Файл: Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контроль параметров и эффективности методов стерилизации осуществляют с помощью: биологических тестов, контрольно-измерительных приборов
Факторы, сохраняющие качество медицинских и фармацевтических товаров
-
Упаковка -
Хранение -
Товарная обработка -
Реализация товара -
Постпродажное обслуживание -
Потребление (краткосрочное, длительное и многократное – эксплуатация.)
Факторы внешней среды и методы защиты от нее:
1. Физико-химические факторы среды:
-
Использование упаковки, защищающей от проникновения влаги, газов и света. -
Создание оптимальной температуры хранения. -
Рациональная консервация изделий. -
Рациональная стерилизация изделий.
2. Механические
-
Использование рациональной упаковки с высокой механической прочностью. -
Правильная укладка товара при транспортировке. -
Применение укупорочных средств.
3. Биологические
-
Асептические условия производства. -
Рациональная стерилизация. -
Создание рациональных условий хранения. -
Систематическая обработка помещений дезинфицирующими средствами.
Факторы, сохраняющие потребительные свойства и качество медицинских товаров из металлов и сплавов
Коррозия – физико-химическое взаимодействие металлического материала и
среды, приводящее к ухудшению потребительных свойств металла.
Методы защиты от коррозии:
-
Воздействие на металлы или сплав в процессе изготовления (покрытия). -
Воздействие на коррозионную среду - термообработка, отделка поверхности, шлифование, нанесение защитного слоя (соблюдение условий хранения металлических изделий). -
Временная защита инструмента от контакта с агрессивной средой - смазка инструмента консервирующими маслами или введение в упаковку ингибиторов коррозии (нитрит натрия, бензоат аммония и др.), а также путем обертывания изделий бумагой упаковочной антикоррозионной).
При старении полимеров протекают следующие физико-химические процессы:
-
Изменение механических (прочность) и эстетических (изменение окраски, глянца и др.) свойств изделия. -
Аморфизация – образование аморфной структуры. -
Деструкция – разрыв химических связей в основной цепи макромолекул; -
Структурирование - образование новых связей между макромолекулами, т.е. Образование новых химических соединений; -
Кристаллизация - образование высокоупорядоченных кристаллических областей (кристаллитов);
Методы защиты полимерных материалов от факторов внешней среды
-
Методы активной защиты – за счет рациональной упаковки -
Методы пассивной защиты – путем добавления в состав полимера различных стабилизаторов (термостабилизаторы, светостабилизаторы, антиоксиданты, нецепные ингибиторы). -
Комбинированные методы
Стабильность лекарственных средств во многом зависит не только от их
химического состава, но и от свойств упаковочного материала, в частности - проницаемости и светопропускания.
Вопрос 18
Управление качеством медицинских и фармацевтических товаров посредством международных стандартов и GxP.
См. вопрос №16
Вопрос 19
Дать определение: нужда, потребность, потребитель. Потребительная стоимость медицинских и фармацевтических товаров.
Нужда – это необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения.
Потребность – нужда, принявшая конкретную форму, которая носит объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни общества
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. (ст. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей»)
«Потребитель — получатель продукции, предоставляемой поставщиком».
(Международный стандарт МС ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь»)
«Потребитель — лицо или организация, потребляющие, использующие продукт
чьего-либо труда». (отечественный «Современный экономический словарь», 1996 г.)
Потребительная стоимость (свойство) – способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность (полезность товара, его ценность для потребителя)
Потребительная стоимость является важнейшей товароведческой категорией,
объективно характеризующей состояние и место товара на данной ступени развития общественных потребностей, а следовательно, дающей возможность разрабатывать научно обоснованные меры улучшения его потребительных свойств.
В отличие от ценовой стоимости, потребительная стоимость присуща всем
продуктам труда, созданным как для обмена, так и для личного потребления.
-
Индивидуальная потребительная стоимость свойственна продуктам
труда, созданным для личного потребления. Эти продукты не являются товаром.\
(пример: лекарственное растительное сырье, которое больной сам собирает летом, сушит, а затем сам себе готовит из него настои и отвары).
