Файл: Модуль Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 4. Административное право

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки

3. Понятие и принципы государственного управления

Соотношение понятий «государственное управление» и

Теории государственного управления

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Виды субъектов административного права

Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Федеральные органы исполнительной власти

Список литературы

Модуль 4. Административное право

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих

служащих

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Понятие и основные черты административной ответственности

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Понятие административных наказаний, цель их назначения

Общие правила наложения административных наказаний

Список литературы

состав), то ч. 3 этой же статьи за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями.

Помимо обязательных элементов объективной стороны административного правонарушения, существуют и факультативные элементы.

Факультативныеэлементы:

      • время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние, и наступили общественно вредные последствия),

      • место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия),

      • способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения),

      • обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения).

Например, осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 8.40), или по форме меры ответственности - санкции: «лишение права за

грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом» (ч. 1 ст. 3.8).

Данный аспект объективной стороны носит квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.

Однако вопрос о квалификации
грубости в правонарушении отдается на усмотрение должностного лица или органа, рассматривающего административные дела.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Повторность означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию.

Например: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).

Неоднократностьюпризнаетсясовершениеболеедвуходнородныхправонарушений, а систематическим правонарушением считается такое,котороеповторяетсяв течениегода несколькораз.

Субъектом административного правонарушения является физическоеили юридическое лицо. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для физических лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и

противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие
хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Кроме вышеназванных общих субъектов административного правонарушения, выделяют специальных субъектов должностных лиц, водителей, несовершеннолетних и др., а также особых субъектов военнослужащих, лиц, имеющих специальные звания, и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других ограничение применения мер административной ответственности.

Более чем в 300 статьях КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением.

Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ.

В действующем КоАП
РФ впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности.

В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ. Прежде всего, к должностным лицам относятся представителей власти, т.е. лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия.

Необходимо обратить внимание на некоторую оговорку, закрепленную законодателем. Суть ее в том, что лица, осуществляющие организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции, приобретают статус должностного лица только при условии, если они работают (проходят службу) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Это общее правило, но из него законом может быть
сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В конкретных статьях Особенной части КоАП РФ, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

КоАП РФ предусматривает специальную ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту либо пребывающих в запасе граждан, призванных на военные сборы.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. 1495.

КоАП РФ также конкретно перечисляет категории лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в ряде государственных органов.

К их числу отнесены сотрудники органов внутренних дел, уголовно-