Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческое задание – это один из самых эффективных методов формирования учебной самостоятельности младших школьников. Творческая деятельность способствует реализации личного замысла обучающегося. Именно поэтому в процессе реализации преобразующей деятельности, мы применяли разные творческие задания. Например, на уроках литературного чтения обучающимся предлагалось сочинить продолжение к разнообразным сказкам, нарисовать рисунок к какому-либо эпизоду произведения (См. Приложение 9). За счёт высокого интереса и самостоятельной работы при выполнении творческих заданий активно формировался потребностно-мотивационный и операционно-содержательный компоненты учебной самостоятельности.

Большое значение в формировании учебной самостоятельности имеет прикладная деятельность. Она способствует формированию не только положительной школьной мотивации, но и предполагает планирование и самостоятельную реализацию деятельности, следовательно, направлена и на формирование содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности. Поэтому мы проводили уроки технологии, в основу которых лежал проблемно-поисковый метод (См. Приложение 10).

В целях формирования содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности на всех проводимых нами уроках, применялась самостоятельная работа. Организация данного вида деятельности сопровождалась памятками, схемами и таблицами. Данные раздаточные материалы, которые получили название от младших школьников «помощники», способствовали формированию у детей навыка самоконтроля. Так на уроках русского языка во время закрепления знаний по теме «Имя прилагательное», учащиеся, используя памятку, самостоятельно выполняли задания (См. Приложение 11). После завершения обучающиеся провели проверку собственной деятельности и проанализировали свои работы. Регулярность использования данных «помощников» привела к закреплению навыка самоконтроля. Поэтому через определённое время самостоятельная работа проводилась без сопровождения памяток, схем и таблиц.

Для формирования изучаемого нами навыка мы применяли и нетрадиционные методы. Таким образом, каждую неделю мы выбирали 2 обучающихся – консультантов, которые в течение недели отличились активной работой на уроках. Задача «консультантов» - помогать одноклассникам во время проведения самостоятельных работ, когда учащиеся не справлялись с заданием самостоятельно. Данный вид деятельности стал почётным, поэтому обучающиеся стремились получить заветную должность.


Организованная нами работа способствовала формированию положительной мотивации обучающихся. Детям было важно брать на себя ответственность и выступить в роли помощника учителя. В тоже время, это способствовало формированию таких навыков как анализ задания, постановка цели, контроль и коррекция деятельности.

Также для формирования содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности нами активно использовалась групповая форма работы. Например, на уроке математики, с целью закреплений знаний по теме «Умножение» младшие школьники были разделены на 4 бригады. Каждая группа получала своё задание, выполняла его и проверяла решение заданий между членами своей бригады и других групп (См. Приложение 12).

Выполнение домашних заданий является неотъемлемой частью в формировании изучаемого нами качества. Мы сделали вывод, что относительно часто обучающиеся для выполнения домашнего задания прибегают к помощи сети Интернет или к помощи взрослых. Поэтому нами было решено повысить мотивацию к самостоятельному выполнению домашних заданий, а так же способствовать формированию эмоционально-волевого компонента учебной самостоятельности. Для достижения поставленных нами целей, мы часто задавали творческие домашние задания (См. Приложение 13). В результате дети перестали использовать готовые домашние задания, потому что, во-первых, ответов на данные вопросы не было в сети Интернет, а, во-вторых, детям было просто интересно самим выполнять данные задания.

Так как деятельность, направленная на формирование учебной самостоятельности, носит универсальный характер, ее организация проходила и во время внеклассной работы.

В рамках воспитательной, обучающей и развивающей работы с учащимися 2 «Б» класса нами был разработан и реализован проект «Школа – библиотека знаний», а также проведены классные часы: «Я сам», «Как организовать себя и свое время?».

Целью проекта «Школа – библиотека знаний» являлось создание условий для осознания обучающимися о необходимости обучения в школе, что должно послужить средством повышения школьной мотивации, то есть потребностно-мотивационного компонента учебной самостоятельности. В ходе выполнения данной работы учащиеся были разделены на 4 группы в соответствии с такими вопросами, как «Зачем учиться?», «Для чего задают домашние задания?», «Что будет, если не ходить в школу», «Зачем нужно учиться хорошо?». Каждой группе было дано индивидуально задание, в ходе которого дети, распределив обязанности, составив план собственной деятельности, собирали информацию, подбирали
иллюстрацию и создавали страничку для справочника, активно используя взаимоконтроль и самоконтроль работы. Подведение итогов проводилось в виде защиты работы с использованием презентации и создании общего справочника с последующей оценкой деятельности группы в целом, и собственной деятельности в группе. Таким образом, проектная деятельность послужила формированию и содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности (См. Приложение 14).

