ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
чала передаточные функции |
исследуемой подрессоренной си |
||||
стемы. |
|
|
|
|
|
О п р е д е л е н и е |
п е р е д а т о ч н ы х |
ф у н к ц и й . Подрес |
|||
соренный кузов транспортной |
машины |
с |
полным |
основанием |
|
можно рассматривать |
[3, 5, 24, |
25, 30, |
50, |
56] как |
разомкнутую |
систему автоматического регулирования с несколькими входами. Функция воздействия отличается только величиной смещения (запаздывания).
•В предыдущей главе мы получили дифференциальные урав нения исследуемой колебательной системы. Теперь с помощью преобразования Лапласа заменим уравнения (35) и (36) дейст вительного переменного t алгебраическими уравнениями комп лексного переменного s. Для этого каждый член этих уравнений необходимо умножить на e~st и взять интеграл от 0 до 0 0 . Тогда каждый член уравнений (будет представлять собой преоб
разование Лапласа |
соответствующей |
обобщенной |
координаты |
или ее производной |
[3, 53]. Для упрощения этой операции мож |
||
но воспользоваться |
способом, который |
рекомендует |
А. А. Сила |
ев [3], когда операция преобразования Лапласа сводится к замене оператора дифференцирования р комплексным числом s.
вид: |
После |
преобразования |
Лапласа |
уравнения |
(35) будут иметь |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
di (s)z02 |
(s) +d2 (s) a2 |
(s) = |
[Ki |
(s)Fi |
(s) +0,5Kt |
(s)Fi(s) |
] |
/М; |
|
|||||
d4s)a2(s)+d4(s)z02(s) |
= |
[K2(s)F1(s)+W2'(s)F^S)]/I, |
|
|
|
(37) |
||||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
di (s) =s2-\-a[S-\-a2; |
|
d 2 ( s ) = а 3 5 2 + а 4 5 + а 5 ; |
|
|
|
|||||||
|
|
ds(s)=s2+a6s+a7; |
|
|
d4 (s) =a&s2+ags+a10; |
|
|
(38) |
||||||
Kt |
(s) = 2 |
(kjs+cj) |
e~-'Js ; |
K2 (s) = Zft |
(k}s+Cj) |
e~''f . |
|
|||||||
|
Появление |
функций Fi(s) |
и F$(s) |
и |
членов |
e~'-f |
|
ясно |
из |
|||||
соотношений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Л ' ( 5 ) = М Ы * ) ] ; |
|
|
F2(s)=L[h(t)]; |
|
|
|
|
||||
|
F^s) |
e-Js |
=L[h(t--zj)]; |
|
F2(s) e-f |
|
|
=L[f2(t-*j)], |
|
|||||
где знак L означает операцию |
преобразования |
Лапласа. |
|
|||||||||||
|
Полагая в уравнениях |
(37) |
. F 2 (s)= 0 |
и разделив |
правые |
и |
||||||||
левые части этих уравнений почленно на F^s), |
получаем систе |
|||||||||||||
му |
двух уравнений, |
содержащих |
неизвестные |
передаточные |
||||||||||
функции вертикальных линейных и продольно-угловых |
колеба |
|||||||||||||
ний транспортной машины |
(см. рис. |
18) |
(передаточной функцией |
линейной динамической системы называется отношение преоб разования Лапласа обобщенной выходной координаты к преоб разованию Лапласа функции воздействия).
