Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ролевые функции организаторов СКД: Новаторство, лидерство, участие в создании необходимых социально-экономических условий развития различных формах досуговой деятельности жителей социума. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения.
Вопрос №26. Организация СКД молодежи.

Проблемы молодежного досуга
Досуг – это время для восстановления физических и духовных сил человека, совершенствование его способностей в тех направлениях, которые соответствуют его природным склонностям и духовным интересам. Характерные возрастные и психологические особенности, формирование мировоззрения. Юношеское самоопределение – важный этап формирования личности. Стремление определить свое призвание и место в жизни, проявляются интересы к разнообразным проблемам современности. Стремление общаться со сверстниками и с людьми старшего возраста. Задача организаторов КДД: обеспечить набор разнообразных видов деятельности. Вовлекать в объединения, в клубы по интересам. Необходимо формировать интересы, связанные со стремлением решить проблему «Кем быть?», так как каждых хочет найти себя в этом возрасте. Проводить диагностику профессиональных интересов.

Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.

В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.

Формы работы с молодежью

  1. Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)

  2. Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)

  3. Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)

  4. Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)

  5. Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные

  6. Диспут-кулубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы.

  7. Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.

  8. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы

  9. Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.


Молодежный досуг всегда характеризовался разнообразием развлечений, которые представляют собой способ реализации свободного времени, предполагающий расслабляющий отдых, нервную разрядку. Развлекательностью характеризуются многие формы досуговой деятельности и занятий. Множество разнообразных вариантов проведения свободного времени объединены в 5 групп: 1. Общение с друзьями: у себя дома или у друзей, вне дома. 2) Пассивные домашние формы отдыха: чтение книг, журналов, газет; просмотр телепередач, слушание радио; просмотр видеофильмов, слушание музыки. 3) Активные формы отдыха вне дома: посещение дискотек, посещение кафе, баров, ресторанов, посещение кино, театров, концертов, туризм, выезд на природу. 4) Саморазвитие: занятие спортом, любительские занятия, самодеятельное творчество. 5) Домашнее хозяйство: занятие по дому, садоводство огородничество. СМИ являются важным фактором социализации современной молодежи. Обладая ценностно-ориентирующей, культурно-образовательной функциями СМИ могут и должны играть ведущую роль в формировании мировоззрения молодых людей. Итак, досуг дает возможность современной молодежи развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант, если подходить к этому с позиции своей жизненной задачи, своего призвания.
Вопрос № 27. Финансирование организаций культуры.
Каналы финансирования:
1. прямое бюджетное финансирование:
а. Капитальные вложения (инвестиции) – средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение.

б. Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, выделяемые по смете в соответсвии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства.

в. Целевые поступления – бюджетные средства, предоставленные на ведение основной деятельности.
2. косвенное бюджетное финансирование.

а. Налоговые льготы – льготы предоставляемые учреждению культуры по уплате налогов

б. Иные финансовые льготы – например, закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях – передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы, льготные тарифы на коммунальные услуги.


в. Доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использование имущества.
3. привлеченные средства – альтернативные, внебюджетные источники финансирования: благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов.

