Файл: Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контроль параметров и эффективности методов стерилизации осуществляют с помощью: биологических тестов, контрольно-измерительных приборов
Факторы, сохраняющие качество медицинских и фармацевтических товаров 

  • Упаковка 

  • Хранение 

  • Товарная обработка 

  • Реализация товара 

  • Постпродажное обслуживание 

  • Потребление (краткосрочное, длительное и многократное – эксплуатация.) 

Факторы внешней среды и методы защиты от нее: 

1. Физико-химические факторы среды:

  1. Использование упаковки, защищающей от проникновения влаги, газов и света.

  2. Создание оптимальной температуры хранения.

  3. Рациональная консервация изделий.

  4. Рациональная стерилизация изделий.

2. Механические

  1. Использование рациональной упаковки с высокой механической прочностью.

  2. Правильная укладка товара при транспортировке.

  3. Применение укупорочных средств.

3. Биологические

  1. Асептические условия производства.

  2. Рациональная стерилизация.

  3. Создание рациональных условий хранения.

  4. Систематическая обработка помещений дезинфицирующими средствами.

Факторы, сохраняющие потребительные свойства и качество медицинских товаров из металлов и сплавов

Коррозия – физико-химическое взаимодействие металлического материала и 

среды, приводящее к ухудшению потребительных свойств металла.

Методы защиты от коррозии:

  • Воздействие на металлы или сплав в процессе изготовления (покрытия).

  • Воздействие на коррозионную среду - термообработка, отделка поверхности, шлифование, нанесение защитного слоя (соблюдение условий хранения металлических изделий).

  • Временная защита инструмента от контакта с агрессивной средой - смазка инструмента консервирующими маслами или введение в упаковку ингибиторов коррозии (нитрит натрия, бензоат аммония и др.), а также путем обертывания изделий бумагой упаковочной антикоррозионной).

При старении полимеров протекают следующие физико-химические процессы:

  • Изменение механических (прочность) и эстетических (изменение окраски, глянца и др.) свойств изделия.

  • Аморфизация – образование аморфной структуры.

  • Деструкция – разрыв химических связей в основной цепи макромолекул;

  • Структурирование - образование новых связей между макромолекулами, т.е. Образование новых химических соединений;

  • Кристаллизация - образование высокоупорядоченных кристаллических областей (кристаллитов);



Методы защиты полимерных материалов от факторов внешней среды

  • Методы активной защиты – за счет рациональной упаковки

  • Методы пассивной защиты – путем добавления в состав полимера различных стабилизаторов (термостабилизаторы, светостабилизаторы, антиоксиданты, нецепные ингибиторы).

  • Комбинированные методы

Стабильность лекарственных средств во многом зависит не только от их 

химического состава, но и от свойств упаковочного материала, в частности - проницаемости и светопропускания.

Вопрос 18

Управление качеством медицинских и фармацевтических товаров посредством международных стандартов и GxP.

См. вопрос №16

Вопрос 19

Дать определение: нужда, потребность, потребитель. Потребительная стоимость медицинских и фармацевтических товаров.

Нужда – это необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения.

Потребность – нужда, принявшая конкретную форму, которая носит объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни общества

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. (ст. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей»)

«Потребитель — получатель продукции, предоставляемой поставщиком». 

(Международный стандарт МС ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь»)

«Потребитель — лицо или организация, потребляющие, использующие продукт 

чьего-либо труда». (отечественный «Современный экономический словарь», 1996 г.)

Потребительная стоимость (свойство) – способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность (полезность товара, его ценность для потребителя)

Потребительная стоимость является важнейшей товароведческой категорией, 

объективно характеризующей состояние и место товара на данной ступени развития общественных потребностей, а следовательно, дающей возможность разрабатывать научно обоснованные меры улучшения его потребительных свойств.

В отличие от ценовой стоимости, потребительная стоимость присуща всем

продуктам труда, созданным как для обмена, так и для личного потребления. 



  • Индивидуальная потребительная стоимость свойственна продуктам 

труда, созданным для личного потребления. Эти продукты не являются товаром.\

(пример: лекарственное растительное сырье, которое больной сам собирает летом, сушит, а затем сам себе готовит из него настои и отвары). 

  • Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, 

которые созданы для удовлетворения общественных потребностей. В условиях товарного производства эти продукты труда являются товарами. (Пример: ЛРС, которое перерабатывается определенным образом на фарм. предприятиях или в аптеках. Пациенты покупают его в аптеке и сами себе готовят из него настои и отвары.) 

В свою очередь общественную потребительную стоимость подразделяют на: 

  • Единичную потребительную стоимость, свойственную единице товара или набору 

товаров для удовлетворения потребностей одного человека или членов его семьи (пример: конкретное лекарственное средство, предмет ухода за конкретным больным и т.п.);

  • Совокупную общественную потребительную стоимость, свойственную большому

количеству товаров для удовлетворения потребностей общества или его отдельных групп. (Пример: лекарственные средства, предметы ухода за больными, различные диагностические приборы и оборудование и т.п.)

Вопрос 20

Этапы товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров в зависимости от целей анализа. Органолептический метод анализа потребительных свойств и технических показателей товаров.

Этапы – см. вопрос №3

Органолептический метод анализа относится к эмпирическим методам, применяемым в товароведении, и является простым и доступным. Потребительные свойства и технические показатели товара устанавливаются с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции. Внешний вид товара определяют осматриванием, составляя общее зрительное впечатление. Цвет устанавливается при естественном освещении. В зависимости от выявленных недостатков и отклонений делается заключение о соответствии качества товара, требуемому по НД.

Вопрос 21

Показатели качества медицинских и фармацевтических товаров.


Метрологическая служба.

Показатели качества – см. вопрос №15

Метрологическое обеспечение качества продукции в РФ осуществляет Государственная метрологическая служба России, а также метрологические службы органов государственного управления, предприятий и организаций.

Метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

В соответствии с ФЗ РФ «Об обеспечении единства измерений», соблюдение метрологических требований в области здравоохранения является обязательным.

На все измерения, осуществляемые в здравоохранении, распространяется государственный метрологический надзор, осуществляющий контроль исправности измерительных приборов и единства измерений.

Структура государственной метрологической службы РФ:

  • Государственные научные метрологические центры;

  • Региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации;

  • Метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц.

Функции государственной метрологической службы:

  • Утверждение типа средств измерений;

  • Поверка средств измерений, в том числе эталонов;

  • Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерения установленным техническим требованиям. Поверку осуществляет аттестованное в качестве поверителя физическое лицо. Если средство измерения признано пригодным, на него или на техническую документацию наносят оттиск индивидуального поверительного клейма или выдают «Свидетельство о поверке».


Виды поверок, применяемых в РФ:

  • Первичная поверка – проводится для средств измерения при их выпуске из

производства или ремонте, а также при импортировании;

  • Периодическая поверка – для средств измерения, находящихся в эксплуатации или на хранении. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа средств измерений, а затем - совместно органами государственной метрологической службы и предприятием-изготовителем;

  • Внеочередная поверка – осуществляется при повреждении знака поверительного клейма, а также утрате свидетельства о поверке; при вводе в эксплуатацию средств измерения после длительного хранения (более одного межповерочного интервала); при неудовлетворительной работе прибора или проведении повторной настройки после ударного воздействия на средство измерения;

  • Инспекционная поверка – проводится для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного метрологического надзора;

  • Экспертная поверка – проводится при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.



Вопрос 22

Роль товароведения в профессиональной деятельности провизора. Исторические этапы развития товароведения как науки.

Обширная номенклатура медицинских товаров, сложный характер их свойств, особенности формирования потребительских предпочтений определяют необходимость общества в специалистах-товароведах, обеспечивающих продвижение товаров от изготовителей до потребителей.

В товароведной деятельности можно выделить два основных направления:

1. Медико-технологическое – призвано обеспечить максимально возможную адаптацию потребительских свойств к требованиям конкретных потребителей. Это направление реализуют мед. представители фирм-производителей, которые владеют знаниями потребительских свойств узкой номенклатуры товаров

2. Логистическое – представлено деятельностью по организации физического перемещения медицинских товаров от производителя к потребителю). К товароведам-логистикам относят руководителей фарм. предприятий и аптечных учреждений, сотрудников отделов сбыта промышленных предприятий и организаций оптовой и розничной торговли медицинскими товарами.