|
Итак, имеем: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
di (8) Wz02(s) |
+d2(s) |
|
Wa2(s) |
|
=/C, |
(s)/M; |
|
|
|
||||||||
|
|
|
<*з(И Wa2 |
(s)+d 4 (s ) Wg02(s) |
|
=K2(s)/I, |
|
|
|
(39) |
||||||||||
где |
Wz02(s)— |
Zp2j'S) |
|
|
передаточная |
функция |
линейных |
вер- |
||||||||||||
|
|
|
Г i(S) |
|
тикальных |
перемещений |
от |
продоль |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ного микропрофиля |
дороги; |
|
|
||||||||||
|
W a 2 ( s ) = i'jS\ |
|
—передаточная |
|
функция продольно-угло- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вых перемещений от продольного мик |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ропрофиля |
дороги. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
Решим систему |
уравнений |
|
(39) |
относительно |
неизвестных' |
||||||||||||||
Wz02(s) |
и Wa2(s). |
|
Считая с — сш |
и |
k = km |
(поскольку |
эти ве |
|||||||||||||
личины |
мало |
различаются), получаем: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ш |
/с ч |
2 [е-'^ах |
— e—^bi), |
|
|
|
|
|
|
(c-ks)di(s) |
|
|
||||||||
|
|
2 ( е - ^ + е - - » 8 ) |
|
|
|
( c + £ s ) d 4 ( s ) |
|
|
|
|
(40) |
|||||||||
|
|
|
M |
|
|
|
[^(s ) d3 (s) — d2(s) |
d4(s)] |
' |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
^ 0 2 |
( s ) |
2 ( е - ^ + е — 4 s ) |
|
|
|
|
|
|
|
(c—ks)d3(s) |
|
|
|
|||||||
|
|
M |
|
|
|
|
[d^s) |
|
d3(s) —d2(s) |
d,(s)] |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
2 (e -- s |
— e~^) |
|
|
|
{c+ks) |
|
|
d2(s) |
|
|
|
|
(41) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
[di(s) d3(s)—d2(s) |
|
di(s)] |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Для |
случая поперечно-угловых колебаний передаточная |
|||||||||||||||||||
функция |
находится |
из |
уравнения |
(36) |
совершенно |
аналогично |
||||||||||||||
и имеет вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
WV(*) = |
bn(skm+cm) |
|
4 |
е- |
- |
|
|
|
(42) |
||||||||
|
|
|
^ ^ |
"2 |
|
™ |
r |
|
^ - |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Ix{s |
+cxs+c2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Уравнение (42) гораздо проще, чем |
(40) |
и |
(41), |
вследствие |
||||||||||||||||
того, что в поперечной плоскости полуприцеп |
имеет только |
одну |
||||||||||||||||||
степень |
свободы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Передаточная |
функция не |
|
что |
иное, |
как величина, |
анало |
||||||||||||||
гичная, |
например, |
передаточному |
числу |
редуктора, |
т. е. если |
|||||||||||||||
передаточное |
число |
характеризует |
соотношение |
моментов |
на |
|||||||||||||||
входном |
и выходном валах редуктора, |
|
то передаточная функция |
определяет соотношение амплитуд на выходе и входе системы. Поскольку передаточная функция комплексная, она харак
теризует также сдвиг по фазе.
Для прикидочных расчетов выражения (40) и (41) можно упростить, если считать колебания передней и задней осей при-
цепа (см. рис. 19) независимыми. В этом случае часть коэффи циентов, входящих в уравнения (38), обратится в нуль.
При определении передаточных функций линейных верти кальных и продольно-угловых колебаний системы от поперечных
превышений правой колеи над |
левой, полагая |
£ i ( s ) = 0 , |
полу |
чаем уравнения, отличающиеся |
от уравнений |
(39) только |
мно |
жителем 1/2. Отсюда вытекает важный вывод, значительно упро щающий дальнейшие расчеты, а именно: вертикальные и про дольные .колебания системы целесообразно определять по усред ненному микропрофилю правой и левой колеи дороги. К такому же выводу приходит и А. А. Силаев [3] . .Практическое использо вание данного вывода позволяет значительно сократить объем вычислительных работ.
О п р е д е л е н и е ч а с т о т н ы х х а р а к т е р и с т и к . Для определения частотных характеристик рассматриваемой транс
портной машины из |
выражений |
передаточных |
функций |
(40), |
|||||
(41), (42) необходимо |
перейти |
от |