Вопрос № 28. Игра в социокультурной деятельности. Игровые формы досуга. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. На протяжении всей истории человечества миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – категория вечная. Игра – сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых. Игра – неповторимый мир детства, живущий по своим вечным законам. Игра – понятие многогранное. Оно означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, тренинг. Особое значение игра имеет в жизни ребенка. В процессе игры происходит познание ребенком мира и самого себя. Это связано с тем, что игра многофункциональна. Функции игры. Социокультурная. В процессе игры происходит усвоение ребенком знаний, культурных ценностей и норм поведения данного общества. Кроме того, происходит освоение им будущих социальных ролей (игры в дочки – матери, в профессии). Коммуникативная в процессе игры ребенок и любой играющий осваивает навыки общения с коллективом и отдельными его членами. Диагностическая функция. Игра наиболее объективно раскрывает интеллектуальные способности ребенка, двигательный потенциал, творческие задатки, характер, отношения к другим людям. Наблюдая ребенка в процессе игры, можно составить о нем объективное мнение. Терапевтическая функция. Игра часто выступает как средство терапии к больным детям, стимулирует работу больных органов. Коррекционная функция. Эта функция рассматривается психологами как способ раскрытия потенциальных возможностей ребенка, правильного развития его психики. Рекреационная функция. Игра доставляет удовольствие, развлекает, раскрепощает, воодушевляет, несет радость. Все это позволяет человеку восстановить свои физические силы и душевное равновесие. Структура игры. Игра имеет свою структуру. В структуру игры, как деятельность, входят: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов. В структуру игры, как процесса, входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сожжет ( содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Мотивация игровой деятельности – это добровольность, свобода выбора вида игры, самореализация и самоутверждение, удовольствие, азарт, соревновательность, получение материального или морального поощрения и т.д.
Виды игры. Мир игры разнообразен. С.А. Шмаков выделяет следующие группы игр: физические игры. Их основная функция – физическое развитие, укрепление здоровья. К ним относятся подвижные, спортивные, лечебные игры. К подвижным относятся народные игры и забавы, современные игры, в основе которых лежит борьба, состязательность, конкуренция (кто быстрее, выше, дальше, результативнее). Это игры не имеют жестких границ и правил, и приемлемы для детей любого возраста, а так же для людей любого возраста, отдыхающих на природе. К спортивным играм относятся преимущественно командные игры с точно установленным количеством игроков, нормированным пространством, жесткими правилами игры. Эти игры больше подходят для детей старшего возраста и физически подготовленным людям. Лечебные игры – это игры с щадящими нагрузками и имеющие определенную направленность, позволяющую стимулировать работу больных органов. Интеллектуально-творческие игры. Основная функция таких игр – развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей. Сюда относятся: дидактические игры (обучающие и развивающие), электронные, компьютерные, игры-автоматы (кнопочные) настольные игры (шахматы, шашки). Социальные игры. Основная их функция – подготовка детей к жизни. К этой группе игр относятся сюжетно-ролевые игры и деловые игры. В сюжетно-ролевые игры играют, как правило, дети младшего и среднего возраста, в деловые – взрослые (в рамках повышения квалификации). Сюжетно-ролевые игры являются для детей своеобразной практикой. Они моделируют жизненные ситуации и играют в них определенные роли: семейные роли (отец, мать, дочь, сын); роли - профессии (летчик, моряк, учитель) роль известного взрослого человека ( известного деятеля, героя фильма, книги). Деловая игра – способ освоения подростками и молодежью сферы какой-либо серьезной деятельности. Например, освоение субординации в трудовом коллективе, примеривание какой-либо профессиональной роли (руководителя фирмы, менеджера). Комплексная игра – коллективная театрализованная игра, где игры используются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами. Игры по виду деятельности: Физические (подвижные), интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. Игры, определяемые по характеру процесса: обучающие, познавательные, воспитательные, творческие, коммуникативные, профориентационные.
Игры, определяемые по характеру методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, игры-драматизации. Игры, определяемые по направленности: экологические, музыкальные, театральные, литературные, технические, экономические, народные. Технология подготовки и проведения игры

Игра требует определенной подготовки, в которую входят: выявление интересов, склонностей и возможностей участников; выбор места и времени предстоящей игры; оформление игрового пространства, решение технических вопросов; выбор игровых и педагогических приемов для решения поставленных задач; выработка стиля, манеры поведения, игрового образа ведущего игры; отбор участников, формирование команд.

Технология проведения игры может иметь следующую схему: изложение правил игры; открытие перспективы будущей радости (подарки, призы); вовлечение участников в игру, управление игровым действием; организация финала; чествование победителей. Игровые программы. Это совокупность различных игр, состязаний, конкурсов, театрализаций, объединенных общим сюжетом. Сущность игровой программы заключается в том, что в ней важен не только результат, но и сам процесс переживаний, связанный с игровым действием. Игровая программа имеет богатые возможности сформировать положительное отношение к некоей неигровой деятельности. Начиная работать на программой необходимо определить: 1) цель (для чего и для кого, почему именно игровая программа). 2) участники (возраст, пол, их интереса, где учатся). 3) направление (спортивное, экологическое, эстетическое и т.д.). 4) видом (познавательная, развлекательная, интеллектуальная). 5) названием. 6) содержанием. 7) оформлением. 8) ведущим. Облегчит составление игровой программы деление ее на части: 1. Вводная часть. Она дает настрой, знакомит участников с условиями, сюжетом. 2. Основная часть. Раскрывает содержание, дает возможность для реализации поставленных задач и т.д. 3. Итоговая часть. Дает возможность подвести итоги, наградить победителей и участников, проанализировать программу. 4. Последействие. Будут ли ожидать следующую игру, захотят ли играть с этим ведущим, и доволен ли ведущий проведением программы, есть ли у него желание продолжить свою деятельность в том же качестве.

Вопрос № 29. Программно - целевой метод финансирования.
Финансирование – выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство и реконструкцию объектов, сожржание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и др.