Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Финансирование культуры – показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.

Каналы финансирования:

  1. прямое бюджетное финансирование:

- капительные вложения (средства на строительство, приобретение оборудование, ремонт)

- бюджетные средства выделяемые по смете учреждению на ведение основной деятельности

  1. косвенное бюджетное финансирование:

- льготы по уплате налогов (# на имущество, на землю и тд.)

- закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды (в основном плата за аренду незначительна)

3. внебюджетные средства т.е. самостоятельно заработанные учреждением в рамках его основной (уставной) деятельности.

Программа – согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки.

Основные характеристики программ:

- направленность на решение конкретных проблем

- комплексный характер плановых мероприятий

- согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполнителям, времени осуществления.

Порядок разработки программ:

  1. анализ социокультурной ситуации:

- выявление проблем решение которых возможно с помощью программных средств

- определение наиболее важных проблем

2. разработка программ:

- постановка целей

- определение целей в системе задач

- определение конкретных мероприятий, которые обеспечат выполнение поставленных целей увязанных с ресурсами и сроками.
Федеральные программы предназначены для решения задач приоритетных для всей страны – финансируются за счет федерального бюджета.

# федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

# федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)".
Региональные (областные) программы – позволяют выбрать стратегию развития конкретных регионов (областей, краев), финансируются за счет средств региона, области.
Территориальные (муниципальные) программы – разрабатываются применительно к муниципальным образованиям с учетом специфики развития культуры именно этой территории


# целевая программа "Культура ЗАТО Северск" на 2009 - 2011 годы.

# целевая программа сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности; охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.
Основные достоинства программ:

- направлены на достижение определенной цели,

- определяются не количественными показателями а проведенными мероприятиями,

- часто объединяют разные учреждения, заставляя их работать вместе.
Вопрос № 31. Роль социологических исследований в СКД. Методы социологических исследований. Социология – наука об обществе как о целостной системе, законах его развития и функция, включая все его структуры, а так же развитие всех форм социума. Социологические исследования – система теоретических и эмперических (чувственных) процедур, позволяющих получить знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем. Существует определенное учение о формах и методах исследования или познания – методология. Совокупность приемов исследования, включая методику, технику, поиск соц.информации. Методология социологического исследования. Функции социологического исследования: познавательная (аналитическая – анализ). Диагностическая – прогнозирование. Объяснительная – критическая. Виды социологического исследования. По научной глубине и степени сложности: Разведывательные, описательные, аналитические (научное социологическое исследование. Отличающееся глубиной и масштабностью используемых процедур) По месту проведения: лабораторные (проводятся в специально созданных условиях), полевые (проводятся в естественных условиях), В зависимости от сроков проведения исследования плановые, случайно-оперативные, В зависимости от основного метода сбора первичной информации: опрос, наблюдение, эксперимент, контент-анализ (анализ документов, социометрия. Программа социологического исследования досуга: составление начинается с выбора: темы, постановки цели, определения задач, объекта исследуемого предмета, гипотезы, определение объема выборки, то есть число опрашиваемых. Выборка должна быть оптимальной. Основные методы выборки: метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Метод формирования выборки на базе трудовых коллективов. Почтовый опрос читателей газеты или журнала. Составление общего плана и этапов исследований Характеристика методов исследования. Инструментарий социологического исследования – набор специальных документов (анкеты, опрос) с помощью которых производится социологическое исследование. В отличие от других социологических методов в контент-анализе объектом исследования являются тексты. Наблюдение используется для сбора и обобщения первичной информации, занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального поведения индивидов, отражает конкретные события в конкретных ситуациях. Эксперимент в сфере досуга. С помощью эксперимента можно получить информацию о результатах досуговой деятельности людей в процессе воздействия на них заданных и контролируемых факторов. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинных связях социокультурных процессов, выявление наиболее существенных из них. Метод анкетирования. Анкетирование – один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента. Метод тестирования – метод техники изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Опрос – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе анкетирования или интервью социолога и респондента путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Вопрос № 32. Концертная деятельность учреждений.

Концерты. Технология. Виды концерта: театрализованный концерт, праздничный, тематический, и др. Театрализованный концерт – это

Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Технология организации и проведения концертов как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.

В Положении о концерте указывают 1) название концерта, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа концерта, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации может относится: мастер-классы, досуг и развлечения.

Методика подготовки:

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)

Создание постановочной группы:

сценарист-режиссер, художник,

музыкальный руководитель,

осветитель

Создание сценария:

=1 вариант - социальный заказ

=2 вариант - плановое мероприятие

Написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов

Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и ведущих, концертных номров,


распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

Вопрос № 33. Фольклор в системе художественного народного творчества. Фольклор - традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философское эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений. Фольклор - важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий крупнейшие события в жизни народа и государства, определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор – это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия. Традиция – это действие, принципы, нормы поведения людей, которые переходят из поколения в поколение из всех сфер жизни. Фольклор – народная мудрость, знания, передача опыта. Обычаи – часть традиций, одна из форм передачи информации от одного поколения к другому. Фольклор имеет конкретную историческую окраску и конкретный исторический смысл: сакральный, ритуальный, эстетический, прагматический. В границах исторических эпох возникали различные фольклорные парадигмы или волны, связанные с конкретными историческими событиями. При этом каждый фольклорный жанр отличают свои закономерности возникновения, расцвета, затухания, включения в культуру. Его развитие не совпадает по своим временным рамкам с границами явления, их вызвавшего. Исторические песни, сказания о Пугачевском или Разинском восстаниях были рождены ими, но остались в культуре и после их подавления. Рамки периодизации художественного явления в истории всегда относительны. Они скорее показывают время зарождения, социальный и художественный контексты, а также указывают на их связь. При этом всегда остаются элементы субъективности в восприятии исторических событий и в оценке производимого ими влияния в целом на художественную культуру и ее отдельные структуры. В современной социокультурной ситуации формируется новая этнофольклорная среда, в котрой развивается сохраняя наиболее привлекательные стороны и черты, фольклор. Легенды, былины, песни, сказания, заклинания, предания.


Этнические стихотворные жанры. Малые лирические жанры: частушки, припевки, куплеты.

Состав и классификация жанров русского фольклора: Литературный фольклор подразделяется на роды и жанры. Долгий процесс формирования родов и жанров был у восточных славян. Возникновение фольклора связано с трудовой деятельностью, начиная с первобытно-общинного строя. Возникает и развивается искусство, что связано с развитием языка, который, в свою очередь, возникает и развивается в процессе труда. Первичное искусство связано с трудом, в нем проявляются первичные формы: анимизм, магия, тотемизм, мифология. Древние наскальные рисунки изображают зверей, человека. Человек изображается в пляске. Прежде чем возникла песня, возник и развивался язык (речь). В процессе развития языка возникает художественные элементы. Особую роль играл ритм. В начале трудовых действий, которым подчинялась речь (восклицания, выкрики), выкрики упорядочивались, что облегчало ритм. Это привело к возникновению поэзии труда. Они имели цель облегчить труд, объединить усилия работающих, приобретали эстетическую окраску. Ритмические звуки превращались в эмоциональные восклицания – интонационные мелодии. Состав и классификация жанров русского фольклора: Литературный фольклор подразделяется на роды и жанры:I Обрядовая поэзия. 1. календарные (зимние, осенние, весенние, летние, цикличные). 2. семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная). 3. заговоры.

II. Необрядовая поэзия. 1. Эпические, прозаические жанры. Устное народное творчество :сказка, предания, легенды (и былина как его вид), поговорки, пословицы, скороговорки, Заклички, детские стишки. 2) эпические стихотворные жанры – былина, исторические песни(старинные), балладные песни. 3) Лирические стихотворные жанры – песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки) 4) Малые не лирические – пословицы, поговорки, загадки. 5) драматические тексты и действия – ряженье, игры, хороводы, сцена и пьесы. Сформировалась система художественных элементов: 1. Музыкальное творчество – а) музыкальное – оркестры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. б) вокально–хоровое: хоры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. 2. Хореографическое творчество: народные танцы, пляски, хороводы; солисты, массовые танцы, игровые и сюжетно-бытовые танцы. 3. Изобразительное творчество: сюда входит все, что касается оформления праздника: костюмы, грим, бутафория, декорации, изготовление чучел, масок, и др. 4. Театральное творчество – это выступление театральных коллективов, ряженных, масленичные комедии, организация шествий, маскарадов, карнавалов, театральные игры. Сюда же относятся показы пьес, сценок, выступление кукольных театров и др. 5. Технические средства: фонограммы, озвучка, свет, пиротехнические средства. 6. Игры обрядовые, народные, подвижные, календарные. Внедрение народных традиций и фольклора в современные театрализованные праздники и обряды стало сегодня одним из важных направлений создания их сценарно-режиссерского замысла практически во всех регионах страны. Такой синтез дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению событийности с позиции исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, старое и новое. Тем самым исконно народные праздники обретают новое содержание. В связи с этим стоит проследить эволюцию старинного народного праздника Ивана Купалы. Праздник Ивана Купала является одним из главных языческих праздников славян. После принятия христианства он совпал с рождеством Иоанна Крестителя. В ночь на Ивана Купала молодые люди искали себе пару, выбирали свою судьбу: девушки бросали на воду венки с зажженными свечами, а юноши должны были их выловить — чей венок поймает, та девушка и станет его женой. Купальские обряды, в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, разжигание костров, гадания на суженого, купание. В Ночь Ивана Купала разжигали огромный костер на берегу реки и танцевали на пляже под живую музыку. В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает волшебные силы травам и цветам, и в ночь Рождества Иоанна Предтечи запасались разными травами и цветами. Их обычно приносили в церковь к обедне для освящения, чтоб «употреблять потом против наваждения нечистой силы, против переполоху». Через фольклор ребенок с раннего детства познает мир, детские стихи – в них выражено отношение, обращение и одухотоворение явлений природы. Еще в младенчестве ребенок слышит колыбельные, которые также пробщают его к народной культуре. Сегодня уделяется большое внимание к сохранению и развитию фольклора. Фольклор имеет огромное значение в системе народного творчества и главное, посредством фольклора реализуются задачи по формированию народного сознания.