Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тическими спектрами (спектральная плотность воздействия), которые являются изображением Фурье корреляционной функ­ ции.

Э н е р г е т и ч е с к и й с п е к т р есть спектр корре­ ляционной функции Ф ( ы ) случайного стационарного процесса,

который

пропорционален

квадрату

амплитуд.

Для получения

такого

опектра достаточно

взять

от нее интеграл

Фурье

[52, 53,

54], т.

е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф ( ш ) = ~ | _ ~ Я Ы е - ' ^ с » .

 

(15)

Чтобы решить задачу в обратном порядке, можно восполь­

зоваться

выражением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R (т) =

| _ * Ф

(ш)

е-'^сіш.

 

 

Проинтегрировав

выражение

(15) подстановкой в него зна­

чения

корреляционной

функции,

получим

расчетную

формулу

для вычисления значений спектральной плотности.

 

Если

корреляционная

функция

задана

формулами:

 

 

 

 

Р , ( х ) = Л е—М;

 

 

 

 

 

р2 ( т ) =А e-*W cos$x ;

 

 

 

 

 

Р з ( х) ге

-*'W+A2e-a'\'-\.tos$i,

 

 

выражения спектральных

плотностей в преобразованном виде

[53]будут соответственно:

ф, ( ш ) = е д Л а / [ Ц а 2 + о ) 2 ) ] ;

Ф - н ^ [ , +

, ( : + Р

)

2 + а

г +

( : _ Р )

г

] ;

о б )

Ф

1 ;

ті( а 2 ! + ш2)

^

2тг

[ а 2

2 + ( о

+

{))2

"t"

Величина нормированной спектральной плотности опреде­

ляется по формуле

р ( ш ) = Ф

)/#(0). Для вычисления спект­

ральных

плотностей при скоростях,

отличных от скорости 1 м/с,

необходимо

в их

выражения

подставить

значения

к о э ф ф и ­

ц и е н т о в к о р р е л я ц и о н н о й

с в я з и

а и

р

для нужной

скорости

движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Графики Ф (со) являются дорожными спектрами и показы­ вают, на какой частоте и с какой интенсивностью дорога воз­ буждает колебания движущейся транспортной машины (рис. 25). Как видно из графиков, дорога возбуждает колебания не одной


какой-либо частоты, а целый спектр колебаний. Ширина диапа­ зона частот зависит от скорости движения и качества дороги.

Спектральная плотность, как и корреляционная функция, является симметричной убывающей функцией. С увеличением частоты интенсивность возмущения уменьшается. Как следует

Рис. 25.

Энергетический спектр воздействия участка

 

дороги:

/ — г> = 10

км/ч; 2 — и = 15 км/ч; 3 — t) = 30 км/ч; 4 с = 60км/ч .

из анализа приведенньюс уравнений, наибольшее значение спект­ ральной плотности будет при ю = Р . Это значит, что наиболь­ шая величина 'возмущения наблюдается при этой частоте. Фи­ зически это объясняется тем, что коэффициент корреляционной связи р одновременно является и частотой главной гармоники, которая входит и в выражение корреляционной функции и в состав случайной функции, описывающей дорожный микропро­ филь. Поэтому при этой частоте наблюдается всплеск спект­ ральной плотности, причем количество таких всплесков будет равно количеству членов выражения спектральной плотности, содержащих коэффициенты р.

Из выражений (16) и (17) видно, что гари « = 0 значения спектральной плотности не равны нулю, т. е. они не проходят

через

начало координат. Из уравнения

(16), если

ш = 0 ,

имеем

из

уравнения

Ф 2 ( 0 ) = = : Я ( 0 ) Л а / [ * ( а Ч - Р 2 )],

 

 

 

(17) —

 

 

 

 

 

 

 

Фэ (0) =

Д (0)Ліа,/(я а 2 ,) +R(0)A2

«2 /[ г. ( а2

2 4-р2 ) ] .

 

 

Величина

максимума

зависит от

соотношения

параметров

а

и

р , от соотношения

постоянных коэффициентов

А\

и А2 и

скорости движения. При увеличении скорости движения коэф­ фициенты корреляционной связи увеличиваются, поэтому вели­ чины максимумов падают. Причем для больших скоростей дви­ жения кривые спектральной плотности более плавные, а макси­ мумы проявляются не так резко.

При уменьшении а убывание кривых корреляционных фун­ кций будет более медленным, соответственно в спектре случай­ ной функции большой удельный вес приобретают малые часто­ ты. В этом случае кривая спектральной плотности вытяпивается вверх, одновременно сжимаясь с боков. Если а увеличивается, преобладание малых частот становится все менее выраженным.

По характеру корреляционной функции в общих чертах можно судить о виде кривой спектральной плотности. Чем более круто поднимается кривая корреляционной функции (меньше время корреляционной связи), тем более пологой будет кривая

спектральной

плотности.

 

 

 

Установлено,

что высота

неровностей

в одинаковой степени

увеличивает

или

уменьшает

ординаты

спектра,

влияние же

длины неровностей более сложно.

 

 

Энергетические спектры воздействия зависят только от ка­

чества дороги и скорости движения. Ими можно

пользоваться

три проектировании любой транспортной

машины.

 


Глава Ш

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1

Свободные колебания

При отсутствии возмущающей силы,, если состояние равно­ весия упругой системы было нарушено и затем она предостав­ лена самой себе, система совершает с в о б о д н ы е к о л е б а - н и я.

Рассмотрим простое стандартное уравнение [55], которое применимо ко многим механическим линейным системам с од­ ной степенью свободы. Уравнение имеет вид

 

 

х-{-р2х=0,

 

 

(18)

где

х — перемещение;

 

 

 

 

P—Vcjm

— частота свободных колебаний

жесткость

 

 

упругого элемента, т — масса).