преобразования Лапласа к |
||||||
преобразованию |
Фурье, |
для |
чего |
достаточно допустить, |
что |
||||
комплексное число s |
равно іш. |
Произведя |
указанную операцию |
||||||
с выражением |
(40) |
и подставив |
значения |
di(s), |
d2(s)t... |
из |
уравнений (38), получим формулу для определения амплитудно-
фазовой |
характеристики |
продольно-угловых |
колебаний |
машины |
||||||||
|
w |
,. |
ч _ |
2 Са[Еи |
м 2 |
+ £ 0 1 - Н ( £ ц ovH-FziU))] |
_ |
|||||
|
|
а 2 { |
' |
|
/[,М,<і)«+Л!2 о)2+АГо+і |
(M3 u>3 +M4 «))] |
|
|||||
|
|
|
|
2 С г [ £ 1 2 ( 1 ) 2 |
+ |
£02 + 1 |
( £ l 2 m 3 + |
^22'-») |
,доч |
|||
|
|
M [ A J l U ) 4 + M 2 m 2 + M 0 + i (М3 ш3 +ЛІ4ш)] ' |
K ' |
|||||||||
где |
С а = е - " ' " а а 1 |
—- е-~-*ішЬи |
Сг = |
|
е - '''' ш +е - "^ ш ; |
|
|
|||||
|
М0=а2а7 |
— а5 а ю,- M i = - 1 — а 3 с 8 ; |
|
|
' |
|||||||
|
М2= —а2—а7—а1а6+ |
|
|
a3ab+a3aw-\-ata9; |
|
|
||||||
|
Мг= |
— а6—а1+а3а9+а4а8; |
|
|
M 4 = a2 a6 -f-aia7 —а5 а9 —а4 а1 0 ; |
|||||||
|
Еа\ = а2с; |
|
Еп=—с—a\k; |
|
£ 0 2 = а і 0 с ; £ і 2 = — a 3 c — a 9 k ; |
|||||||
|
Fu= |
—k; |
|
F2i = a2k-\-aic; |
Fl2= —ask; |
£ 2 2 = a i o & + a 9 c . |
||||||
|
А м п л и т у д н о - ф а з о в а я |
х а р а к т е р и с т и к а |
верти |
|||||||||
кальных колебаний машины имеет вид |
|
|
|
|||||||||
|
IF/ |
п |
\ |
- |
2Ci [Qiia>2 +Qo1 + t ' ( ^ n « > 8 + / , 2 l « » ) ] |
|
||||||
|
|
|
|
|
М [Mi т*+М2 |
ш2+М0+і |
(М3 |
о ) 3 + М 4 ш) ] |
||||
|
|
|
2 C a [ Q 1 2 q > 2 + Q o 2 + f ( P 1 2 o ) 3 + p 2 2 ( u |
) 3 |
.(44) |
|||||||
|
|
l[Mla*+M2 |
co2 "4-M0 +i (М 3 ш 3 +М 4 со] ' |
|||||||||
|
|
|
||||||||||
где |
Q01 = ca7; |
|
|
Q n = —c—a6k; |
|
Q0 2 = |
ca5; |
Qi2=—са3—ка±\ |
||||
Pn=—k; |
P2l |
= ca6+ka7; |
|
Pi2— |
— ka3;. |
|
P22=ca4+&a5. |
|
Как уже указывалось, нам необходимы численные значения амплитудно-фазовых характеристик Wa2(iu ) и Wzlv, (iu> ) . Для этого формулы (43) и (44) запишем в более удобном для вычи
слений |
виде: |
|
|
|
|
W |
<;,A—ACJL |
а о ) + ^ ш |
2 С г _ |
a'a+ib'a |
. |
где а ш = £ п и 2 + £ о ь |
|
^со==^п« 3 +^2і<«; |
|||
а / < 0 = £ 1 2 и ) 2 + £ ' о 2 ; |
|
Й ' ( Й = ^ І 2 « 3 + ^ 2 2 ш ; |
|||
C W |
= Q H C O 2 + Q O T ; |
rf(D |
= |
/ J ii«> 3 +/ ) 2i">, - |
|
М й ) |
= Л11 ш4 +Л1 |
2 ш2 +Л1о; |
iV0 ) =M3 (»3 +Al4 0). |
||
В |
выражения |
амплитудных |
частотных характеристик (45) |
продольно-угловых и вертикальных линейных колебаний дина
мической |
системы входят к о э ф ф и ц и е н т ы |
н е о д н о в р е- |
|||||
м е н н о с т и в о з д е й с т в и я С а |
и Сг |
. Из формул (40) |
и |
(41) |
|||
видно, что |
Са=е-%іішаі—Ьхг~"^\ |
Сг—е~'^ію-\-е-'--іш, |
или |
в |
об |
||
щем |
виде: |
|
|
|
|
|
|
где |
^ — |
время, в- течение которого автопоезд проходит |
путь, |
||||
|
|
равный расстоянию от передней оси до последующих. |
|||||
|
Трансцендентные члены вида е~гіш |
свидетельствуют |
о том, |
что данная динамическая система является системой с запазды
ванием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З а п а з д ы в а н и е |
|
в |
общем |
виде |
выражается: |
Xj=l./v |
|||||
(и — скорость движения, I] —расстояние от передней до |
/-Й |
||||||||||
оси). В рассматриваемом случае |
х 1 = г 0 , |
а т 2 = £ 2 / у . |
|
|
|||||||
Таким образом, воздействие от неровностей пути на задние |
|||||||||||
колеса запаздывает |
по |
отношению |
к передним на величину |
т2 , |
|||||||
которая зависит от базы полуприцепа и скорости движения |
авто |
||||||||||
поезда. Время |
запаздывания |
t 2 |
возрастает с увеличением |
базы |
|||||||
и с уменьшением скорости движения. |
|
|
|
||||||||
Коэффициенты |
Са |
и |
Cz |
можно |
выразить так [3]: |
|
|
||||
|
са |
= |
УЖ+в\Г |
|
сг |
= |
V~A\+BST |
|
|
||
где Л і = 2 . ^ 1 |
Ifos^f, |
|
Лі = S - I j |
IjSmuzj; |
|
|
|
||||
^ 2 = 2 . ™ , |
cos |
|
|
5 2 |
= 2 |
sin any . |
|
|
|
||
Для рассматриваемой |
системы: |
|
|
|
|
||||||
Са= V(й\ |
COScoxj — b\ COScot2)2+ (Ol sin (OTj-f-Йі sinoJT2)2; |
|