ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
реализацией случайной функции. Движение машины по дороге
рассматривается как стационарный случайный процесс |
[19, |
52, 53]. |
|
К с т а ц и о н а р н ы м с л у ч а й н ы м п р о ц е с с а м |
от |
носятся процессы, которые протекают по времени приблизитель
но однородно и имеют вид непрерывных случайных |
|
колебаний |
|||||
вокруг |
некоторого |
среднего |
значения. Функция |
воздействия |
|||
зависит |
только |
от |
свойств |
микропрофиля дороги |
и |
скорости |
|
движения. |
|
|
|
|
|
|
|
Из теории стационарных случайных процессов [53] извест |
|||||||
но, что |
исчерпывающими характеристиками их являются к о р |
||||||
р е л я ц и о н н а я |
|
ф у н к ц и я |
и с п е к т р а л ь н а я |
п л о т |
|||
н о с т ь . |
Чтобы |
определить |
эти |
характеристики, |
необходимо |
соответствующим образом обработать микропрофили исследуе
мых дорожных |
участков и |
получить корреляционные |
функции |
и спектральные |
плотности |
(энергетические спектры) |
воздей |
ствия. |
|
|
|
Для перехода от случайной функции F(s), описывающей профиль дороги, к функции воздействия необходимо разделить
горизонтальную координату |
sa |
на скорость v, в этом |
случае |
||||
функция воздействия |
H(t) будет функцией времени. При |
скоро |
|||||
сти |
движения у = |
1,0 |
м/с ось |
абсцисс (будет одновременно осью |
|||
5Д |
И ОСЬЮ |
t. |
|
|
|
|
|
|
Для примера на рис. 22 приведены микропрофили лравий- |
||||||
ной |
дороги |
(уч. |
I) и |
грунтовой |
удовлетворительного качества |
||
(уч. И, II, а). |
|
|
|
|
|
||
|
При расчетах |
по |
детерминистической теории подрессорива- |
ния стремятся установить наиболее часто встречающиеся неров ности, которые принимают за типичные. Однако установлено, что микропрофиль дороги представляет собой непрерывную случай ную функцию, неровности встречаются самой разнообразной величины, чередуются в различном сочетании, границы их опре делить очень трудно. Поэтому, чтобы иметь возможность обра батывать экспериментальные данные, полученные нивелирова нием реальных дорог, за случайную величину принимаются вы соты поверхности дороги от условной горизонтальной плоскости.
При обработке графиков м е т о д о м п е р е с е ч е н и й [3] отклонения микропрофиля берутся через определенные равные промежутки, в результате получают дискретные величины по распределению высоты неровностей.
Графики можно также обрабатывать на. корреляторе, где изменение высоты неровностей дороги фиксируется непрерывно и не нужно предварительно центрировать обрабатываемый гра фик, поскольку поправку в значения корреляционной функции можно получить со счетчика значений математического ожи дания.
При обработке методом пересечений |
м а т е м а т и ч е с к о е |
||||||
о ж и д а н и е |
высоты |
неровностей |
определяется по формуле |
||||
M[H]=I,Jll |
P(HT |
) Н T, |
где />(//,) |
— частота |
появления |
не |
|
ровностей высотой HT. |
|
|
|
|
|
||
F(Hh |
|
|
|
|
|
F(H) |
|
W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,8- |
|
|
|
|
|
|
|
|
о.г- |
|
|
|
|
|
|
0.5 Л |
|
|
|
|
|
|
|
ОАЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
0.1- |
|
|
|
|
|
|
о.гл |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
10 |
го |
н,см |
|
|
Рис. 23. |
Распределение высот |
дорожных |
неровностей |
|
|||
|
|
опытного участка дороги. |
|
|
|||
Д и с п е р с и я |
случайной величины |
D [ H ] характеризует |
ее |
рассеивание относительно центра группирования. Она представ ляет собой математическое ожидание соответствующей центри
рованной |
величины, т. е. D [ H ] |
= 2 " = і |
Р{Ні ) • {HT — MHT ) 2 , |
где |
(Н;—МНі) |
— центрированная |
высота |
неровности. Кроме |
того, |
рассеивание случайной величины характеризуется средним квад
ратичным |
значением, |
в нашем случае — с р е д н е й |
к в а д р а |
т и ч н о й |
в ы с о т о й |
н е р о в н о с т и о„ , которая равна |
|
У D [ H ] . |
Величина з н |
удобна при сравнении различных участ |
|
ков дорог, ее размерность совпадает с размерностью |
случайной |
величины.
Исследования показывают, что .кривые распределения высот дорожных неровностей, построенные по экспериментальным дан ным (рис. 23), близки к кривым нормального закона распреде ления.
