Файл: 1 системный анализ ассортимента продукции зао гостхимпром Характеристика деятельности организации зао Гостхимпром.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тзк – товарные запасы на конец года;

П – объём поступления товаров;

Тзн – товарные запасы на начало года

2) Рассчитываем балансовую связку за 2016, 2017 год.
Р + В + Тзк = П + Тзн (3)
а) 5 600 000 + 4 980 000 + 1 620 000 = 6 020 000 + 6 180 000 р. – 2016 г.

б). 7 850 000 + 5 340 000 + 2 510 000 = 6 780 000 + 8 920 000 р. 2017 г.

3). 2016 год к 2017 году


Рис. 1. Экономическая деятельность ЗАО «Гостхимпром»

Основной целью формирования ассортимента товаров является удовлетворение материальных и культурных потребностей различных групп населения в условиях возрастания и дифференциации спроса. Оптимальный ассортимент способствует повышению эффективности производства, экономному расходованию материальных ресурсов за счет полной и своевременной реализации всей производственной продукции.

На момент исследования на данном торговом предприятии установился стойкий ассортимент синтетических моющих средств для чистки и мытья, общее количество которых составило 132 вида:

– средства для мытья посуды – 43;

– средства для сантехники – 34;

– средства для стекол и зеркал – 26;

– средства для ковров и мягкой мебели – 13;

– универсальные средства – 15.

При исследовании ассортиментной политики, в первую очередь нужно проанализировать структуру ассортимента.

1. Структура ассортимента – это процентное отношение каждой ассортиментной группы к общему количеству товаров. Структуру ассортимента находят по следующей формуле:
(4)
где Ci – удельный вес конкретной группы;

ni – количество изделий конкретной группы:

N – общее количество изделий конкретной группы [18, 26]

Структура ассортимента СМС по назначению, реализуемых ЗАО «Гостхимпром»

– средства для мытья посуды:



– средства для сантехники:



– средства для стекол и зеркал:



– средства для ковров и мягкой мебели:



– универсальные средства:




Рис. 2. Структура ассортимента синтетических моющих средств по назначению, реализуемых ЗАО «Гостхимпром»

Наибольший удельный вес составили моющие средства для мытья посуды.

Структура ассортимента СМС по агрегатному состоянию:

– порошкообразные:



– гелеобразные и жидкие:




Рис. 3. Структура ассортимента синтетических моющих средств

Наибольший удельный вес составили МС жидкие и гелеобразные – 64,4%

Структура ассортимента СМС по виду упаковки:

– в полиэтиленовых пакетах:



– в пластмассовых банках и бутылках:



– в жестяных банках:




Рис. 4. Структура ассортимента синтетических моющих средств по виду упаковки, реализуемых ЗАО «Гостхимпром»
Ассортимент на данном торговом предприятии в основном упакован в пластмассовые банки и бутылки. (62,1%)

Структура ассортимента СМС по наличию отдушки:

– с отдушкой:



– без отдушки:




Рис. 5. Структура ассортимента синтетических моющих средств по наличию отдушки
Ассортимент в большей степени представлен синтетическими моющими средствами с парфюмерной отдушкой (69,7%).

Структура ассортимента СМС по наличию абразивных средств:

– безабразивные средства:



– абразивные средства:




Рис. 6. Структура ассортимента синтетических моющих средств по наличию абразивных средств

Ассортимент на данном торговом предприятии в большей степени представлен безабразивными моющими средствами (83,3%).

Прежде чем рассчитать рациональность ассортимента, нужно определить коэффициенты: полноты, широты, устойчивости и новизны.

Исходя из значений в таблице, расположенной в Приложении 2, определим коэффициент полноты ассортимента.

Полнота ассортимента
– это степень соответствия фактически сложившегося ассортимента на торговом предприятии оптимальному варианту:
, (5)
где: Пд – действительная полнота ассортимента;

Пб – базовая полнота ассортимента

В качестве базовой полноты взято количество товаров, реализуемых предприятием конкурентом «Сити»: 166.

Действительный показатель полноты ассортимента ЗАО «Гостхимпром»– 132 вида.



Таким образом, можно сделать вывод, что полнота ассортимента в ЗАО «Гостхимпром»составляет 0,8. Это свидетельствует об оптимальной полноте ассортимента.

Определяем коэффициент широты ассортимента, исходя из значений, которые определяем по классификационным признакам, указанным в таблице 4.

Широтой ассортимента называют фактическое количество видов изделий в общем объеме выпуска или в товарообороте данной товарной группы.
, (6)
где: Шд – действительная широта наименований товаров разнородных и однородных групп

Шб – базовая широта [12, 27]
Таблица 14.

