симые Mo—О-связи», которым авторы 7 3 приписывают важную роль в каталитической активности. Однако в промышленном (на носителе) катализаторе не был обнаружен 7 3 и СоМо04 . Полагают, что в этом случае молибден присутствует в виде Мо0 3 , образует мономолеку лярный слой и занимает примерно 20% поверхности катализатора.
Таким образом, проведенные до сих пор исследования вскрывают крайнюю сложность структуры и состава алюмокобальтмолибденовых катализаторов, указывают на несомненное взаимное влияние структуры и состава и роль серы в их модифицировании. Однако основной вопрос о природе главного активного компонента и при чине его большей активности остается еще без ответа.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ГИДРООЧИСТКИ
В гл. 1 (см. стр. 10—13) показано, что значимость процессов гидроочистки будет, видимо, бурно возрастать по мере вовлечения в переработку огромных масс сернистых нефтяных остатков. Хотя
|
|
|
|
такие процессы уже применяются |
в промышленных |
масштабах, |
многие задачи, в первую очередь |
предотвращение |
дезактивации |
катализаторов, еще ждут своего решения. |
|
Особое затруднение представляет |
высокое содержание металлов |
в нефтяных остатках 7 4 , что приводит к |
высокой концентрации ме |
таллов в катализаторе — около 15—20% |
(до 50%) от массы свежего |
катализатора. Это понижает активность катализатора и очень за трудняет его регенерацию. Замена дезактивированного катализа тора свежим увеличивает стоимость процесса, которая растет с по вышением содержания металлов в сырье.
Другой проблемой является наличие асфальтенов и высокомоле кулярных соединений ароматического характера, которые дезак тивируют катализатор, образуя на его поверхности кокс. Исключи тельная важность борьбы с коксообразованием побудила начать систематическое изучение химической природы асфальтенов и вы сокомолекулярных соединений нефти, а также механизма образова ния кокса. К настоящему времени сделаны лишь первые шаги, но
следует ожидать |
быстрого развития такого рода исследований. |
Важно отметить, что содержание в нефтяных остатках асфальтенов, |
серы и металлов |
изменяется обычно симбатно. Это увеличивает тех |
нологические трудности, а с чисто химической точки зрения позволяет предположить, что металлы и сера входят в состав асфальтенов. Асфальтены дают четкие сигналы ЭПР 2 , указывающие на наличие в них металлов с неспаренными электронами. Найдено 7 5 , что порфирины, входящие в состав асфальтенов, могут иметь один или более атомов серы в основной структуре.
Что касается склонности к образованию кокса, то наибольшую опасность должны представлять сложные, непредельные, но трудногидрируемые структуры или структуры, легко дающие непре дельные, полимеризующиеся осколки. Показано 7 6 , что образование