Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).



Время на принятие (выработку) решения зависит от наличия времени на обеспечение управляющих воздействий (Т упр.) в условиях определяемых состоянием рынка (Т крит. ≥ Т упр. + t действ.) с учетом технологических возможностей компании на производство конкретных товаров и/или услуг (t действ.). Время управления зависит от «скорости» обработки информационных потоков (2):

Т упр. = t сбора i + t обр.i + t анализа i + t решения + t распоряж. (2),

где: Т упр. – время затрачиваемое на процесс управления;

t сбора i – время, необходимое на сбор информации, необходимой для принятия решения;

t обр.i – время, требуемое для обработки собранной информации;

t анализа i – время, затрачиваемое на анализ собранной информации в интересах конкретного решения;

t решения – время, за которое необходимое решение принимается;

t распоряж. – время, отдачи необходимых для реализации решений распоряжений.

Все перечисленные в зависимости (2) параметры, можно графически представить в виде взаимосвязанных систем (рис. 35).

Т критич.

(как характеристика рыночных условий)




Т управл. t действ.

(зависит от

используемых

технологий)

t сбора i t обр. i t анализа i t решения t распор.
t алгор. t эвристич.




Рис. 35. Сумма основных характеристических значений времени (ti)
В теории разработки управленческих решений доказано, что время принятия решения (t реш.) складывается из алгоритмической составляющей (t эвр.), под которой понимается время необходимое на всю предварительную работу по подготовке и принятию решения и эврестической (t эвр.), которое определяется затратами времени на собственно решение (от «эврика»!). Эвристическая составляющая является продолжением и следствием алгоритмической составляющей, которая, в свою очередь, отличается высокой степенью формализованности (поэтому и «алгоритмическая»). В то же время, время на выработку решения определяется наличием необходимого и достаточного объема информации, степенью достоверности и уровнем учета риска (рис. 36). Не случайно управление функциональной деятельности компании принято называть процессом сбора, обработки и использования информации (t реш. и t распор.) и интенсивным развитием объективных научных знаний об информации («Информациология»20, «Теория информации», «Информатика», «Кибернетика» и др.).


Решения




Необходимая для принятия решения информации





По объему

По времени



достаточный

своевременно

Не достаточно

Не своевременно





Не достоверная

Не приемлемый






достоверная

приемлемый



По достоверности

По степени риска


Рис. 36. Основные составляющие информационных требований к решениям
Требования к политической характеристике по каждой группе зависят от конкретных условиях, наличия накопленной информации и др. факторов.

Очевидно, и это доказано менеджментом, что процесс разработки и принятия решений является весьма сложным и систематически используемым в функциональной деятельности компании, на всех этапах работы менеджеров (при работе с персоналом, при планировании, организации работ, оперативном руководстве и контроле). Особое внимание решениям при оперативном руководстве уделяется в силу постоянства дефицита времени, что требует четкой организованности и умения «технологизировать» сложные и трудоемкие работы при обработке информации. Именно поэтому в компаниях используются определенные приемы и методы (например, TSI, ТМ и др.), широко используемые международным менеджментом.

Формализация процесса выработки решений начинается с их классификации. Чаще других изначальным подходом является предложенный много десятков лет и хорошо отработанный американской школой менеджмента подход, согласно которому все решения принято вначале делить на рутинные и управленческие. К рутинным решениям принято относить те, которые принимающие решения (ЛПР), принимают для «себя» (решение принимает «само» ЛПР). К управленческим принято относить те решения, которые будут реализовывать подчиненными. В качестве условной «границы» приняли 11 иерархический уровень в пирамиде менеджеров, к которому относят руководителей самостоятельных хозяйственных подразделений (рис. 37). По специфике выработки, значимости для функциональной деятельности компании и др. характеристическим особенностям их принято делить на селективные (отбора), адаптивные (приспособления), инновационные, аналитические, концептуальные, определенным образом соотнося с иерархическими уровнями в пирамиде менеджеров (рис.37).





к


Возрастание степени

сложности

выработки и уровня ответственности
онцептуальные

аналитические

управленческие

и
TOP
нновационные




а даптивные




с елективные

рутинные







Рис. 37. Различные, взаимосовместимые классификационные подходы к решения
Естественно, что приведенный классификационный подход не является единственным и четко однозначным, но анализ различных подходов к решениям показывает, что данный подход чаще других используется в международном менеджменте.

На скорость (время) и качество разработки решения определяющее влияние оказывает целый ряд самых различных факторов: от уровня квалификации и характера Личностной оценки условий и состояния среды, различных ограничений, избранных критериев для оценки и др. (рис. 38).

