Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чала передаточные функции

исследуемой подрессоренной си­

стемы.

 

 

 

 

 

О п р е д е л е н и е

п е р е д а т о ч н ы х

ф у н к ц и й . Подрес­

соренный кузов транспортной

машины

с

полным

основанием

можно рассматривать

[3, 5, 24,

25, 30,

50,

56] как

разомкнутую

систему автоматического регулирования с несколькими входами. Функция воздействия отличается только величиной смещения (запаздывания).

•В предыдущей главе мы получили дифференциальные урав­ нения исследуемой колебательной системы. Теперь с помощью преобразования Лапласа заменим уравнения (35) и (36) дейст­ вительного переменного t алгебраическими уравнениями комп­ лексного переменного s. Для этого каждый член этих уравнений необходимо умножить на e~st и взять интеграл от 0 до 0 0 . Тогда каждый член уравнений (будет представлять собой преоб­

разование Лапласа

соответствующей

обобщенной

координаты

или ее производной

[3, 53]. Для упрощения этой операции мож­

но воспользоваться

способом, который

рекомендует

А. А. Сила­

ев [3], когда операция преобразования Лапласа сводится к замене оператора дифференцирования р комплексным числом s.

вид:

После

преобразования

Лапласа

уравнения

(35) будут иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

di (s)z02

(s) +d2 (s) a2

(s) =

[Ki

(s)Fi

(s) +0,5Kt

(s)Fi(s)

]

/М;

 

d4s)a2(s)+d4(s)z02(s)

=

[K2(s)F1(s)+W2'(s)F^S)]/I,

 

 

 

(37)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

di (s) =s2-\-a[S-\-a2;

 

d 2 ( s ) = а 3 5 2 + а 4 5 + а 5 ;

 

 

 

 

 

ds(s)=s2+a6s+a7;

 

 

d4 (s) =a&s2+ags+a10;

 

 

(38)

Kt

(s) = 2

(kjs+cj)

e~-'Js ;

K2 (s) = Zft

(k}s+Cj)

e~''f .

 

 

Появление

функций Fi(s)

и F$(s)

и

членов

e~'-f

 

ясно

из

соотношений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л ' ( 5 ) = М Ы * ) ] ;

 

 

F2(s)=L[h(t)];

 

 

 

 

 

F^s)

e-Js

=L[h(t--zj)];

 

F2(s) e-f

 

 

=L[f2(t-*j)],

 

где знак L означает операцию

преобразования

Лапласа.

 

 

Полагая в уравнениях

(37)

. F 2 (s)= 0

и разделив

правые

и

левые части этих уравнений почленно на F^s),

получаем систе­

му

двух уравнений,

содержащих

неизвестные

передаточные

функции вертикальных линейных и продольно-угловых

колеба­

ний транспортной машины

(см. рис.

18)

(передаточной функцией

линейной динамической системы называется отношение преоб­ разования Лапласа обобщенной выходной координаты к преоб­ разованию Лапласа функции воздействия).


 

Итак, имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

di (8) Wz02(s)

+d2(s)

 

Wa2(s)

 

=/C,

(s)/M;

 

 

 

 

 

 

<*з(И Wa2

(s)+d 4 (s ) Wg02(s)

 

=K2(s)/I,

 

 

 

(39)

где

Wz02(s)—

Zp2j'S)

 

 

передаточная

функция

линейных

вер-

 

 

 

Г i(S)

 

тикальных

перемещений

от

продоль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного микропрофиля

дороги;

 

 

 

W a 2 ( s ) = i'jS\

 

—передаточная

 

функция продольно-угло-

 

 

 

 

 

 

 

вых перемещений от продольного мик­

 

 

 

 

 

 

 

ропрофиля

дороги.

 

 

 

 

 

 

Решим систему

уравнений

 

(39)

относительно

неизвестных'

Wz02(s)

и Wa2(s).

