Файл: Диплом Анализ инвестиционной привлекательности предприятийэмитентов металлургической отрасли России.doc
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Инвестиционные характеристики финансовых инструментов рынка ценных бумаг
1.2 Роль биржевой информации при принятии инвестиционного решения
1.3 Содержание и роль биржевой информации
1.4. Сущность отраслевого и макроэкономического анализа на рынке ценных бумаг
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-ЭМИТЕНТОВ
2.1. Эконометрические модели оценки инвестиционной привлекательности
2.3. Метод интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятия-эмитента
3. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
3.1. Общая характеристика состояния и перспектив развития металлургической отрасли России
3.3. Рекомендации по инвестированию в ценные бумаги предприятий металлургической отрасли
Вторичными ценными бумагами, предоставляющими права на приобретение основных ценных бумаг, являются опционы эмитента в форме фондовых варрантов и подписных прав.
Фондовый варрант дает его владельцу право на покупку определенного числа акций (или облигаций) компании-эмитента в течение установленного периода времени по фиксированной цене, ниже рыночной. Срок существования фондового варранта обычно 10-20 лет или не ограничен.
Фондовый варрант продается и покупается на рынке, как и любая другая ценная бумага. Теоретическая цена варранта определяется, с одной стороны, существующей на каждый момент времени разницей между рыночной ценой акции, и ценой, фиксированной в варранте, которая называется его «внутренней» стоимостью, а с другой стороны, зависит от времени, остающегося до истечения срока действия варранта, или «временной» стоимости, в которой отражаются перспективы или ожидания относительно динамики рыночной цены акции данной компании в будущем.
Фондовые варранты могут погашаться эмитентом без обмена на акции, например, путем выкупа у владельцев и т. п.
По своему экономическому содержанию фондовый варрант представляет собой опционный контракт на покупку соответствующей ценной бумаги. Отличия фондового варранта от опционного контракта на покупку состоят в следующем: варрант есть ценная бумага, которая эмитируется компанией, а опцион есть срочный контракт; количество варрантов ограничено размерами эмиссии соответствующей ценной бумаги, а количество заключенных опционных сделок определяется потребностями самого рынка; варранты выпускаются на длительные сроки, а опционный контракт – это краткосрочный контракт; в случае выпуска варрантов величина капитала компании увеличивается в ходе реализации варрантов, а заключение опционных сделок не имеет отношения к капиталу компании; варранты выдаются акционерам бесплатно, а владелец опциона уплачивает за него премию.
Производные финансовые инструменты
Производные финансовые инструменты не являются ценными бумагами, так как не дают своему владельцу тех прав и возможностей, которые дают ценные бумаги. К производным финансовым инструментам относятся: опционы, фьючерсы, варранты.
Опцион – биржевой контракт, дающий право покупателю опциона совершить сделку купли-продажи ценных бумаг на заранее оговоренных условиях.
По приобретаемому праву различают:3
-
опцион «колл», дающий право в течение указанного срока купить определенное количество ценных бумаг по оговоренной цене у лица, выписавшего опцион, но без обязательства эту сделку совершить; -
опцион «пут», дающий право в течение указанного срока продать определенное количество ценных бумаг по заранее оговоренной цене лицу, выписавшему опцион, но без обязательства эту сделку совершить.
При этом продавец опциона должен подчиниться решению покупателя.
По срокам исполнения различают:
-
американский опцион может быть исполнен в любое время в течение оговоренного в контракте срока; -
европейский опцион может быть исполнен только в день прекращения контракта.
По типу финансовых активов, являющихся предметом контракта, различают опцион на акцию и опцион на облигацию.
Выписываются опционы на полный лот (партию в 100 штук).
Фьючерс представляет собой контракт, согласно которому один из участников сделки берет на себя обязательство продать (или купить) по окончании срока договора другому участнику определенное количество ценных бумаг по заранее оговоренной цене. В отличие от опциона, в данном контракте реализуется не право, а безоговорочное обязательство лица, заключившего договор, в любом случае исполнить контракт в указанный в нем срок.
1.2 Роль биржевой информации при принятии инвестиционного решения
Роль информации для инвесторов сложно переоценить. Информация – основной фактор принятия инвестиционного решения. Основным принципом раскрытия информации на рынке ценных бумаг является одновременность раскрытия информации всем пользователям и недопущение селективного подхода. Менеджмент компании должен самым тщательным образом оценивать, что и когда раскрывать.
Информация является главным ресурсом для принятия инвестиционного решения. Несвоевременное или не в полном объеме раскрытие информации может привести к тому, что инвестор осуществит действие относительно ценных бумаг, будь то продажа или покупка, которое будет иметь последствия для эмитента в виде возможных юридических проблем, связанных с исками со стороны инвесторов.
Рынки капитала питаются информацией из различных источников. Хорошо, когда подпитка происходит со стороны эмитента, но случается, что информация поступает в виде слухов, утечек в прессу от конкурентов или контрагентов. Фондовый рынок реагирует деньгами, что выражается в падении или росте котировок ценных бумаг эмитента.