В принятой и используемой в компании технологии, необходимо учитывать все элементы, которые могут оказать существенной влияние на качество разрабатываемых решений.


Личностная оценка и профессионализм в принятии решений

Среда принятия решений



«Скорость» и характер изменения внешней среды

Степень определенности происходящих процессов


Уровень

рисков







Ограничения и критерии при выработке решения


Ресурсные (люди, финансы, материалы, технологии)

Поведенческие (особенно на рынке)

Информационные

По времени

И з б и р а е м ы е к р и т е р и и

Возможные последствия от принятых решений



Используемые «технологии» принятия решений


Рис. 38. Совокупность основных факторов, влияющих на принятие решений
Так, например японская школа менеджмента широко использует методику, названную NYPS (или «ЧР») – методика разработана в компании Иокогава-денки (из этого и вытекает название «нова иокогавская «Р»-система), опирается на: производство, производительность, прибыльность и процветание. Под процветанием понимается не только эффективность деятельности компании, но и опора на обобщающий критерий в виде «качества трудовой жизни персонала», который складывается из нескольких критериальных условий (рис. 39) и требований к принимаемым решениям.


Наиболее универсальный критерий «качество трудовой жизни сотрудников компании»

4. Процветание компании и сотрудников






1. Производство

3. Прибыльность (на основе объемов продаж)





1.2. Экономичность


2. Производительность (с учетом себестоимости)


1.1. Действенность









1.3. Качество




Продукция

Затраты

Преобразования

Результаты



Рис. 39. Многокритериальная система методики NYPS21
Вся управленческая деятельность менеджеров связана с необходимостью и обязанностью систематически принимать различные решения.

Решения, как показано ранее (рис. 35), четко связаны с иерархическим уровнем менеджеров, участвующих в принятии решений, так называемых «лиц принимающих решений» (ЛПР). Доказано, что большая часть рутинных решений принимают индивидуально линейные менеджеры, а управленческие решения, как правило, разрабатываются групповыми методами. В групповых решениях наряду с линейными менеджерами, активно участвуют и другие группы менеджеров (штабные, функциональные, обслуживающие). Их участие может быть самым разным: от активного и полноправного, до уровня консультирования и проведения экспертизы. Доказано и то, что на принятие индивидуальных решений затрачивается меньше времени, чем на групповые, но рисковая составляющая у них значительно больше.

Следовательно, готовя менеджеров к участию в оперативном руководстве следует отрабатывать необходимость повышения качества решения и уменьшение сроков их разработки.

Подобный подход определяет необходимость «технологизации» процесса разработки решений.

В последние годы, с развитием менеджмента человеческих ресурсов, становится все важнее ориентация на персонал, которому предстоит притворять в жизнь принятые менеджерами решения. Естественно, что тем значительнее роль персонала, чем выше его профессиональное мастерство (квалификация) и активность. В соответствии с уровнем профессионализма и активности, в решениях менеджеры ориентируются на убеждение, побуждение и принуждение в функциональной деятельности.

Убеждающими считают решения, которые подтверждают и продолжают определенную направленность в функциональной деятельности, мотивационной политики и отношение к персоналу. Побуждающими являются те решения, которые имеют определенную мотивирующую направленность (на персонал, инновации и др.).

Принуждающими являются решения, которые определенным образом воздействуют на персонал, характеров и/или клиентов. Считается, что принуждающие решения особенно не рациональны и не целесообразны по отношению к партнерам и клиентам. Персонал может мириться с принуждающими решениями, если он понимает их вынужденный характер и кратковременность.

Подходы такого рода применяются и при формировании управленческих команд (ЛПР), в процессе их совместного обучения и командообразования (рис. 40).


Методы воздействия

На ЛПР:

Убеждение

Побуждение

принуждение



У ровень квалификации отдельных

с
В зависимости от личностных характеристик ЛПР
пециалистов (в ЛПР)




t напора t «полного» Т

командообр. командообраз.

В ремя командообразования (ЛПР)
Рис. 40. Применение различных методов решений при командообразовании
Доказано, что чем выше уровень командности в группах (ЛПР и исполнителях), тем шире используются методы побуждения и убеждения и реже возникает необходимость в принуждении.

По мере повышения степени командности и уровня квалификации в ЛПР, они все в большей степени опираются на методы научного – обоснования и оптимизации принимаемых решений. Естественно, что командообразование и повышением квалификации ЛПР необходимо обеспечивать непрерывно, что и определяет высокое качество оперативного руководства. Сокращение времени алгоритмического (t алг.) в современных условиях возможно только за счет формирования и использования автоматизации работы с информационными потоками.