 

Считая с — сш

и

k = km

(поскольку

эти ве­

личины

мало

различаются), получаем:

 

 

 

 

 

 

 

ш

/с ч

2 [е-'^ах

e—^bi),

 

 

 

 

 

 

(c-ks)di(s)

 

 

 

 

2 ( е - ^ + е - - » 8 )

 

 

 

( c + £ s ) d 4 ( s )

 

 

 

 

(40)

 

 

 

M

 

 

 

[^(s ) d3 (s) — d2(s)

d4(s)]

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ 0 2

( s )

2 ( е - ^ + е — 4 s )

 

 

 

 

 

 

 

(c—ks)d3(s)

 

 

 

 

 

M

 

 

 

 

[d^s)

 

d3(s) —d2(s)

d,(s)]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 (e -- s

e~^)

 

 

 

{c+ks)

 

 

d2(s)

 

 

 

 

(41)

 

 

 

 

 

 

 

[di(s) d3(s)—d2(s)

 

di(s)]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

случая поперечно-угловых колебаний передаточная

функция

находится

из

уравнения

(36)

совершенно

аналогично

и имеет вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WV(*) =

bn(skm+cm)

 

4

е-

-

 

 

 

(42)

 

 

 

^ ^

"2

 

r

 

^ -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ix{s

+cxs+c2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение (42) гораздо проще, чем

(40)

и

(41),

вследствие

того, что в поперечной плоскости полуприцеп

имеет только

одну

степень

свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передаточная

функция не

 

что

иное,

как величина,

анало­

гичная,

например,

передаточному

числу

редуктора,

т. е. если

передаточное

число

характеризует

соотношение

моментов

на

входном

и выходном валах редуктора,

 

то передаточная функция

определяет соотношение амплитуд на выходе и входе системы. Поскольку передаточная функция комплексная, она харак­

теризует также сдвиг по фазе.

Для прикидочных расчетов выражения (40) и (41) можно упростить, если считать колебания передней и задней осей при-



цепа (см. рис. 19) независимыми. В этом случае часть коэффи­ циентов, входящих в уравнения (38), обратится в нуль.

При определении передаточных функций линейных верти­ кальных и продольно-угловых колебаний системы от поперечных

превышений правой колеи над

левой, полагая

£ i ( s ) = 0 ,

полу­

чаем уравнения, отличающиеся

от уравнений

(39) только

мно­

жителем 1/2. Отсюда вытекает важный вывод, значительно упро­ щающий дальнейшие расчеты, а именно: вертикальные и про­ дольные .колебания системы целесообразно определять по усред­ ненному микропрофилю правой и левой колеи дороги. К такому же выводу приходит и А. А. Силаев [3] . .Практическое использо­ вание данного вывода позволяет значительно сократить объем вычислительных работ.

О п р е д е л е н и е ч а с т о т н ы х х а р а к т е р и с т и к . Для определения частотных характеристик рассматриваемой транс­

портной машины из

выражений

передаточных

функций

(40),

(41), (42) необходимо

перейти

от

преобразования Лапласа к

преобразованию

Фурье,

для

чего

достаточно допустить,

что

комплексное число s

равно іш.

Произведя

указанную операцию

с выражением

(40)

и подставив

значения

di(s),

d2(s)t...

из

уравнений (38), получим формулу для определения амплитудно-

фазовой

характеристики

продольно-угловых

колебаний

машины

 

w

,.

ч _

2 Саи

м 2

+ £ 0 1 - Н ( £ ц ovH-FziU))]

_

 

 

а 2 {

'

 

/[,М,<і)«+Л!2 о)2+АГо+і

(M3 u>3 +M4 «))]

 

 

 

 

 

2 С г [ £ 1 2 ( 1 ) 2

+

£02 + 1

( £ l 2 m 3 +

^22'-»)

,доч

 

 

M [ A J l U ) 4 + M 2 m 2 + M 0 + i (М3 ш3 +ЛІ4ш)] '

K '

где

С а = е - " ' " а а 1

—- е-~-*ішЬи

Сг =

 

е - '''' ш +е - "^ ш ;

 

 

 

М02а7

— а5 а ю,- M i = - 1 — а 3 с 8 ;

 

 

'

 

М2= —а2—а7—а1а6+

 

 

a3ab+a3aw-\-ata9;

 

 

 

Мг=

а6а13а94а8;

 

 

M 4 = a2 a6 -f-aia7 а5 а9 а4 а1 0 ;

 

Еа\ = а2с;

 

Еп=—с—a\k;

 

£ 0 2 = а і 0 с ; £ і 2 = — a 3 c — a 9 k ;

 

Fu=

—k;

 

F2i = a2k-\-aic;

Fl2= —ask;

£ 2 2 = a i o & + a 9 c .