Реакция фондового рынка на поступающую информацию зависит от различных факторов: общего информационного фона, поведения эмитента, типа фонда, который реагирует на поступившую информацию. Так, если информационное поле в момент поступления информации об эмитенте уже насыщено событиями, которые сильнее влияют на инвестиционное решение, нежели раскрываемая информация об эмитенте, то возможны несколько вариантов. Если макроэкономические факторы, которые в рассматриваемый момент доминируют, носят негативный характер, публикация положительной новости может не принести результата. Если по регуляторным нормам с раскрытием данной информации можно повременить, то, наверное, лучше не использовать хорошую новость, так как она не сможет пересилить негативный информационный фон. Несомненно, в данном случае речь не идет о манипулировании на фондовом рынке, а о грамотном планировании раскрытия информации.
Примером является ситуация на фондовом рынке с ценными бумагами российских телекоммуникационных компаний в феврале 2008 года. Так, в первой половине февраля министр связи РФ высказался о возможности отмены взимания платы за звонки с фиксированных телефонов на мобильные для абонентов безлимитного тарифного плана, а также снижения тарифов на местную связь в среднем на 30% в 2009 году. Бесспорно, такие инициативы негативным образом сказались бы на темпах роста выручки и прибыльности операторов фиксированной связи, тарифы которых частично регулируются государством. При этом никаких деталей и оснований для подобных действия озвучено не было. Инвесторы незамедлительно отреагировали на новости, и котировки таких операторов снизились, причем реакция со стороны зарубежных инвесторов была особенно сильной, так как они увидели в этих заявлениях признак повышения риска инвестирования в отрасль и страну в целом. Понятно, что в такой ситуации раскрытие операторами фиксированной связи положительных сведений не
могло бы пересилить информационный фон, доминирующий вокруг их ценных бумаг, так как доля выручки от регулируемых услуг у них по-прежнему высока. При этом инвесторы, придерживающиеся стратегии долгосрочного инвестирования, скорее дождутся разъяснений относительно серьезности данного риска, в то время как спекулятивные инвесторы воспользуются ситуацией для совершения сделок с бумагами таких компаний.
Степень влияния раскрываемой информации на котировки эмитента зависит от ее типа. Весь информационный поток условно можно разделить на биржевую и маркетинговую информацию.
Информационные ресурсы в области биржевой информации включают справочники и базы данных по организациям, оказывающим услуги эмитентам, регистраторам и депозитариям, биржам, брокерским фирмам, инвестиционным компаниям и банкам, базы данных по выпускам ценных бумаг, финансовым услугам, базы данных, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и соответствующие коммерческие предложения, а также специальные базы текстовой информации.
Основными потребителями биржевой информации в России являются профессиональные участники финансового рынка – оптовики, профессиональные инвесторы, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание.
Особенности биржевой информации заключаются в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке.
Существование разных цен на одни и те же ценные бумаги, казалось бы, ставит под сомнение роль денег как всеобщего эквивалента. Однако все сводится только к владению информацией об этой разнице. Как только эти сведения станут известны экономическим агентам, разница исчезнет. Поэтому главное условие успеха деятельности на финансовом рынке – наличие оперативной и достоверной информации.
Существуют комплексные базы данных, охватывающие одновременно биржевую и финансовую, а также экономическую, коммерческую, а иногда и специальную информацию. Эти базы ориентированы преимущественно на профессиональных инвесторов и предоставляют им по возможности всю необходимую информацию для принятия решений по инвестированию.
Всех производителей информационной продукции на российском рынке биржевой и финансовой информации можно разделить на несколько групп.
К первой группе следует отнести:
-
поставщиков «сырой» финансовой информации – финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную биржевую и другую информацию; -
государственные органы управления, такие как Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ; -
банки и биржи.
Вторую группу составляют информационные, консультационные агентства, информационные центры и отделы финансовых институтов и объединений, например Агентство экономических новостей (ЭН), Международное агентство финансовой информации (МАФИ), агентство «Прайм», агентство «Анализ, консультации и маркетинг» (АК&М), «РосБизнесКонсалтинг», Экономическое информационное агентство «Рейтинг» (Рейтинг ЭИА), Консультационное агентство «Скейт-Пресс», ООО «МФД-ИнфоЦентр», Федерация фондовых бирж России, Агентство коммерческих новостей «Коминфо», Агентство экономических новостей «Пал Информ», АО «Инсайт», АО «Нефтехим», «Сетевая служба новостей», АО «ИКС-МИР», НПФ «Мастак», «ТВ-Информ-Би» и др.
Третью группу образуют издательские дома, газетные объединения и информационные службы, такие как «Финансовая газета», издательский дом «КоммерсантЪ», газета «Экономика и жизнь», агентство «ИТАР-ТАСС» и ряд других.