 

 

 

Ч а с т о т а

колебаний р зависит от параметров

системы, но

не зависит от начальных условий. Она является

важным показа­

телем, характеризующим колебательные свойства системы.

 

Уравнение

(18) имеет решение ;в виде х—Сх

sin

pt-\-C2smpt,

где Сі и С2 — постоянные, определяемые из начальных условий,

характеризующиеся

н а ч а л ь н ы м с м е щ е н и е м

Хо

и

на ­

ч а л ь н о й с к о р о с т ь ю v0,

т. е. х=х0,

v = v0

при

ґ = 0 .

Так

как Cj Vo/p; С20,

решение

уравнения

(18)

можно

перепи­

сать в виде

x=xocosp^+ (v0sinpt) I p.

Это уравнение соответствует простой системе с одной степенью свободы. С увеличением числа степеней свободы решение задачи усложняется.

Рассмотрим свободные колебания механической системы с двумя степенями свободы. Возьмем для примера транспортную систему — трелевочный лесной трактор, перемещающий пакет деревьев, подвешенный за один конец. Упрощенная расчетная схема поперечно-угловых колебаний приведена на рис. 26, а.

Данная динамическая система имеет две степени свободы,

которые характеризуются

обобщенными

координатами

<р и р.

Потенциальная энергия

выражается как

сумма П =

П 1 +іП 2 ,

причепи

 

 

 

П ^ С р Д / 2 ! ^ 0,5 GtfK <f2 ;


U2=Gn h = 0,5 Ga L ? 2 — 0,5DG„ p2,

где h — вертикальное перемещение точки 0 3 при отклонении •подрессоренной массы на угол ср и подвеса пачки на угол Р;

ср — жесткость рессоры;

п— число осей;

h

— расстояние между рессорами;

G

— вес подрессоренной массы трактора;

Нк

— расстояние от оси крена до центра тяжести подрес­

 

соренной .массы трактора;

G n

вес части пакета, приходящийся на трактор;

L

— расстояние от центра крена до точки подвеса 02.

Рис. 26. Схема поперечно-угловых колебаний трактора при полуподве­ шенном способе трелевки леса (а) и схема отклонений подрессоренных

масс (б).

Общее выражение для потенциальной энергии будет

П = 0 , 5 (0,5 n/Vp — GHK — GaL)

ср2 +0,5 Ga

D p2.

 

Кинетическая энергия равна сумме кинетических

энергий

первого Ті и второго Т2

тел:

 

 

 

 

 

Г = 0 , 5 h

?2 +0,5 / 0 2 п р ' 2 + 0 , 5

G'„ v\

/g,

 

 

где / 0 2 п — момент инерции

пачки относительно

оси,

проходя­

щей через

точку

подвеса и центр

касания

второго

конца иачки с землей;


 

Іт

— момент инерции относительно оси крена;

 

vy

— скорость перемещения центра тяжести пачки;

v2y^v20/9

(v0

— скорость точки

0 3

пакета);

 

 

G'п

— полный вес пачки.

обоб­

Подставив

значение скорости v2^, выраженной через

щенные

координаты (ірис. 26,6),

и

выполнив некоторые

преоб­

разования, получим

 

 

 

T = 0,5[/r +

( D + L ) 2 G / n / ( 9 g ) ] ? 2

+ 0

, 5 ( / ° 2 П + G'n D2/(9g))

р 2 +

+[DG'n(l+L)/(9g)]V<?.

Применив уравнение Лагранжа, (будем иметь систему урав­

нений:

 

 

 

 

 

 

 

[/т+ G'n(D+L)2 /(9g)

 

] ip+ [DG'n

(1 +1)/ (9g) ] p +

(0,5С р м/2 , -

 

— GHK — GUL) ? =

0;

 

[DG'n(l+L)/(9g)]

?'+,[/°2п

+

GnD2/

( 9 g ) ] p + G „

D?=0,

или

 

 

 

 

 

 

 

 

a u cp+a 1 2 p - f cn'f = 0 ;

 

 

ai2 'f'+a2 2 P+C22p =

0,

(19)

где a „ = / T + G / n ( ^ + ^ ) 2

/

(9g);

 

 

cn=Q£cvnl2x—GH-GnL;

al2=DG'n(\+L)/(9g);

 

 

cu=0;

 

(20)

a2 2

= / ° 2 n + G ' n D 2 / ( 9 g ) ;

 

c22=GnD.

 

Уравнение чіастот будет иметь вид

 

 

{(0,bcpnPl-GHK-GnL)-k*[l1+G'a(D+L)>/(9g)])

 

 

[ G n D —

-

£ 2 ( / ° 2 n + G ' n D 2 / ( 9 g ) ) ] -

[ D G ' n ( l + L ) 2 / ( 9 g ) ] 2 - ^ = 0 .

Квадраты п а р ц и а л ь н ы х

ч а с т о т равны:

 

n2 i =

cn/a u ;

 

n22 =

c22/a22

 

(пі — частота свободных колебаний системы, если представить, что масса хлыстов сосредоточена в точке 0 2 ; п2 — частота сво­ бодных колебаний физического маятника, образуемого пачкой, когда точка 02 неподвижна).

Введя обозначение

X2=[DG'n(l+L)4(9g)]2/{[Ir+G'n(D+L)2li9g)]

• (/02п+

+ G'n D2 /,(9g))),

получим

(1 + Х 2 ) ^ 4 - ( n 2 i + n 2 2 ) f c 2 + n V * 2 2 = 0 ,

(21)