Процесс подготовки решения (t алг.) и выработки решения можно условно разделить на соответствующие этапы (рис. 41).

Основные этапы

Последовательность «шагов»

Подготовительный этап (t алг.)

1. Выявление и анализ проблемной задачи и анализ ситуативных условий

2. Определение «пространства» для решения, основных целей и наиболее целесообразной идеи

3. «Границы» допустимых и целесообразных решений (ресурсы и условия)

4. Подготовка наиболее полного перечня альтернатив и отбор целесообразных и допустимых (по принятым критериям)

Обоснование и принятие решения (t эвр.)

5. Сравнительная оценка допустимых и целесообразных вариантов

6. Выбор и обоснование предпочтительных (2-3)

7. Установление рейтинговой значимости каждого из вариантов и выбор наиболее целесообразного

Меры по реализации решения (t расп.)

8. Определение исполнителей, сроков и необходимых ресурсов

9. Меры для исполнителей по реализации решений

10. Порядок сопровождения исполнительной работы и меры по контролю


Рис. 41. Алгоритмическая последовательность работы ЛПР по подготовке, принятию и реализации решений
Каждый этап, в свою очередь, складывается из нескольких «шагов», которые выполняются ЛПР в ходе разработки (подготовки) решения, оцениваемых t алг., собственно решение (t эвр.) и некоторые решения (t расп.). Подобные технологические подходы позволяют вносить определенные коррективы в общий процесс разработки решения с целью сокращения времени (tалг., tэвр., tрасп.) и повышения качества решения.

Координация функциональной деятельности отдельных элементов системы (групп, подразделений и целых компаний) по существу является определенной последовательностью решений, для поддержания и обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности различных элементов в последовательно-параллельном режиме в определенные отрезки времени (рис. 42) для достижения определенных общих результатов.


Технологические процессы

по составляющим
доставка КС и РМ по времени ti

t начала t 1 ti tn

Обеспечение функционирования компании персоналом,

ресурсными составляющими по времени (от t нач. до tn)

Закупка, транспортировка и подготовка технологического процесса




Т обесп.


Т обесп.



Комплектация составляющих (КС) для РМ и

Т обесп.






Т (тех.)


Рис. 42. Координация – обеспечение общей функциональной деятельности системы (компании)
Подобный подход лежит, в основе технологии «конбан», разработанной и эффективно используемой компанией «Тойота» при сборке автомобилей. Существо технологического принципа основано на том, что к началу работы на каждом рабочем месте (РМ), к нему поступает полный, заранее проверенной и подобранный комплект узлов и деталей (комплектующих составляющих – КС), «точно во время».

Обеспечение четкой координации деятельности любой системы стало возможным благодаря разработанным в области математики, кибернетики, методам исследования операций, таким как управление запасами, теория массового обслуживания, системам PERT, сетевого планирования и управления и др.

Естественно, что эффективная координация возможна только тогда, когда еще не этапе организации работ по подготовке к реализации планов, выполнена предварительная работа по обеспечению четких взаимоотношений между составляющими структурного построения системы (компании).

И наконец, рассматривая управление процессами как элемент оперативного руководства, необходима готовность и способность менеджеров и своевременным корректирующим воздействиям на персонал, технологические процессы и собственно на систему управления за счет четкого воздействия на информационные потоки (внешние и внутренние) в рамках времени управления (Т упр. – рис. 33) и учетом требуемого времени на осуществление производственных процессов (t действ. – рис. 33).

Таким образом, можно утверждать, что оперативное руководство является функцией менеджеров по обеспечению эффективной деятельности компании, образуется целым рядом различных элементов, где порядок и содержание принимаемых решений является системообразующим, обеспечивая своевременное достижение избранной менеджерами компании стратегии (рис. 43).


Последовательность

этапов и шагов

Стратегия поведения

Вопросы оперативного руководства





1. Систематический анализ состояния внешней среды и функционирования системы








2. Необходимость в корректировки оперативных планов

3. Принимаемые решения








3.1. Применительно к персоналу

3.2. Применительно к технологии






3.4. Новые или изменения товары и услуги



3.5. Корректировка в системе управления



3.6. Система мотивации

3.7. Методы оперативного руководства


3.8. Порядок и последовательность управления общей и групповой результативностью










4. Порядок контроля за функциональной деятельностью

  • Персонала

  • Использования всех видов ресурсов

  • Качество результатов работы








5. Оценка уровня адаптивности персонала и компании к вводимым инновациям


Рис. 43. Роль и место решений в системе оперативного руководства

Функция менеджеров контроль отличается тем, что всеми школами менеджмента, на протяжении всех этапов развития бизнес-систем не ставилась под сомнение. Это объяснимо и понятно.

