Файл: Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к этапам становления и формирования основ местного самоуправления (мсу) в России и нерешенностью многим проблем, связанных с этим вопросом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Между тем, порядок осуществления прав муниципалитетов на каждой конкретной территории существенно разнится в зависимости от регионального законодательства, конкретных социально-экономических, национальных и культурных особенностей. Формирование муниципальных органов власти в районах ЦАО Москвы, дальнем якутском улусе или городе-спутнике областного центра в европейской части России, очевидно, будет существенно разниться.

Впрочем, есть ряд общих для всех муниципальных образований РФ проблем, на которые исторически обращали внимание практически все эксперты. Они особенным образом становились все более и более явными после внесения очередного блока поправок. Это:

  • Хроническое недофинансирование муниципалитетов в рамках их полномочий;

  • Огромный разрыв в бюджетном обеспечении муниципалитетов не только в рамках страны, но и внутри одного региона;

  • Пересечение полномочий регионов и муниципалитетов;

  • Кадровая и организационная слабость муниципалитетов, дефицит муниципальных служащих;

  • Связанный с предыдущим низкий уровень сменяемости кадров (проблемы не только ротации, но и смены поколений) в муниципалитетах;

  • Встроенный в схему взаимодействия «регион-муниципалитет» хозяйственный и, как следствие, политический конфликт (в наиболее крайнем виде приводившая к многочисленным конфликтам «губернатор-мэр», выливавшемся в настоящие политические войны на уровне регионов).

Все вышеперечисленное создает набор конкретных угроз для стабильности не только положения в конкретном муниципалитете, но и стабильности политической системы в целом. К этим угрозам, в частности, относятся:

  • Общая неустроенность муниципалитетов, невозможность создания комфортной для граждан среды в силу конфликтов уровней властей и недофинансирования;

  • Формирование хронически депрессивных, неблагополучных территорий, вымирание русского села;

  • Дефицит профессиональных кадров в социальной сфере, отсутствие или низкий уровень предпринимательской инициативы в сельских районах;

  • Локальные политические кризисы в силу уголовных дел против «восставших» муниципалов, неправильно распоряжающихся скудными финансами местных чиновников;

  • Радикальная политизация с созданием «на ровном месте» политических конфликтов федерального уровня;

  • Кадровые эксцессы и скандалы, вроде избрания на вакантные посты комических и явно непрофессиональных фигур.


По сути, эти угрозы и проблемы вызваны описанным выше конфликтом между законом и практиками управления на местах, вызванных как локальными особенностями, так и общими проблемами системы формирования и функционирования органов МСУ.

1.3 Нормативно-правовая основа проведения муниципальной реформы


Одним из основных методов реализации реформы местного самоуправления является – правовой.

Данный метод заключается в создании модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, консультационной деятельности, деятельности по реализации права законодательной инициативы, направленной на развитие местного самоуправления.

Затягивая процесс совершенствования законодательной базы местного самоуправления, субъект Российской Федерации создает возможность для существования на его территории неполноценной муниципальной ветви власти. С другой стороны, принятие законов, которые носят декларативный характер и не будут отвечать нуждам местного сообщества, также не позволит добиться поставленной цели - оптимального баланса полномочий и функций государственных и муниципальных органов.

Заинтересованность представительных органов местного самоуправления в определении правил построения на определенной территории системы местного самоуправления в целом и их функционирования в частности также играет существенную роль. Законодатель предоставил им возможность участия в законотворческом процессе, дав определенный рычаг - право законодательной инициативы.

Одной из самых серьезных проблем в области создания правовых условий для развития и реформирования муниципальной ветви власти является разрозненность действий субъектов законодательной инициативы. Этот аспект государственной поддержки на региональном уровне не может и не должен быть односторонним, т.е. директивно указанным «сверху» без учета мнения местного сообщества и его органов местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления направлена на развитие экономического потенциала и на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора [20]. Один из подходов к решению поставленных задач состоит в закреплении за каждым уровнем бюджетной системы тех видов доходных источников и тех расходных полномочий, администрирование которых наиболее эффективно на соответствующем уровне бюджетной системы.

Правовое обеспечение реформы муниципального управление связано сегодня с проектом нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти», также нельзя не отметить и уже принятый Федеральный закон № 414 от 21.12.2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» [30]. Данная нормативная основа служит проведению новых принципов и форм взаимодействия органов власти всех уровней и всех ветвей, поскольку с созданием единой системы публичной власти, органы государственного аппарата федерального и регионального уровня, а также и органы местного самоуправления являются органами публичной власти.


Правовое обеспечение муниципальной реформы предполагает и установление правовых основ взаимодействия органов всех уровней власти. На сегодняшний момент из содержания текста Конституции России (ст. 131) становится ясно, что органы государственной власти получили достаточно большой объем полномочий для возможности «влиять» на формирование органов муниципальной власти и их должностных лиц [Error: Reference source not found].

Изначально, статьей 12 Конституции РФ закреплялось, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Так, были закреплены принципы самостоятельности и независимости местной власти от государственного управления. С введением положения пункта 1 статьи 131 в Конституцию РФ происходит объединение органов государственной и муниципальной власти в единую систему органов публичной власти России [Error: Reference source not found].

Таким образом, сегодня идет активный процесс формирования и развития новой усовершенствованной муниципальной политики, участниками которой становятся как органы местного самоуправления, так и органы государственной власти [30].

Как отметил Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года «проблемы в образовании, здравоохранении и в других сферах обусловлены разрывом между государственным и муниципальным уровнями власти». И такая разделенность, запутанность полномочий отрицательно сказывается на людях. Предусмотренные законодательством общие для всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку и несет прямую угрозу нашему обществу и целостности страны. Поэтому необходимо закрепить в Конституции РФ принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. При этом полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены» [32].

В системе муниципального управления важное значение представляют основные направления муниципальной политики в разных сферах общественной жизнедеятельности. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки рассмотреть механизмы и функции муниципальной политики с различных позиций. Однако, в аспекте современной публичной власти и публичного управления муниципальная политика не получила полного и должного рассмотрения.


Таким образом, основная задача федеральных, региональных законодателей, ученых, практиков и представителей партийной политической элиты проработать и уточнить понятие, сущность, субъектный состав и основные направления муниципальной политики как деятельности органов публичной власти с учетом современного концептуального развития российской государственности и учетом норм и положений действующего российского законодательства. Следует отметить, что практическая деятельность органов муниципальной власти, реализация ими своих полномочий в рамках муниципальной политики напрямую связана с рядом влияющих на это социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.

Учитывая опыт проведенных реформ в сфере местной власти, обусловленных принятием и вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также учитывая положения нового Федерального закона № 414-ФЗ от 21.12.2021 года «О общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» необходимо выявить и проанализировать наиболее эффективные модели устройства и функционирования муниципальной политики. В соответствии с новым усовершенствованным действующим законодательством муниципальная политика формируется всем субъектами – органами публичной власти [30].

В свою очередь, полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которым в указанном Федеральном законе понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизни населения муниципального образования, решение которых населением и органами местного самоуправления осуществляется самостоятельно. Кроме того, вопросы компетенции органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах. К таким полномочиям, в частности, относятся:

  • создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

  • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

  • организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

  • организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

  • утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

  • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

  • присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

  • создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

  • подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

  • разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

  • утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

  • утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

  • участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

  • организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

  • выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

  • обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

  • создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.