Также мы провели ряд классных часов в целях создания условий для осознания обучающимися необходимости формирования учебной самостоятельности. Темой одного из таких классных часов является «Я сам» (См. Приложение 15). Обучающиеся были привлечены к подготовке, организации и проведению данного мероприятия. Под руководством учителя ребятам было предложено разработать сценарий, самостоятельно найти и подготовить материал по теме, распределить обязанности по организации и проведению классного часа. На данном классном часе обучающиеся познакомились с понятием «самостоятельность», с её ролью в жизни человека, приняли участие в самостоятельной творческой работе, которая способствовала формированию содержательно-операционного и потребностно-мотивационного компонентов учебной самостоятельности.

В ходе преобразующей деятельности мы столкнулись с проблемой рационального планирования и использования времени, что затрудняет процесс формирования самостоятельности. Именно поэтому в качестве темы для второго классного часа, мы определили «Как организовать себя и свое время?», целью которого являлось расширение представления детей о рациональном планировании и использовании времени (См. Приложение 16). Перед проведением данного мероприятия учащиеся были разделены на 4 группы. Со всем классом была проведена беседа о значении времени. В результате просмотра мультфильма о хронофагах и тайм-менеджерах учащиеся по группам самостоятельно распределили на 2 группы высказывания, отнеся к 1 группе советы по распределению времени, а ко второй факторы, которые способствуют нерациональному использованию времени. Далее дети в группах исправили ошибки в распределении времени на карточках, в результате чего у каждой группы были сделаны карты распределения времени. В конце классного часа дети поучаствовали в игре «Что я могу сделать за минуту», направленную на развитие «чувства времени».


Так как процесс формирования учебной самостоятельности сложный и длительный, мы посчитали, что наша преобразующая деятельность будет проходить более эффективно, если родители обучающихся 2 «Б» класса будут привлечены к проблемам формирования изучаемого нами качества.

Для этого, с родителями всего класса было проведено родительское собрание на тему «Как формировать самостоятельность ребёнка». Перед реализацией родительского собрания, нами была использована диагностическая методика А.А. Горчинской под названием «Познавательная самостоятельность младшего школьника» (См. Приложение 17). Анализ результатов анкеты, позволил нам определить проблему обсуждения на родительском собрании, а именно какими способами формировать учебную самостоятельность. Родительское собрание было проведено с использованием интерактивной технологии «Ковер идей» (См. Приложение 18). Данная технология позволила родителям занять активную позицию в решении вопросов классного часа. Также для родителей были разработаны и предложены памятки с рекомендациями о том, как следует организовывать выполнение домашних заданий и о том, как следует формировать самостоятельность младших школьников (См. Приложение 19).

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами была реализована система преобразующей деятельности, результаты которой мы представим в заключительной части нашей работы.


2.3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования по формированию учебной самостоятельности младших школьников

На контрольном этапе эксперимента нами было проведено повторное обследование уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников после реализации содержания преобразующей деятельности.

С этой целью нами были использованы методики изучения уровня сформированности потребностно-мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого компонентов примененные нами на констатирующем этапе эксперимента. В результате мы получили информацию об уровне развития школьной мотивации, силы воли и сформированности содержательно-операционного компонента (См. Приложения 20-23). Полученные результаты представлены в таблицах 5-8.

Таблица 5

Результаты изучения уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» на контрольном этапе эксперимента

Уровень

Количество обучающихся

Доля в %

1

3

10,7%

2

11

39,3%

3

10

35,7%

4

4

14,3%

5

0

0%

После получения результатов итогового этапа опытно-экспериментального исследования, мы сопоставили их с результатами входной диагностики и изобразили их графически (См. Рис 1).



Рис. 1. Результаты изучения уровня школьной мотивации

на начальном и заключительном этапах эксперимента
Анализируя данные, представленные на Рис.1, мы можем сделать следующие выводы: на контрольном этапе эксперимента результаты диагностики уровня школьной мотивации значительно возросли.