Определение базовой и действительной широты по классификационным признакам

№ п/п

Классифи

кацион-ный признак

Широта

базовая

Шб

Коли

чест-во

Широка действи-

тельная

Шд

Коли-

чест-во

Коэффи-циент широты Кш

1

по

наличию отдушки

«Яблоко»

«Лимон»

«Аква»

«Океанский бриз

«Сосна»

«Сирень»

«Персик»

«Апельсин»

«Ягоды»

«Тропик»

«Букет весны»

«Луговые травы»


12

«Яблоко»

«Лимон»

«Аква»

«Океанский бриз

«Сосна»

«Сирень»

«Персик»

«Апельсин»

«Ягоды»

«Тропик»

«Букет весны»

«Луговые травы»


12


1

2

по материалу упаковки

-полиэтиленовые пакеты;

– пластмассовые банки и бутылки;

– жестяные банки

3

-полиэтиленовые пакеты;

– пластмассовые банки и бутылки;

– жестяные банки

3

1

3

по агрегат-ному состоя-нию

– порошкообраз-

ный;

– гелеобразные и жидкие;

– пастообразные


3

– порошкообраз-

ные;

– гелеобразные и жидкие

2

0,7

4

по наличию абразив-

ных компо-нентов


– абразивные;

– безабразивные

2

– абразивные;

– безабразивные

2

1





Коэффициент широты ассортимента СМС по указанным выше классификаонности признакам ЗАО «Гостхимпром»равен 0,93, это говорит о том, что потребительский спрос на СМС будет удовлетворен полностью.

Определяем коэффициент устойчивости.

Коэффициент устойчивости – способность
(7)
где: У – показатель устойчивости, равный количеству видов и наименований товаров, пользущихся устойчивым спросом;

Пб – базовая полнота [21, 25]

В ходе исследования было установлено, что устойчивым спросом пользуется 110 видов СМС



Коэффициент устойчивости составляет 0,7, следовательно, данный ассортимент не в полной мере удовлетворяет имеющиеся потребности.

Далее рассчитываем новизну ассортимента.

Новизна ассортимента – способность товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
, (8)
где: Н – показатель новизны, равный количеству новых товаров, появившихся на рынке;

Пд – действительная полнота [26]

Новыми моющими и чистящими средствами являются следующие виды: «Капля» – для чистки ковров и мебели, для стекол и зеркал, универсальное.



Следует отметить, что коэффициент новизны невысок и составляет 0,02, то есть ассортимент СМС в ЗАО «Гостхимпром»обновляется редко.

Прежде чем приступить к завершающему этапу – определению коэффициента рациональности, необходимо установить коэффициент весомости, отражающие значимость показателей ассортимента в данной товарной группе. Для этого нами была создана экспертная комиссия в составе трех человек, определившая важность показателей, которая выражается в присвоении показалелям определенного балла от одного до четырех. Самым высоким баллом является четыре балла и далее по убывающей результаты занесены в таблицу 15.
Таблица 15.

Расчет коэффициента весомости

Показатели ассортимента

Эксперты

∑ рангов

Коэффициент весомости

1

2

3

Полнота

Широта

Устойчивость

Новизна

3

4

1

2

4

3

2

1

3

4

2

1

10

11

5

4

0,33

0,37

0,17

0,3

Итого










30

1



После расчетов коэффициента весомости определяем коэффициент рациональности.

Рациональность ассортимента характеризуется коэффициентом рациональности. Рассчитываем по следующем формуле:
Кр=(Кш×Квш+Кп×Квп+Ку×Кву+Кн×Квн),
Где: Кш – коэффициент широты;

Кп – коэффициент полноты;

Ку – коэффициент устойчивости4

Кн – коэффициент новизны;

Квш – весомость широты;

Квп – весомость полноты;

Кву – весомость устойчивости;

Квн – весомость новизны.

Кр = (0,93×0,37+0,8×0,33+0,7×0,17+0,02×0,3) = 0,73

При проведенных нами расчетах коэффициент рациональности в составил 0,73. Для достижения оптимального уровня, необходимо обратить внимание на формирование устойчивого ассортимента и его обновления.

Матрица BostonConsultingGroup
Для определения портфеля продукции и анализа его жизненного цикла воспользуемся матрицей Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group, BCG).
Выделим три наиболее популярных позиции товаров для составления анализа: тракторы, бульдозеры, экскаваторы.


Изделие

Доля на рынке

  1. Бытовая химия

  2. Бытовые пластмассовые изделия

  3. Промышленные изделия из пластика

80%
74%
72%



Как видно из графика, все из трёх представленных видов производства, можно отнести к «дойным коровам». Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход.

Объем рынка растет высокими темпами и характеризуется увеличением внутреннего производства, а также высокой долей импорта.


5. Анализ ассортимента продукции
В группу хозяйственных товаров из пластических масс входят бытовая химия, посудохозяйственные и прочие хозяйственные изделия. Наиболее обширна и разнообразна подгруппа посудохозяйственных товаров. Её и другие подгруппы рассмотрим ниже.

Посуда из пластических масс с учётом свойств контактирующих с ними веществ по назначению и характеру использования делят на посуду (изделия) из пластических масс, контактирующую и не контактирующую с пищевыми продуктами.