В е р о я т н о с т ь |
случайного |
|
совокупного |
|
расхождения |
||||
Р( х 2 ) |
между наблюденными и |
выравнивающими |
частотами |
||||||
нормального |
распределения близка |
к единице |
|
(более 0,95). |
|||||
Поэтому выравнивание с помощью нормального |
распределения |
||||||||
можно считать |
хорошо |
согласующимся с данными |
наблюдений. |
||||||
Для |
стационарного |
случайного |
процесса |
|
корреляционная |
||||
функция зависит не от положения |
t |
первого |
аргумента |
на оси |
|||||
абсцисс, а только от промежутка |
t |
между |
первым и |
вторым |
|||||
аргументами, т. е. Rx{t, |
t-\-t)—R ( т ) . |
|
стационарного |
||||||
Следовательно, корреляционная |
функция |
процесса есть функция не двух, а одного аргумента. Это обстоя
тельство сильно облегчает операции |
над стационарными |
случай |
|||||
ными функциями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные свойства |
корреляционной функции |
следующие: |
||||
1) |
симметричность |
(R |
( x)=R(—t |
) ) ; 2) при |
х = 0 |
R(0) = |
|
= £ > [ / / ! ( 0 ] > 0 ; 3) / ? ( 0 ) > | / ? ( т ) |
| ; |
4) на величину / ? ( т ) три |
|||||
х=0 |
влияет высота |
выступов |
и глубина исследуемой |
кривой; |
5) с увеличением длины неровностей исследуемой кривой точка пересечения корреляционной функции с осью абсцисс удаляется
от начала |
координат |
(т. е. увеличивается в р е м я к о р р е л я |
ц и о н н о й |
с в я з и |
to); 6) если в исследуемую кривую входит |
гармоническая составляющая, при построении графика корре ляционной функции она выделяется.
В результате статистической обработки микропрофилей опытных участков дорог получают корреляционные функции воздействия. Для сравнительного анализа удобнее пользоваться безразмерными величинами^Поэтому вычисляются н о р м и р о в а н н ы е корреляционные функции по формуле
р ( т ) = Я ( т ) / # 0 .
Чтобы определить нормированную корреляционную функцию,
если скорость движения |
отлична от |
1 м/с, достаточно |
разделить |
значение аргумента t |
для каждого |
значения р ( t ) |
на величи |
ну этой скорости, выраженной в метрах в секунду, оставив зна чения р ( х ) без изменения (рис. 24).
В процессе движения транспортная машина кроме продоль ных совершает и поперечно-угловые колебания, которые возни
кают из-за того, что правые и левые колеса |
машины |
неодновре |
||
менно наезжают |
на выступы |
или впадины, |
т. е. микропрофили |
|
левой и правой |
колеи дороги |
не совпадают. |
Отсюда |
ясно, что |
для исследования поперечно-угловых колебаний машины необ ходимо знать функцию воздействия в поперечной плоскости. Это
воздействие, как и в продольной плоскости, |
носит случайный |
|
характер. |
|
|
Для исследования влияния дороги |
на |
поперечно-углшые |
колебания машины строят г р а ф и к и |
п р е в ы ш е н и й одной |
колеи дороги над другой, по которым затем вычисляются корре ляционные функции превышений. Исследования показывают, что во многих случаях корреляционные функции аппроксимиру ются выражениями вида
г>(т)=АіЄ-аМ+А2е-"М |
c o s p - : ; |
р( х) = е - а 1 т 1 COS Р т .
Р(П
1.0-
Рис. 24. Нормированные корреляционные функции участ ков дорог:
|
1, 3, |
5 — расчетные |
кривые; |
2, 4, 6 — экспериментальные |
|
|
||||
|
|
|
|
|
кривые. |
|
|
|
|
|
Входящий |
в уравнения |
коэффициент |
а характеризует |
б ы- |
||||||
с т р о т у |
з а т у х а н и я |
корреляционной функции, |
а |
^ — ее |
||||||
к о л е б а т е л ь н ы е |
с в о й с т в а |
(см. рис. 24). |
|
|
|
|||||
При малых значениях |
|
а мииропрофиль дороги |
по |
харак |
||||||
теру ближе к периодическим |
колебаниям частоты, равной |
|
р ,со |
|||||||
случайной |
амплитудой и фазой. |
При больших его |
значениях |
|||||||
преобладания тех или иных частот не наблюдается. |
|
|
|
|||||||
Корреляционные |
функции являются |
в р е м е н н ы м и |
ста |
тистическими характеристиками. Для статистического исследо
вания |
динамической |
системы нужны не временные, а ч а с т о т |
н ы е |
характеристики |
воздействия. Обычно пользуются энерге- |