.


3

Колебания упругих систем при возмущениях случайного характера

Часто упругие механические системы находятся под воздей­ ствием случайных сил. Колебания таких систем изучаются с привлечением методов теории вероятностей.

Согласно теории стационарных случайных функций, ампли­ тудный спектр, или спектральная плотность 5 (ю), вынужденных колебаний линейной динамической системы является, спектром квадратов амплитуд .воздействия. Поэтому амплитудный спектр вынужденных колебаний можно получить, если энергетический спектр воздействия умножить на квадрат амплитудной частот­ ной характеристики, т. е.

 

S (со) = 1 W (І«)12 Ф

(ю),

(34)

где Ф (со)

— спектральная плотность воздействия;

 

| W(uu)|

частотная характеристика

динамической системы.

Таким

образом, пользуясь формулой

(34), по

характери­

стикам случайной функции на входе линейной системы можно найти характеристики случайной функции на ее выходе.

Методами теории стационарных случайных процессов часто

пользуются и для решения задач о взаимодействии

линейных

систем с гармонической возмущающей силой вида e'mt.

В этом

случае реакция у (t) системы на воздействие представляется в

виде того же гармонического колебания, умноженного на частот­

ную характеристику, т. е- y(t)=H

\ W (гш) \ е~ы.

 

При изучении

взаимодействия

транспортных

машин с м и к а

рорельефом дорог,

носящим случайный

характер, пользуются

так называемой спектральной теорией

подрессоривания - [3], в

основе пользования

которой лежит

соотношение

(34).

Получение спектральной плотности воздействия от неровно­

стей дороги Ф («> ) рассмотрено в главе

I I . Что касается ампли­

тудно-фазовой частотной характеристики W(tco), то она может быть получена либо из экспериментальных данных, либо теоре­ тически по дифференциальным уравнениям движения.

Применим

расчетно-теорегический способ получения а м-

п л и т у д н ы х

ч а с т о т н ы х х а р а к т е р и с т и к к системе,

показанной на рис. 18. Продольно-угловые и вертикальные ко­ лебания данной системы описываются дифференциальными урав­ нениями (14).

•В правой части уравнений (14) две возмущающие функции времени:

где %-г— запаздывание воздействия на задние колеса автопо-


езда по отношению к передним. Для нашего случая (см. рис. 18)

 

 

 

x2=L2/v,

где v

скорость

движения;

L

— база полуприцепа.

Для

краткости

воспользуемся о п е р а т о р н о й формой

записи дифференциальных уравнений. Введем операторы диф­ ференцирования:

 

 

 

d

.

d2

 

 

 

 

 

 

 

р=игц p=iw-

 

 

 

 

Тогда уравнения

(14) перепишутся в

виде:

 

 

dx

(p)zQ2+d2(p)

*2

= [ Z f t (kjp+c,)

U (t -

+ 2

Д« (kJP

+

 

 

 

+cj)h

(t-*j)]/M;

 

 

 

 

dz (P)

«2+^4 (P)

Z02=

[ 2 ,Є, I j (kjP

+ Cj)

/, (t

-

-.j) + 2

lj (kj

p+

 

 

 

+cJ)h(t—tJ)]II,

 

 

 

 

(35)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

di (p) =p2+alp+a2;

d2(p)

=

 

a3p2+a4p+a5;

 

 

ds(p)

=p2+asp+a7;

d4(p)

 

 

=asp2+a9p+ai0.

 

Уравнения (35), содержащие в правой части две различные функции возмущения одного и того же аргумента (t— т;. ), опи­ сывают продольно-угловые колебания системы, изображенной «а рис. 18. Поперечно-угловые колебания полуприцепа, как было отмечено, описываются дифференциальным уравнением (9), ко­ торое можно записать в виде

где / х

момент

инерции

системы относительно

продольной

Ci =

оси, проходящей

через центр

тяжести системы;

 

2b2nkJIx;

с2=2Ь2псш/1*.

 

 

одна

В правой части полученного уравнения содержится

возмущающая функция времени f2 [t—^

), так как

воздействие

на полуприцеп в

поперечной плоскости

происходит только

от

поперечных превышений неровностей дороги по правой и левой колее.

 

В операторной форме уравнение поперечно-угловых

колеба­

ний полуприцепа

запишется так:

 

 

 

 

 

d5(p)h

= b „ f 2 ( t - x j )

{ркшшх,

 

(36)

где

ds(p)

=p2+cip+c2.

 

и

(36)

 

Итак, с помощью дифференциальных уравнений (35)

мы описали колебания исследуемой системы. Следующая

зада­

ча

— определение ее частотных

характеристик. Определим

сна-