Само определение контроля определяет и утверждает данную точку зрения: контроль – это функция менеджеров по систематической оценке состояния и содержания существа процессов деятельности и получаемых результатов. Контроль как функция менеджеров, призван обеспечивать стабилизирующую роль в функциональной деятельности и получаемых результатах. Применительно к циклу менеджмента необходимо «добавлять» цикл постоянной системы контроля (рис. 44).

К онтроль планирования

планирование


Контроль

Контроль






Контроль функционирования
Рис. 44. Контроль как система необходимой «обратной связи» деятельности компании
Не случайно в идеях системного анализа Стэнли Янга, обратная связь является обязательным элементом, обеспечивающим стабилизации процесса функциональной деятельности. На протяжении развития и совершенствования бизнес-систем и бизнес-процессов изменялась и концепция организации и осуществления контроля.

Если для конвейера по идеи Г. Форда требовался непрерывный и тотальный контроль, то в современных особо сложных системах, обслуживаемых высокопрофессиональными специалистами, наиболее эффективным контролем стала система самоконтроля и обязательности высокоэффективного выходного контроля. В результате появилась система требований в виде «петли качества», соответствующая международному стандарту качества ISO – 9000-… (рис. 45).

1. Маркетинг

2. Технологическое требования к последовательности бизнеса

3. Материально-техническое обеспечение и снабжение бизнеса

4. Подготовка технологических процессов



10. Утилизация

5. Функционально-технологии бизнеса


9. Ремонт и обслуживание

8. Помощь в эксплуатации

7. Упаковка и реализация

6. Контроль результатов и испытания




Рис. 45. Составляющие «петли качества» (ISO – 9000-…)
Доказано, что обязательными составляющими функции менеджеров контроль является четыре основных элемента:

  1. Установление стандартов для оценки результатов.

  2. Измерение результатов.

  3. Оценка результатов.

  4. Корректировка деятельности и/или стандартов.

В связи с постоянным объективным усложнением содержания бизнес-процессов ( повышением требований клиентов к качеству товаров и услуг; повышением квалификации персонала в связи с использованием новых технологий и др.), значительно усложняется и содержание контроля за функциональной деятельностью и получаемыми результатами. Доказано объективная необходимость процессе и содержания контроля, связывая систему контроля с основными функциями менеджеров. Американской школой менеджмента22 предложена трехэтапная модель процесса контроля, опирающаяся на основные функции менеджеров (рис. 46).


Этап 1: На стадии планирования:

Этап 2: На стадии организации работы:

2.1. Установление масштаба документальных отклонений

2.4. Оценка точности и значимости информации


1.1. Образ, миссия, цели стратегия поведения на рынке


2.2. Порядок сравнения результатов со стандартами

2.3. Информация о полученных результатах персоналу




1.2. Определяются показатели результативности (стандарты и нормы)









3.4. от 3.6. нет 3.2. нет 3.1.


Пересматрива-ются стандарты

Достигнуты ли цели?

Реалистичны ли стандарты?



Этап 3: При оперативном руководстве в процессе функционирования





Устанавлива-ются отклонения

Устанавлива-ются причины отклонений

Ничего не предпринимать
3.6. на 2.2. 3.5. Да 3.3. Да


Рис. 46. Взаимосвязь системы моделирования с основными функциями менеджеров
Опыт использования контроля свидетельствует о том, что при разработке модели контроля требуют учитывать ряд определенных условий и факторов:

  • Четко определены условия контроля;

  • Сформирована и обоснована определенная концепция контроля;

  • Определены и обоснованы определенные принципы, на основе которых осуществляется контроль;

  • Определена необходимая для контроля информации, порядок ее сбора, обработки, хранения и управления контролем (рис. 47).

В

1. Условия контроля


2. Принятая концепция контроля

3. Основные принципы, на которые опирается система контроля
силу того, что перечисленные составляющие имеют объективный характер, они в полной мере используются всеми школами менеджмента и их целесообразно рассмотреть в курсе международного менеджмента.





4. Обоснованная модель (или модели) для осуществления контроля


Рис. 47. Элементы, необходимые для создания модели системы контроля

К числу условий контроля принято относить:

  • Специфику области бизнеса, региона и размер организации;

  • Контролируемые подсистемы организации (компании) и квалификация персонала (в т.ч. техника и технологии, СУ и др.);

  • Пределы контроля и возможные варианты деления контроля по подсистемам и элементам технологического процесса, в соответствии с классификационными признаками (табл.3)