 

А м п л и т у д н о - ф а з о в а я

х а р а к т е р и с т и к а

верти­

кальных колебаний машины имеет вид

 

 

 

 

IF/

п

\

-

2Ci [Qiia>2 +Qo1 + t ' ( ^ n « > 8 + / , 2 l « » ) ]

 

 

 

 

 

 

М [Mi т*+М2

ш20

3

о ) 3 + М 4 ш) ]

 

 

 

2 C a [ Q 1 2 q > 2 + Q o 2 + f ( P 1 2 o ) 3 + p 2 2 ( u

) 3

.(44)

 

 

l[Mla*+M2

co2 "4-M0 +i 3 ш 3 4 со] '

 

 

 

где

Q01 = ca7;

 

 

Q n = —c—a6k;

 

Q0 2 =

ca5;

Qi2=—са3—ка±\

Pn=—k;

P2l

= ca6+ka7;

 

Pi2

— ka3;.

 

P22=ca4+&a5.

 


Как уже указывалось, нам необходимы численные значения амплитудно-фазовых характеристик Wa2(iu ) и Wzlv, (iu> ) . Для этого формулы (43) и (44) запишем в более удобном для вычи­

слений

виде:

 

 

 

 

W

<;,A—ACJL

а о ) + ^ ш

2 С г _

a'a+ib'a

.

где а ш = £ п и 2 + £ о ь

 

^со==^п« 3 +^2і<«;

а / < 0 = £ 1 2 и ) 2 + £ ' о 2 ;

 

Й ' ( Й = ^ І 2 « 3 + ^ 2 2 ш ;

C W

= Q H C O 2 + Q O T ;

rf(D

=

/ J ii«> 3 +/ ) 2i">, -

М й )

= Л11 ш4 +Л1

2 ш2 +Л1о;

iV0 ) =M3 3 +Al4 0).

В

выражения

амплитудных

частотных характеристик (45)

продольно-угловых и вертикальных линейных колебаний дина­

мической

системы входят к о э ф ф и ц и е н т ы

н е о д н о в р е-

м е н н о с т и в о з д е й с т в и я С а

и Сг

. Из формул (40)

и

(41)

видно, что

Са=е-%іішаі—Ьхг~"^\

Сг—е~'^ію-\-е-'--іш,

или

в

об­

щем

виде:

 

 

 

 

 

 

где

^ —

время, в- течение которого автопоезд проходит

путь,

 

 

равный расстоянию от передней оси до последующих.

 

Трансцендентные члены вида е~гіш

свидетельствуют

о том,

что данная динамическая система является системой с запазды­

ванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а п а з д ы в а н и е

 

в

общем

виде

выражается:

Xj=l./v

(и — скорость движения, I] —расстояние от передней до

/-Й

оси). В рассматриваемом случае

х 1 = г 0 ,

а т 2 = £ 2 / у .

 

 

Таким образом, воздействие от неровностей пути на задние

колеса запаздывает

по

отношению

к передним на величину

т2 ,

которая зависит от базы полуприцепа и скорости движения

авто­

поезда. Время

запаздывания

t 2

возрастает с увеличением

базы

и с уменьшением скорости движения.

 

 

 

Коэффициенты

Са

и

Cz

можно

выразить так [3]:

 

 

 

са

=

УЖ+в\Г

 

сг

=

V~A\+BST

 

 

где Л і = 2 . ^ 1

Ifos^f,

 

Лі = S - I j

IjSmuzj;

 

 

 

^ 2 = 2 . ™ ,

cos

 

 

5 2

= 2

sin any .

 

 

 

Для рассматриваемой

системы:

 

 

 

 

Са= V(й\

COScoxj — b\ COScot2)2+ (Ol sin (OTj-f-Йі sinoJT2)2;