-
Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда,
которые созданы для удовлетворения общественных потребностей. В условиях товарного производства эти продукты труда являются товарами. (Пример: ЛРС, которое перерабатывается определенным образом на фарм. предприятиях или в аптеках. Пациенты покупают его в аптеке и сами себе готовят из него настои и отвары.)
В свою очередь общественную потребительную стоимость подразделяют на:
-
Единичную потребительную стоимость, свойственную единице товара или набору
товаров для удовлетворения потребностей одного человека или членов его семьи (пример: конкретное лекарственное средство, предмет ухода за конкретным больным и т.п.);
-
Совокупную общественную потребительную стоимость, свойственную большому
количеству товаров для удовлетворения потребностей общества или его отдельных групп. (Пример: лекарственные средства, предметы ухода за больными, различные диагностические приборы и оборудование и т.п.)
Вопрос 20
Этапы товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров в зависимости от целей анализа. Органолептический метод анализа потребительных свойств и технических показателей товаров.
Этапы – см. вопрос №3
Органолептический метод анализа относится к эмпирическим методам, применяемым в товароведении, и является простым и доступным. Потребительные свойства и технические показатели товара устанавливаются с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции. Внешний вид товара определяют осматриванием, составляя общее зрительное впечатление. Цвет устанавливается при естественном освещении. В зависимости от выявленных недостатков и отклонений делается заключение о соответствии качества товара, требуемому по НД.
Вопрос 21
Показатели качества медицинских и фармацевтических товаров.
Метрологическая служба.
Показатели качества – см. вопрос №15
Метрологическое обеспечение качества продукции в РФ осуществляет Государственная метрологическая служба России, а также метрологические службы органов государственного управления, предприятий и организаций.
Метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
В соответствии с ФЗ РФ «Об обеспечении единства измерений», соблюдение метрологических требований в области здравоохранения является обязательным.
На все измерения, осуществляемые в здравоохранении, распространяется государственный метрологический надзор, осуществляющий контроль исправности измерительных приборов и единства измерений.
Структура государственной метрологической службы РФ:
-
Государственные научные метрологические центры; -
Региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации; -
Метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц.
Функции государственной метрологической службы:
-
Утверждение типа средств измерений; -
Поверка средств измерений, в том числе эталонов; -
Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерения установленным техническим требованиям. Поверку осуществляет аттестованное в качестве поверителя физическое лицо. Если средство измерения признано пригодным, на него или на техническую документацию наносят оттиск индивидуального поверительного клейма или выдают «Свидетельство о поверке».
Виды поверок, применяемых в РФ:
-
Первичная поверка – проводится для средств измерения при их выпуске из
производства или ремонте, а также при импортировании;
-
Периодическая поверка – для средств измерения, находящихся в эксплуатации или на хранении. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа средств измерений, а затем - совместно органами государственной метрологической службы и предприятием-изготовителем; -
Внеочередная поверка – осуществляется при повреждении знака поверительного клейма, а также утрате свидетельства о поверке; при вводе в эксплуатацию средств измерения после длительного хранения (более одного межповерочного интервала); при неудовлетворительной работе прибора или проведении повторной настройки после ударного воздействия на средство измерения; -
Инспекционная поверка – проводится для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного метрологического надзора; -
Экспертная поверка – проводится при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.
Вопрос 22
Роль товароведения в профессиональной деятельности провизора. Исторические этапы развития товароведения как науки.
Обширная номенклатура медицинских товаров, сложный характер их свойств, особенности формирования потребительских предпочтений определяют необходимость общества в специалистах-товароведах, обеспечивающих продвижение товаров от изготовителей до потребителей.
В товароведной деятельности можно выделить два основных направления:
1. Медико-технологическое – призвано обеспечить максимально возможную адаптацию потребительских свойств к требованиям конкретных потребителей. Это направление реализуют мед. представители фирм-производителей, которые владеют знаниями потребительских свойств узкой номенклатуры товаров
2. Логистическое – представлено деятельностью по организации физического перемещения медицинских товаров от производителя к потребителю). К товароведам-логистикам относят руководителей фарм. предприятий и аптечных учреждений, сотрудников отделов сбыта промышленных предприятий и организаций оптовой и розничной торговли медицинскими товарами.